2. Актуализация знаний учащихся | Вступительное слово На прошлом занятии мы познакомились с вами с понятиями кулинария, основами рационального питания (режим питания, пищевой рацион и т.д.). Но мы почти не затронули тему условий приема пищи. Известно ли вам, сколько времени мы проводим на кухне сутки? Сколько времени уходит на приготовление одного блюда? ( Ответы учеников). Кухня является важной комнатой в доме. В ней мы собираемся всей семьей за завтраком, обедом и ужином. На кухне, за чашкой чая, как правило, ведутся задушевные беседы с друзьями. Именно поэтому это помещение должно быть наиболее красивым и удобным. Ни в одной комнате так ни ценится функциональность и мобильность, как на кухне. От того, как разместятся на кухне посуда, техника, продукты и т.д. зависит удобство и безопасность хозяев жилья, а так же хорошее настроение. (слайд №2) | беседа демонстрация слайдов | Слушают учителя Отвечают на вопросы, рассуждают, дискутируют, приводят примеры. |
3. Формирование новых знаний | Интерьер и планировка кухни - столовой. А что такое интерьер? Планировка? Интерьер – это внутреннее убранство и устройство помещения Кухня - помещение, которое используют для хранения и обработки продуктов, приготовления и приема пищи. Планировка - это размещение мебели и кухонного оборудования в помещении, в зависимости от его размера и формы. (слайд №3) Сегодня на уроке вы познакомитесь с видами планировки кухни, с правилами размещения оборудования. Эти знания вам пригодятся в будущем при планировании своего дома. Требования к кухне . К современной кухне предъявляются определенные требования: Санитарно-гигиенические – это здоровый микроклимат в помещении: чистота, комфортная температура и влажность воздуха, изоляция помещений от внешнего шума. (слайд №4) Эстетические – это гармоничное сочетание в интерьере цвета, фактуры и формы предметов. Психологи доказали, что цвет посуды напрямую влияет на аппетит, так как влияет на эмоциональную сферу человека. Зная особенности цветового восприятия, можно усмирять свой голод, например, на диете или эффективно накормить ребенка, который капризничает и не желает есть. (слайд №5) Прежде, чем познакомить вас со следующим (главным требованием), о котором вы до сих пор не слышали, мы просмотрим с вами фрагмент мультфильма, созданного по мотивам сказки великого писателя Льва Толстого «Маша и три медведя» (отрывок - 2,5 минуты) (приложение №1) Эргономика – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека с техническими средствами, предметом деятельности, т.е. окружающей средой Эргономические - оборудование кухни должно занимать как можно меньше места, чтобы создавать комфортные условия пребывания на кухне. Это позволит свободно передвигаться по кухне и увеличить используемое пространство. Освещение кухни должно быть достаточным для выполнения различных работ. Желательно оборудовать зону приготовления пищи дополнительным источником света. Предпочтительнее использовать лампы теплого желтого цвета, так как лампы дневного света (белый, голубой) оттеняют продукты, изменяя их естественный цвет и вид. (слайд №6) Вот мы с вами и познакомились с требованиями, предъявляемыми к интерьеру кухни. Вы уже засиделись на одном месте, и вашему телу требуется небольшая физическая разминка. Я предлагаю вам сменить пассивную деятельность на активную. Но чтобы не терять связь с темой урока, мы с вами выполним следующее практическое задание. Вы сегодня все принесли сантиметровые ленты, и я предлагаю проверить эргономику вашего рабочего места. Измерьте высоту сидения своего стула и парты и сравните с стандартами приведенными на данном сладе. Сделайте выводы. (слайд №7) Зонирование кухни и «рабочий треугольник». Вся площадь кухни делится на две зоны - рабочую и столовую. 1) Расстановка мебели и оборудования в рабочей зоне должна происходить по принципу «РАБОЧЕГО ТРЕУГОЛЬНИКА», который задается положением мойки, плиты и холодильника. Рабочая зона предназначена для приготовления пищи. Рабочие поверхности кухонного оборудования должны составлять одну непрерывную рабочую линию. Кухонную плиту и мойку встраивают в рабочую линию. При этом их верхние плоскости должны быть на одном уровне с рабочими поверхностями столов-шкафов. 2) Столовая зона. Если площадь кухни больше 7 кв. м. и есть возможность поставить обеденный стол на несколько человек, то таким образом создается зона столовой. Обустройство в кухне столовой зоны намного облегчает домашний труд хозяйки квартиры. При этом отпадает необходимость размещения в гостиной постоянного обеденного стола. ( слайд №8) Виды планировки кухни. Существуют следующие виды планировки кухни: однорядная, двухрядная, Г- образная, П- образная и кухня-остров. Выбор планировки определяется формой кухни, ее размерами, а также расположением в помещении окон и дверей. ( слайд №9) КУХНЯ В ОДИН РЯД Однорядная схема размещения оборудования рекомендуется при расположении кухни в узких (шириной не менее 1,9 м) вытянутых помещениях, где окна находятся в торцевых стенах. В этом случае около одной продольной стены располагается обеденная зона, а около другой – зона приготовления пищи (рабочая зона). Рассчитана