СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока"Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку, которая поможет качественно подготовиться к нему.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока"Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы".»

9



Тема: Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.

Тип урока. Урок развития умений.

Цель как деятельность учеников:

М/п: развитие умений и самостоятельной работы и самоконтроля.

2ЛР: дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

3ЛР: развитие умений конструировать предложения из слов.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.
















Оргмомент.

Ребята! Готовы к уроку? (Да)

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс

Все получится у нас!

Ровно встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Начинается урок.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

3 3

1. Словарная работа (письмо по памяти).

На слайде записаны словарные слова.

Задание:

– Прочитайте слова. Что у них общего? (Сочетание -оро-.)

– Посмотрите ещё раз на эти слова в течение 30 секунд и запишите их по памяти.

Хорошо корова

ворона порошок

дорога воробей


Затем слова открываются (появляется тот же слайд с выделенными сочетаниями -оро-).

– Проверьте себя, сравнив с образцом.

– Подчеркните сочетания -оро- в словах.

– Составьте и запишите предложение с любым словом.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).


1 3 3

На слайде (доске) слова:

жила, Вовы, ручная, у, ворона

Можно ли эти слова назвать предложением? (Нет)

- Можно ли из них составить предложение? (Да)

- Назовите признаки предложения

а) Предложения состоят из слов

б) Первое слово в предложении пишется с заглав­ной буквы

в) В конце предложения ставится точка.

г) Все слова в предложении связаны по смыслу

– Составьте из них предложение. (У Вовы жила ручная ворона.)

– Есть ли ещё какие-нибудь варианты? (Ручная ворона жила у Вовы. Ручная ворона у Вовы жила.)

– Что вы сделали для того, чтобы составить предложение? (Поставили слова в нужном по смыслу порядке.)


Мы составляли предложения из слов, т.е. конст­руировали. А кто такие конструкторы? Чем они зани­маются?

конструктор 1. м. Специалист, конструирующий что-л., создающий конструкцию чего-л. 2. м. Детская игра, представляющая собою набор деталей, из которых можно собирать различные предметы, сооружения и т.п.

Сегодня мы будем с вами конструкторами речи.

– Сформулируйте на основе этого задания цель урока.

Сегодня мы будем учиться составлять предложения из слов, расставляя слова в нужном порядке, т.е. будем конструкторами речи.

– Составим план урока. (Запись плана на доске)

План (примерный).

  1. Составлять предложения из слов.

  2. Составить алгоритм действий.


– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)


ФИЗМИНУТКА. Тренажер для глаз (слайд 7)


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1 3 5 3 1

Работа в учебнике.

Упр. 98 – развивается умение конструировать предложения из слов, расставляя их в определённом порядке. Для выработки умения вместе с детьми составляется алгоритм.

Алгоритм фиксируется на доске во время рассуждения.

Дети записывают предложение из слов камыш, чуткий, дремлет.

Например, Чуткий камыш дремлет.

– Что нужно найти вначале? (Главные слова, грамматическую основу.)

– Как это можно сделать? (Вспоминаем алгоритм нахождения основы предложения: определить, о чём будет говориться в предложении и что именно будет говориться.)

– Что поможет нам в этом? (Вопросы.)

– Определяйте, из каких слов будет состоять основа.

– О чём будет говориться в предложении? (О камыше – (что?) камыш.)

На доске фиксируется: 1. кто? что?


– Что именно о нём говорится? (Камыш (что делает?) дремлет.) Как вы понимаете значение этого слова?

Ниже на доске записывается: 2. что делает?

– От какого слова надо поставить вопрос к слову чуткий? (От слова камыш камыш (какой?) чуткий.)

Ниже ещё одна запись: 3. другие вопросы.

Какое получилось предложение?

Как вы понимаете лексическое значение слова «чуткий»?

1) Восприимчивый к впечатлениям, тонко воспринимающий что-л. органами чувств.

2)Быстро реагирующий на малейшее воздействие, раздражение (о предмете, приборе и т.п.

– А теперь послушайте. Это строчка из стихотворения И. Никитина «Утро». У него такой порядок слов:

Дремлет чуткий камыш,

Тишь, безлюдье вокруг... (Слайд 9)

– Что же произошло со словами? (Они поменялись местами.)

– Сделайте вывод: как могут располагаться слова в предложении?

(Слова в предложении располагаются свободно, они могут меняться местами.)

– Покажите графически связь слов в предложении.

Второе предложение ученики составляют сами, опираясь на алгоритм:

1. кто? что?

2. что делает?

3. другие вопросы.

Прочитайте слова второй строки.
река, сонная, течет, медленно.

- Поставьте вопрос к каждому слову.

- Поставьте вопросы от слова к слову.

- Можно из этих слов составить предложение? (Да)

- Какое предложение получилось?

Вопросы - помощники этого предложения оста­нутся на доске, а вы запишите его самостоятельно в тетрадь.

ФИЗМИНУТКА (слайд 10)

Работа в парах.

Итак, мы продолжаем учиться конструировать предложения.

- Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите жел­тые полоски. Прочитайте на них слова

(капель, звенит, весенняя)

- Что можно сделать со словами, которые записаны на этих полосках? (ответы детей)

- Молодцы! Давайте, составим из них предложения.

- Чтобы правильно изменить слова в предложении,
задавайте вопросы - помощники.

1) О ком или о чем говорится в предложении? (кто?
или что?)

2) Что о нем говорится? (что делает? Что сделал?)

3) Какой он? Какая? или какие?

- Прочитайте, какое предложение у вас получилось?
(Аналогичная работа с розовыми и зелеными по­лосками, на которых расположены следующие сло­ва: большие, чернеют, сугробы, и, оседают;
идет, весна, весела, ранняя)

- Прочитайте все 3 предложения.

- А можно поставить слова в предложениях в другом
порядке?

- Можно сказать, что у вас получился текст? Поче­му? Докажите.

(Предложения связаны между собой по смыслу, записаны в определенном порядке. Можно опреде­лить тему, основную мысль текста заголовком «Весенняя капель»

- Запишите предложение, которое вам больше всего понравилось в тетрадь.

- Прочитайте предложения, которые вы записали.


– Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.



Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




















ΙV. Итог урока.



4 4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Чему научились?

- Для чего необходимо уметь правильно конструи­ровать предложения?

- Кому понравилось быть конструктором речи?

- Составьте предложение по вопросам на капельках
о нашем уроке (если останется время на уроке)










V. Домашнее задание.



Упр. 101 – подготовиться к словарному диктанту.



Деятельность учеников:

– Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.

– Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.

– Группировать слова по вопросам.

– Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.