СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока-лекции для учащихся 8 класса по теме «Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Разработка урока  освещает тему мира, который на первый взгляд кажется невидимым, но при этом играет огромную роль в жизни нашей планеты. Мы поговорим о почвах, этом уникальном и сложном природном теле, которое оказывает влияние на множество аспектов нашей жизни.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока-лекции для учащихся 8 класса по теме «Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв»»

Разработка урока-лекции для учащихся 8 класса по теме

«Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв»


«Я знаю, что такое почва. Это не мертвая горная порода, это полное жизни, совершенно особое природное образование»

В. В.Докучаев

Форма проведения: обзорная лекция.

Цель: формирование у учащихся представлений о структуре, свойствах и распределении грунтов на территории России.

Задачи:

Обучающая: познакомить с определением понятий изучаемой темы. Развивающая: развивать умение анализировать информацию.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты

Личностные: развитие интереса к географии, ответственного отношения к окружающей среде.

Метапредметные: умение систематизировать и анализировать информацию. Предметные: знание основных этапов формирования, закономерностей распределения.

Методические приёмы – фронтальная лекция.

Ход занятия

1.Организационный момент

Добрый день, ребята! Рада приветствовать вас на уроке географии. Перед тем как начать, давайте проведем небольшую проверку присутствия.

2. Актуализация усвоенных знаний

Давайте начнем с того, чтобы вспомнить и узнать, насколько хорошо вы усвоили материал на предыдущем уроке о реках России: «Реки России». Пожалуйста, поднимите руку те, кто помнит основные реки страны, которые мы обсудили на прошлом занятии. Теперь предлагаю ответить на несколько вопросов. Какая из рек является самой длинной в России, и какова её протяженность? Подумайте немного. (Учитель ждет ответов и активного участия учеников. После этого задает дополнительные вопросы о других реках, климатических особенностях регионов, чередуя с интересными фактами).

3. Вступительное слово учителя (сообщение темы)

Сегодня у нас предстоит увлекательное погружение в мир, который на первый взгляд кажется невидимым, но при этом играет огромную роль в жизни нашей планеты. Мы поговорим о почвах, этом уникальном и сложном природном теле, которое оказывает влияние на множество аспектов нашей жизни. Почему бы нам заботиться о землях? Она является основой для растений, источником питательных веществ, и даже своего рода архивом, где можно прочитать историю природы. Так что давайте вместе окунемся в увлекательный мир почв и узнаем, почему они играют столь важную роль в жизни нашей страны и всей планеты.

Сегодня мы начинаем наше погружение в мир грунтовых покровов, и для того чтобы полноценно понимать эту тему, давайте начнем с определения ключевых понятий: «почва» и «почвоведение».

Почва – это верхний, рыхлый слой земной коры, образованный в результате длительного воздействия природных процессов на минеральные и органические вещества. Она является основным субстратом для роста растений и обеспечивает множество жизненно важных процессов в природе. Важно понимать, что почва – это не просто земля, по которой мы ходим. Это сложная система, включающая в себя минеральные и органические компоненты, воду, воздух и множество микроорганизмов. Она играет ключевую роль в поддержании биологического разнообразия и обеспечении устойчивости экосистем.

Почвоведение – наука, занимающаяся изучением почв, их свойств, формирования, распределения по различным регионам и воздействия на них различных факторов. Почвоведение помогает нам понять, каким образом почвы взаимодействуют с растениями, водой, атмосферой и какие процессы происходят в их недрах.

Сейчас мы поговорим о фундаментальной фигуре в истории географии и почвоведения – Василии Васильевиче Докучаеве. Он предложил учение об основных процессах, выделив основные факторы, влияющие на структуру и свойства земли. В результате исследований Докучаев сформулировал концепцию о влиянии климата, растительности, рельефа и времени на формирование земляного покрова. Классификация почв: Василий Васильевич Докучаев разработал систему классификации, которая стала основой для мировой почвенной науки. Он выделил основные типы грунтовых образований и предложил их систематизацию на основе генетических признаков .

Мы готовы погружаться в этот увлекательный мир знаний? Давайте начнем наше увлекательное исследование!

Давайте ближе познакомимся с тем, что же представляет собой почва и каковы её основные компоненты.

Почвообразующие факторы тесно связаны между собой. Мощные плодородные почвы образуются на территории с достаточным количеством тепла и влаги, а также с разнообразной живностью. Климат и растительность являются главными почвообразующими факторами (рис. 1).

Рис. 1 «Почвообразующие факторы»

Почва, это не просто слой земли, по которому мы ходим, а сложная система, состоящая из нескольких составляющих.

Первая важная составляющая – минеральные вещества. Это основной строительный материал почвы, который определяет её физические свойства. Минеральные вещества представлены различными частицами, такими как песок, глина и супесь. Именно сочетание этих частиц формирует текстуру земли.

Второй важный компонент – органические вещества. Здесь мы встречаемся с растительными остатками, микроорганизмами, и всем тем, что происходит в результате разложения органических материалов. Органические вещества придают ей тёмный цвет и играют важную роль в её плодородии.

Весомая роль в почвообразование принадлежит животным, которые обитают в земле: черви, землеройки, личинки насекомых. Они взрыхляют породы, с органическими веществами перемещают их вниз и вверх и своим обитанием обогащают почву. Основная часть почвенных животных – сапрофаги (дождевые черви). Они поедают остатки растительности и выкидывают в почву экскременты. В почвообразовании участвуют и наземные животные (мыши-полевки и др.). Бактерии, одноклеточные водоросли, вирусы и другие микроорганизмы, которые обитают в почве, являются обязательным звеном в почвообразовательных процессах [14].

