СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока истории Казахстана Национально-освободительное движение 1916 года (1 час)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по истории Казахстана предлагается для учителя истории. Цель:  

формирование представлений учащихся о ходе национально-освободительного движения 1916 г. в Казахстане.

осознание неизбежности национально-освободительного движения 1916 года в силу сложившихся социально-экономических условий и колониальной политики русского царизма

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории Казахстана Национально-освободительное движение 1916 года (1 час)»

Дата

Время

Тема занятия:

Национально-освободительное движение 1916 года (1 час)

Предмет:

История Казахстана

Класс: 9

Имя учителя: Чёрная Евгения Александровна

Общая цель:

формирование представлений учащихся о ходе национально-освободительного движения 1916 г. в Казахстане.

осознание неизбежности национально-освободительного движения 1916 года в силу сложившихся социально-экономических условий и колониальной политики русского царизма

Задачи:

. Учащиеся будут знать:

  • определять характер восстания;

  • работать с картой;

  • на основе распределения ролей учатся работать в группе

Учащиеся будут уметь:

  • составлять хронологическую таблицу «Ход национально-освободительно

го восстания 1916 года в Казахстане»

  • определять причины поражения восстания;

  • определять историческое значение восстание

  • сравнивать особенности двух очагов восстания 1916 года


Результаты обучения:

Учащиеся знают причины, повод, ход, итоги и историческое значение восстания 1916 года

Ключевые идеи:

Восстание 1916 г. занимает особое место в истории многовекового национально-освободительного движения казахского народа

Методы:

Технология «критическое мышление».

Языковые цели (новые слова)

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

восстание, реквизиция, инородцы, либерал-демократы, демократы-революционеры, «национально-освободительное движение», «радикальная партия», «революционно-демократическая партия».

Тип урока:

Изучение нового материала.

Материальное обеспечение:

Учебник М.Козыбаев, К.Нурпеис, К.Жукешев «История Казахстана» 9 класс, слайдовая презентация, карта «Национально-освободительное движение 1916 г.», портреты руководителей движения,

Ход занятия:



I Организационный момент











II Стадия вызова



















II Стадия осмысления





















































IV Рефлексия







































































V Д/з



VI Подведение итогов занятия

Действия учителя



Психологический настрой учащихся на урок. Создание благоприятной среды для обучения, деление учащихся на группы (вытягивание жетонов с цифрами для создания групп)



Стадия вызов. Групповая работа. Кластер«Понятийное колесо». Ключевое понятие «Восстание»

Совметсно с учащимися, обратившись к презентации, определение целей и задач урока.


План изучения нового материала: 

  1. Семиреченский центр восстания. 

  2. Тургайский центр восстания. 

  3. Итоги движения. 

  4. Причины поражения. 

  5. Историческое значение. 

Алгоритм изучения восстания: 
Учитель раздает каждой группе: 1,2, 3 задание – первая группа, 4 задание – вторая и третья группы (Тургайский и Семипалатинский очаги восстания)

5,6 задания – четвертая группа

  1. Причины восстания. 

  2. Цели восставших. 

  3. Движущие силы. 

  4. Ход восстания. 

  5. Причины поражения восстания. 

  6. Историческое значение восстания. 

Дает задание: составить таблицы, кластеры по полученным темам









Работа по парам. Задания на соответствие:

1.Дата-событие:

25.06.1916- указ о тыловых работах

23.08.1916- указ об освобождении от реквизиции отдельных слоев населения

2.Историческая личность- цитата

А. Бокейханов –«Послушайтесь, не проливайте кровь, не сопротивляйтесь»

М.Дулатов- « Народ избивался, лишался сна и покоя....»

А. Байтурсунов-«Казахи должны быть на фронте, наравне с другими нациями, с оружием в руках защищать страну, а привлечение к «черной» работе считаем унизительным»

3.Цифра-значение

2400000-переселенцы с России с1907-1912

19-43- возраст реквизированных

500000- кол-во подлежащих к реквизициив Туркестанском и Степном крае.

9- ханов избрано в Тургайском и Ыргызском уезде

4- казы избрано в Ерексайской волости Акмолинской области

Объясняет ДЗ: выучитматериал урока


Обратная связь.

Как вы считаете, что вам сегодня на уроке удалось?

