1 3 5 3 1 Работа в учебнике. Упр. 98 – развивается умение конструировать предложения из слов, расставляя их в определённом порядке. Для выработки умения вместе с детьми составляется алгоритм. Алгоритм фиксируется на доске во время рассуждения. Дети записывают предложение из слов камыш, чуткий, дремлет. Например, Чуткий камыш дремлет. – Что нужно найти вначале? (Главные слова, грамматическую основу.) – Как это можно сделать? (Вспоминаем алгоритм нахождения основы предложения: определить, о чём будет говориться в предложении и что именно будет говориться.) – Что поможет нам в этом? (Вопросы.) – Определяйте, из каких слов будет состоять основа. – О чём будет говориться в предложении? (О камыше – (что?) камыш.) На доске фиксируется: 1. кто? что? – Что именно о нём говорится? (Камыш (что делает?) дремлет.) Как вы понимаете значение этого слова? Ниже на доске записывается: 2. что делает? – От какого слова надо поставить вопрос к слову чуткий? (От слова камыш – камыш (какой?) чуткий.) Ниже ещё одна запись: 3. другие вопросы. Какое получилось предложение? Как вы понимаете лексическое значение слова «чуткий»? 1) Восприимчивый к впечатлениям, тонко воспринимающий что-л. органами чувств. 2)Быстро реагирующий на малейшее воздействие, раздражение (о предмете, приборе и т.п. – А теперь послушайте. Это строчка из стихотворения И. Никитина «Утро». У него такой порядок слов: Дремлет чуткий камыш, Тишь, безлюдье вокруг... (Слайд 9) – Что же произошло со словами? (Они поменялись местами.) – Сделайте вывод: как могут располагаться слова в предложении? (Слова в предложении располагаются свободно, они могут меняться местами.) – Покажите графически связь слов в предложении. Второе предложение ученики составляют сами, опираясь на алгоритм: 1. кто? что? 2. что делает? 3. другие вопросы. Прочитайте слова второй строки. река, сонная, течет, медленно. - Поставьте вопрос к каждому слову. - Поставьте вопросы от слова к слову. - Можно из этих слов составить предложение? (Да) - Какое предложение получилось? Вопросы - помощники этого предложения останутся на доске, а вы запишите его самостоятельно в тетрадь. ФИЗМИНУТКА (слайд 10) Работа в парах. Итак, мы продолжаем учиться конструировать предложения. - Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите желтые полоски. Прочитайте на них слова (капель, звенит, весенняя) - Что можно сделать со словами, которые записаны на этих полосках? (ответы детей) - Молодцы! Давайте, составим из них предложения. - Чтобы правильно изменить слова в предложении, задавайте вопросы - помощники. 1) О ком или о чем говорится в предложении? (кто? или что?) 2) Что о нем говорится? (что делает? Что сделал?) 3) Какой он? Какая? или какие? - Прочитайте, какое предложение у вас получилось? (Аналогичная работа с розовыми и зелеными полосками, на которых расположены следующие слова: большие, чернеют, сугробы, и, оседают; идет, весна, весела, ранняя) - Прочитайте все 3 предложения. - А можно поставить слова в предложениях в другом порядке? - Можно сказать, что у вас получился текст? Почему? Докажите. (Предложения связаны между собой по смыслу, записаны в определенном порядке. Можно определить тему, основную мысль текста заголовком «Весенняя капель» - Запишите предложение, которое вам больше всего понравилось в тетрадь. - Прочитайте предложения, которые вы записали. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) |