такая кухня на маленькую семью, состоящую из двух человек. Основным преимуществом такой планировки является то, что основное оборудование располагается очень компактно вдоль одной стенки. (слайд №10 ) КУХНЯ В ДВА РЯДА Двухрядная планировка применима в помещениях шириной не менее 2,3 м, которые имеют форму удлиненного прямоугольника и у которых длина продольной стены недостаточна для размещения оборудования в один ряд. Как правило, такая планировка проста и удобна. На одной стороне наиболее оптимальным вариантом будет установка мойки и плиты, а на другой – холодильника и шкафа для посуды. Возможен и другой вариант планировки: с одной стороны холодильник, мойка и стол-шкаф для подготовки продуктов, а с другой – плита и стол для подготовки блюд. ( слайд №11) Г-ПЛАНИРОВКА Г-образная планировка наиболее удобна в небольших помещениях, форма которых приближается к квадрату, особенно при размещении в кухне обеденного стола. Эту планировку можно применять и в небольших узких помещениях. Г-образная схема удобна и рациональна. Она обеспечивает непрерывность линии оборудования и одновременно создает возможность устройства рабочей зоны у окна. Планировка обеспечивает хорошее деление кухни на рабочую и столовую зоны. (слайд №12) П-ПЛАНИРОВКА П-образная планировка выгодна в кухнях с окном в продольной стене. Она является наиболее удобной, поскольку оборудование устанавливается вдоль трех свободных стен кухни. В помещениях с большой площадью такая планировка дает возможность использовать кухню в качестве столовой. Благодаря экономному использованию площади помещения эта планировка оправдала себя не только в больших, но и в малых кухнях площадью 5-6 кв.м. П-образная планировка обеспечивает расположение оборудования в непрерывную линию независимо от размеров помещения, а также позволяет экономно использовать не только площадь кухни, но и угловые элементы мебели и оборудования. ( слайд №13) КУХНЯ-ОСТРОВ Кухню-остров можно оборудовать исключительно в кухне больших размеров, используя Г-образную или П-образную планировки, а также дополнительную рабочую зону посередине помещения. Кухонный остров одновременно является кухонным столом, рабочей поверхностью, шкафом для хранения множества предметов кухонной утвари и даже баром. На кухонном острове можно установить мойку и плиту, таким образом, расширив рабочую зону. ( слайд №14) | рассказ, демонстрация слайдов, видео. | Предлагают, высказывают своё мнение, записывают определения. Смотрят презентацию; записывают определения. Обсуждение просмотра . физразминка зарисовывают схемы планировок в тетради |
(на закрепление материала) (15 минут)
(на закрепление материала) (5 минут) 4. Практическая работа | План работы: 1. Перечертить в тетрадь представленный вариант кухни по заданным размерам. 2. Указать расположение окна и двери. 3. Определить и записать по рисунку вид планировки кухни. 4. В планировке цветным фломастером начертить рабочий треугольник. 5. Передать соседу по парте свою тетрадь для проверки и выставления оценки. 6. Сверить свою работу с правильным ответом на слайде. ( слайд №15) (карточки самоконтроля - приложение №2) Мы рассмотрели с вами различные виды планировок кухни. Но какая, же будет кухня без столовой и кухонной посуды, бытовой техники без которых нельзя представить современно кухни. (приложение №3) Мы рассмотрели с вами различные бытовые приборы. Многие из них вы хорошо знали, с некоторыми познакомились впервые. Но я хочу еще раз обратить ваше внимание на необходимость соблюдения правил безопасно работы при использовании бытовой техники на кухне. ( слайд №16) Сейчас вы получите по конверту на парту с пазлами и буквами. Ваша работа будет проходить в паре с соседом по парте. Один собирает пазл, другой слово или слова, обозначающие название предмета на вашем пазле. Первые пять парт с правильным ответом, получат пятерки. (карточки самоконтроля (пазлы) - приложение №3) Ну вот теперь у вас достаточно знаний, чтобы приступить к практической работе по построению интерьера кухни в 3D формате. Но прежде давайте сделаем физическую разминку. Поскольку наша дальнейшая работа будет происходить за компьютером, то давайте проконтролируем эргономику рабочего места. Давайте замерим сантиметровой лентой ширину стола и парты и сравним с данными эргономики. ( слайд №17) Трех мерное построение планировки кухни мы будем производить в программе Sweet home 3D. Программа для простых пользователей, но с очень обширным функционалом. Ей пользуются даже профессиональные строители. Дружелюбный интерфейс и огромный набор инструментов позволяет создавать как очень простые модели комнат, так и детальные планы коттеджей в несколько этажей. Огромным плюсом можно назвать создание плана дома сразу на двух рабочих экранах – чертежном листе и 3D пространстве. Программа с установочными фалами – (приложение №4) Инструкция по работе в программе - Программа для (приложение №5)поль | беседа демонстрация презентации практическая работа | Выполняют работу над полученным вариантом интерьера домашней кухни. Выполняют планирование интерьера под руководством учителя, поочередно работая в программе с демонстраци-ей на видео экран |