А над чем еще надо поработать?


Действия учеников



Учащиеся садятся согласно вытянутых цифр





Учащиеся в группах составляют кластер.

Учащиеся определяют цели и задачи урока.



















Учащиеся, пользуясь учебником, Интернет-ресурсами (сотовые телефоны) выполняют задания на формате А4





Защищают составленные таблицы, составляют сводную таблицу









Учащиеся выполняют задания в парах, проверяют выполненную работу. Взаимопроверка



























































Учащиеся записывают ДЗ





Учащиеся отвечают на вопросы














































Приложение. Выполненные работы учащимися (может служить материалом для учителя)

Причины, повод и начало движения 1916г.

Основной причиной национально-освободительного движения стало усиление колониальной политики России. ( понятия «колония»,»колонизация») А также национальное и социальное угнетение.

Причины восстания



Усиление колонизации набор казахов на тыловые работы изъятие земель



Угнетение разграбление казахской степи

25 июня 1916г. Все мужское население от 19 до 43 лет по указу отправлялось на тыловые работы.( более 500 тыс. Человек) Более зажиточные слои населения нашли способ и не были отправлены на работы ( стр. 8 зачитать)

Это явилось последней каплей для гарода. Одновременно восстали народы разных регионов Казахстана. Создавались повстанческие отряды, которые нападали на байские аулы, громили правления и аулы волостных управителей. На подавление восстания из России были высланы карательные отряды. К этому движению примкнули и представители национальной интеллигенции: Рыскулов, Бокин, Сейфулин, Мендешев и др.

3) Характер движения и движущие силы.

Восстание охватило весь Казахстан и Среднюю Азию. Главной движущей силой стали народные массы – шаруа, рабочие, каз. знать, интеллигенция. Характер движения был стихийным, неоднородным.

4) Семиреченский центр движения.

Причины и предпосылки национально-осв. движения 1916г.

- захват земель местного населения

- ухудшение положения народа во время Первой мировой войны;

- усиление налоговой политики;

- усиление политики русификации.

- рост цен в 4 раза.

Территория движения: весь Казахстан и Средняя Азия.

Движущие силы:скотоводы- казахи, рабочие, бии, правители волостей, интеллигенция.

Поводом для движения стал указ от 25 июня 1916г. о мобилизации «инородческого населения» на тыловые работы в возрасте от 19 до 43 лет.

В первое время восстание проходило стихийно, но постепенно волнения охватили самые отдаленные уголки Казахстана.

Восставшие в районах где одержали победу первым делом восстанавливали доколониальные институты власти т.е институт ханства, избирали ханов.

Первым центром движения стала Семиречинская область( Каркаралинское восстание, Верненский уезд.

Два центра восстания



Семиреченска область Тургайская область

Руководители



Т. Бокин и Б.Ашекеев Жанбосынов, А. Жангильдин, А. Иманов

В Каракаралинске повстанцы захватили крупную ярмарку. Созданы карательные отряды для борьбы с повстанцами и военно-полевые суды. После подавления движение многие бежали в Китай.

Из учебника выписать

Действия повстанцев Действия карателей





5) Тургайский центр движения.

Самым крупным очагом движения была Тургайская область. Тургайский центр отличался слаженной системой и организованностью.

Численность восставших в 1916г. достигла 50 тыс. Чел-к.

Жанбосынов – хан, Иманов – сардабек. Иманов изобрел свою тактику ведения боя. Военному делу повстанцев обучал полковник Кейке и Рукин.

.Причины поражения:

  • Стихийность; 

  • Недостаточная организованность; 

  • Отсутствие связи между регионами; 

  • С практически безоружным народом воевала регулярная армия империи; 

  • Царские чиновники умело использовали межнациональные противоречия; 

  • Не было единства в рядах национальной демократической интеллигенции; 

  • Царскому правительству быстро удалось обезглавить движение. 


Историческое значение: 

  • Рост классового самосознания народа; 

  • Тысячи участников восстания прошли школу вооруженной борьбы против царского самодержавия; 

  • Была осознана общность национальных интересов; 

  • Народ пробудился к активной политической деятельности, осознал себя силой, способной к вооруженной борьбе против колониальной экспансии царского самодержавия. 

  • Народной движение представляло собой апогей освободительного движения за весь колониальный период.