Рис.2 «Представители животного мира, которые принимают участие в процессе образования почвы»


На (рис.2) представлены представители животного мира, которые принимают участие в процессе образования почвы. Фитофаги – это животные, которые питаются растениями (капустная муха, колорадский жук). Хищники (пауки, скорпионы) в свою очередь поедают фитофагов. Продукты их жизнедеятельности оказывают влияние на химический состав почвы. За переработку экскрементов отвечают копрофаги (мухи-маньяки, муравьи, жуки-навозники). А сапрофаги (дождевые черви, клещи), кроме того, что питаются останками животных, также образуют ходы в грунте, участвуют в формировании торфа .

Теперь обратим внимание на воздушное пространство в почве. Воздух занимает значительную часть объема покрова и играет важную роль для корневой системы растений. Этот компонент обеспечивает доступ кислорода, необходимого для дыхания корней.

Важной частью является и вода. Вода удерживается в почве, а её доступность для растений зависит от текстуры слоя и его влагоудерживающих свойств.

Таким образом, почвенный слой – это сложная система, где минеральные и органические вещества, воздушное пространство и вода взаимодействуют друг с другом, создавая уникальное окружение для растений и микроорганизмов. Главное свойство почвы – её плодородие. Плодородие определяется способностью грунтовой оболочки обеспечивать растениями необходимыми элементами питания .

Почвенный профиль образуется в толще почвы от поверхности вглубь до почвообразующей породы, где обозначается с точностью до 1 см мощность генетических горизонтов. Каждый тип почв обладает определенным характером почвенного профиля (рис.3).

Рис.3 «Профили зональных почв»


Почвенный горизонт – это структурное подразделение почвы по ее вертикальному профилю. Почва состоит из нескольких слоев или горизонтов, отличающихся по составу и строению. Горизонты почвенного профиля, представлены на рисунке 4, можно определить по окраске, структуре, составу и другим характеристикам.

Рис. 4. «Почвенные горизонты»


А0 – растительная подстилка (дернина); А1 – гумусовый (перегнойный) горизонт; А2 – элювиальный горизонт (горизонт вымывания); В – иллювиальный горизонт (горизонт вмывания); С – материнская горная порода.

Наша страна характеризуется значительным широтным протяжением, большим разнообразием климата и растительности, что и привело к формированию разных типов почв. Каждой растительно-климатической (природной) зоне России соответствует широтная зональность размещения почв.

Тундрово-глеевые почвы расположены на севере нашей страны – это один из основных видов почв зоны тундры. Тундрово-глеевые почвы неблагоприятны для роста растений, так как они характеризуются переувлажнением, маломощным гумусовым горизонтом с низким содержанием полезных веществ и кислорода

Мерзлотно-таежные почвы формируются преимущественно под лиственной тайгой в условиях значительного увеличения континентальности климата. Для мерзлотно-таежных почв характерна низкая биологическая активность с кислой реакцией среды. Мерзлотные почвы характеризуются слабым выделением почвенного слоя на горизонты, более светлой окраской гумуса, они обладают повышенным содержанием железа.

Серые лесные почвы образуются под широколиственными лесами, где в процессе почвообразования важную функцию выполняют микроорганизмы. В этой зоне также присутствуют дерново-подзолистые и бурые почвы. Серые лесные почвы отличаются от дерново-подзолистых более высоким содержанием гумуса.

На формирование почвенного покрова и его особенностей влияет много факторов, но решающее значение имеют климат и почвообразующая порода. Наиболее плодородным из всех почв является чернозем, он очень богат гумусом. Чернозем образуется в природных зонах с умеренно-континентальным климатом, в которых распространена степная и лесостепная растительность. Полностью сформированный почвенный слой чернозема достигает в степях мощности 1-2 м.

В условиях сухого климата с небогатой низкорослой растительностью формируются каштановые почвы. На территории России в зоне сухих степей и полупустынь находятся каштановые почвы с комковатой или ореховой структурой. Они могут иметь высокий показатель плодородности, но для этого необходимо достаточное количество влаги. Каштановые почвы по цвету разделяют на 3 типа. На темно-каштановых почвах хорошо растут зерновые культуры. Для каштановых грунтов характерна меньшая мощность гумуса, чем для темно-каштановых почв, также они обладают уникальным свойством быстро восстанавливаться .

Ребята, давайте отгадаем загадки и закрепим полученные знания.

1.Я тонкий слой, где растения растут. Влагу и питательность я в себе храню. Кто я? (Почва)

2.Все живое с нами связано, питаются нами корни, стебли, листья. Кто мы? (Питательные вещества).

3.Я покрываю землю сверху, у меня есть поверхность и недра. Кто я? (Почвенный покров).

4.Влагу удерживаю я хорошо, пластичная, плотная — во всём я важна. Кто я? (Глина).

5.Я твёрдый, мелкозернистый, на пляже встретишь меня часто. Кто я? (Песок)

4.Рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

Урок подходит к концу, но наше путешествие в мир географии и наук о Земле только начинается. Будьте любознательными, и помните, что знание – это ключ к пониманию окружающего мира. Удачи вам, и до новых встреч на уроках географии!

5. Домашнее задание

Опишите территорию своей местности по плану:

1.Название местности.

2.Наиболее распространенные растения.

3.Наиболее распространенные животные.

4.Редкостные растения и животные.

5.Почвы.