Разработка урока " М.А. Булгаков (биография кратко). История создания романа "Мастер и Маргарита". Композиционное своеобразие».
Цель: познакомить студентов с историей создания романа, создать условия для осмысления художественного своеобразия композиционного решения романа М.А.Булгакова «Мастери Маргарита».
Задачи урока:
Образовательный:
- сформировать знания о творческой истории романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», о художественном своеобразии его композиции
-совершенствовать умения анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности
Развивающие:
- развивать мыслительные способности студентов, умения находить, осваивать новую информацию, сопоставлять факты и явления, обобщать и делать самостоятельные выводы.
Воспитательные:
- воспитывать понятия о нравственных отношениях между людьми, понимания ценности человеческой личности и ответственности человека перед совестью за каждый свой шаг.
Дидактическая цель: создать условия для осознания студентами своеобразия творчества М.А.Булгакова.
Тип: комбинированный
Вид: урок-путешествие
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к творчеству Булгагова, презентация.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Здравствуйте и проверка тетрадей.
Мотивация
-Вступительное слово преподавателя.
Я попрошу перед началом урока вас встать. А теперь давайте попробуем обернуться так, что зафиксировать самую дальнюю точку до которой можете дотянуться взглядом. Запомнили эту точку? Еще раз проделайте тоже самой, только попробуйте как можно дальше повернуться и найти еще более дальнюю точку от предыдущей. Получилось? Человек может расширять свои возможности. И сегодня на уроке я желаю вам расширить горизонты своих знаний.
- Перед началом урока вы видели заставку. Кто там был? ( Олимпийская чемпионка Анна Щербакова, которая взяла золото в 2022году)
- А в образе кого она танцевала? ( В образе Маргариты- героини романа «Мастер и Маргарита»)
- А кто написал это произведение? (Булгаков)
- А кто он ?
Так про кого и про что пойдет речь сегодня на уроке?(Про Булгакова. А раз присутствует имя Маргарита, значит должны будем узнать про создание романа. И наверное про его построение)
ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ
I. Актуализация опорных знаний.
На ПЕРВОМ этапе урока мы с вами вспомним кратко о жизни и творчестве писателя, так как с биографией Булгакова вы знакомились в школе.
Давайте ответим на вопросы:
1. Где и когда родился М.А. Булгаков? (3 мая 1891 года в Киеве, в семье доцента Киевской духовной академии, специалиста по западным вероисповеданиям.)
2. В каком возрасте начинает писать? Кем видел себя в будущем? Какое он образование получил?
3. Какие произведения Булгакова обрели мировую значимость и какие произведения были экранизированы? («Дьяволиада» (1924 год), «Роковые яйца» (1925 год), «Белая гвардия» (1923-25 гг.), «Собачье сердце» (1925 год), «Дни Турбиных» (1926 год).)
Слова учителя
-А еще хочу обратить ваше внимание на одну пьесу –комедию, которые многие знают и пересмотрели не один раз . Но вот кто является автором- не знают. А пьеса называется «Иван Васильевич».
Произведения которые мы с вами назвали объединены темой - изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. Под понятием «русская интеллигенция» писатель имеет в виду рядовую массу врачей, преподавателей, студентов, т.е. людей с понятиями о чести, верой в убеждения, отвечающих за состояние «образа человеческого». Писателя волновали вопросы: что же происходит в России, пережившей столько войн и революций, социальных потрясений, и что ожидает её в будущем? В первую очередь, его как человека своей эпохи волновал вопрос о нравственном и духовном состоянии народа.
Размышления о судьбе России и тревоги о её будущем Булгаков воплощает в романе «Мастер и Маргарита». Роман создавался около 12 лет.
Заслушаем Сообщение студента об исторических событиях, предшествовавших появлению романа
Студент : 7 мая 1926 года к Булгакову в квартиру постучались гости… с обыском. Хозяина квартиры не оказалось дома, гости молчали до прихода хозяина, а потом взялись за дело: не церемонились, переворачивали кресла, кололи их какой-то длинной спицей. С этого времени над Булгаковым был установлен надзор: и за его жизнью, и за его творчеством. Во время обыска были изъяты произведения: «Собачье сердце» и «Мой дневник». Писатель обращается в Совнарком с заявлениями о возврате его рукописей,… но летят месяцы, годы, всё сильнее захлёстывает его удавка, государственная петля, и чем настойчивее сопротивляется писатель, тем туже она затягивается. 3 октября 1929 года ему наконец отдают рукописи. Булгаков уничтожил свой дневник, но прежде вырезал из него ножницами четыре крохотных фрагмента… Но рукопись не исчезла, копию её сохранили там… в ОГПУ(специальный орган государственной безопасности СССР)
Но первая версия была уничтожена самим автором. Как и Гоголь Булгаков сжег рукопись. Но мы же знаем, что «рукописи не горят»
10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. Смыслом жизни его жены стала публикация романа.Впервые оригинальный вариант романа без ограничений цензуры выйдет в печать издательства «Посев». Это случится в 1969 году в Германии, а Советский союз узнает о судьбе мастера и Маргариты в 1973 году, благодаря разрешению власти издать запрещенные ранее произведения.
Промежуточное закрепление
Переходим к ТРЕТЬЕМУ этапу урока.
- А что такое КОМПОЗИЦИЯ вообще? (это то из чего состоит произведение, то есть его части)
Какие виды композиций мы с вами встречали?
И сейчас я вам предлагаю отправится в путешествие по композиционный направлениям романа что бы ответить на поставленный вопрос
Будет задание. Опираясь на знания текста романа и на материал презентации, проследите колористику в произведении. А в конце урока ответите, какие цвета вы нашли.
И так мы в Москве 1930 года.
Как вы думаете кто определят любую эпоху? (Люди)
Представители
Кого видим? Краткая характеристика людей- какие они?
Берлиоз Михаил Александрович- Председатель МАССОЛИТа.
Для Берлиоза важно его положение в обществе. Он делает все, чтобы показать свое подчинение власти. Идеология для героя – все. Партийные указания превыше всего. Ведь таким образом он получает многое. К примеру, Берлиоз за заслуги в литературе имеет дачу в Перелыгине.
Степен Богданович Лиходеев- человек совершенно некомпетентен в своей профессии, однако занимает должность директора Варьете. К искусству герой не относится совершенно никак, он пьянствует, весело проводит время, заводит знакомства, пользуясь служебным положением. Страсть к женщинам и веселью занимает всё свободное время Лиходеева, его работу выполняют Римский и Варенуха, которые привыкли к безнадёжности начальника.
Иван Савельевич Варенуха - работает администратором Варьете.
Лживый. Находясь на рабочем месте, администратор всячески пытается манкировать прямыми обязанностями, прибегая для этого к обману — как правило, на телефонные звонки он отвечает, что вышел из театра. Хам. Разговаривает с окружающими Иван Савельевич грубо, безо всяких церемоний. Исключение составляют лишь люди, занимающие высокие посты — к примеру, тот же финдиректор Варьете. Эгоизм. Варенуха всегда ставит собственные интересы на первое место: он не только ловко увиливает от разговоров с контрамарочниками, но и пользуется служебным положением, приберегая для себя билеты на лучшие места.
Волонд и его свита.
Кратко про них.
Зачем он появился в Москве?
Понтий Пилат является пятым прокурором Иудеи и принадлежит к знатному сословию. В его руках находится власть, он решает судьбу множества людей. Он занимается судебными разбирательствами и руководит римской армией. Мигрень — вот от какой болезни страдал Понтий Пилат. появляется в белом плаще с красным подбоем. У него была шаркающая походка, которая выдавала в нем кавалериста. Он сидел в кресле как каменный из-за сильной мигрени. Ему предстояло решить дело Иешуа Га-Ноцри.
Возраст Иешуа в романе 27 лет, он не имел постоянно жилища и предпочитал странствовать. Его точное происхождение неизвестно, и он сам не помнил своих родителей. это человек, «не сделавший никому в жизни ни малейшего зла». Несмотря на жизненные трудности и невзгоды, герой добр по своей природе. Он считает всех людей такими же добрыми: «Злых людей нет на свете». Добрым человеком герой называет даже Крысобоя. По мнению Иешуа, в мире нет злых людей, «есть только люди несчастливые». Иешуа Га-Ноцри, хотя и является безобидным и ни в чем не виноватым человеком, никого не винит в предстоящей ему казне.
Га-Ноцри распяли на Лысой Горе рядом с другими разбойниками. Все что смог сделать прокуратор — это приказать быстро заколоть странствующего философа. После Пилат велел похоронить тело.
Иуда из Кириафа изображен как порочный человек. Главным его пороком является любовь к деньгам. Ради них Иуда готов на все, даже на предательство. Именно он способствует тому, что бродячего философа Иешуа Га-Ноцри отправляют под стражу. Каифе нужен был исполнитель, который выступил в роли доносчика на Иешуа Га-Ноцри.
Машина времен (без звука.) Я читаю слова
«За мной читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? За мной читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь »
ИНСЦЕНИРОВКА
«Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет.»
-Нравятся ли вам мои цветы?
- Нет.
«Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! »
Мы с вами побывали в трех направлениях. А какие блюда вы нашли в романе.
Очень рада что вы интересуетесь своей будущей профессией.
Предлагаю просмотреть видеоролик.
Ваша специальность очень важна, вы несете ответственность з жизни людей.
Так какова композиция романа? (многоуровневая.)
Сколько уровней (3)
Назовите эти уровни.( (Москва-москвичи- Волонд и его свита, Ершалаимские главы, Мастер и Маргарита)