Открытый урок по физике 7 класс «Механическая работа. Единицы работы»
Цели урока:
Сформировать понятие механической работы как новой физической величины и выяснить её физический смысл;
Ввести формулу для расчёта работы и единицу измерения её;
Формирование умения экспериментально определять значение работы указанной силы в конкретной ситуации;
Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
Задачи урока:
образовательные
• Знать определение механической работы;
• Приводить примеры, когда совершается положительная работа, отрицательная работа, а когда работа равна нулю;
• Знать единицы измерения механической работы;
• Уметь определять механическую работу при горизонтальном и вертикальном перемещении тела;
• Продолжать отрабатывать навыки работы с физическими приборами
(динамометром, измерительной лентой)
Развивающие:
Продолжить работу по формированию умения анализировать наблюдаемое явление и делать выводы;
Развивать интерес обучающихся к физике, используя экспериментальные задания и жизненный опыт обучающихся;
Развитие речевых навыков;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.
Воспитательные:
• Воспитывать умения и навыки коллективной работы;
• Уметь слушать и слышать собеседника;
• Осознание обучающимися ценности полученных знаний;
• Развитие инициативности обучающихся.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: «Здравствуйте, ребята!
Прежде чем мы с вами познакомимся с новой физической величиной, научимся её измерять, давайте повторим материал по ранее изученной теме. Прошу вас быть на уроке внимательными, активными, помогать учителю и друг другу.
2. Актуализация знаний
1.Что является причиной изменения скорости?(сила)
2 как заставить тело двигаться?(подействовать силой)
3. Что такое сила? (мера взаимодействия тел)
4. От чего зависит результат действия силы на тело?(от модуля, точки приложения и направления)
5. Какие силы Вам известны? (сила тяжести.вес, упругости,трения и архимедовая)
6. Расскажите, что Вы знаете о силах упругости(возникают при деформации; противоположны смещению; при малых деформациях выполняется закон Гука F упр = -к х)
7. Сила тяжести? Что это за сила? ( Сила, с которой Земля притягивает к себе тело. Формула для нахождения силы тяжести Fт =mg, направлена по к центру Земли. )
8. Сила трения? Что это за сила? ( Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, и направлена против движения. Различают силы трения покоя, скольжения, качения.)
3. Вступление к новой теме и сама тема.
Ребята! Мы повторили с вами силы природы. Под действием различных сил изменяется положение тела. Тела могут двигаться с ускорением, но если равнодействующая сил равна нулю, то тела, либо покоятся, либо движутся по инерции, а теперь, пожалуйста, обратите внимание на экран. Попробуйте по предлагаемым пословицам догадаться о какой физической величине пойдет сегодня речь.
Слайд№1
Пословицы
Всякая работа мастера хвалит.
По работе и работника знать.
При готовой работе и работника знать.
Работа не волк, в лес не убежит
Без труда не выловишь и рыбку из пруда;
Берись дружно, не будет грузно.
Учитель:
- Какое слово, какой общий смысл объединяет все эти пословицы(работа)
Как думаете, какова тема урока? (работа)
Работа бывает разная ( умственная, физическая)
В свою очередь физическую работу можно разделить на группы. Сегодня речь пойдет о механической работе.
ТЕМА УРОКА: Механическая работа. Единицы работы (Слайд№2)
- Какова главная цель урока? (изучить новую физическую величину работу)
ЦЕЛЬ:
Выяснить:
что называется механической работой,
от каких величин она зависит,
при каких условиях выполняется,
от чего зависит её знак.
-Как вы понимаете, что такое работа?
-Давайте прочитаем, как в словаре русского языка объясняется слово работа
Из словаря В.Даля:
Работа - труд, занятие, дело, упражнение, т.е. всякое полезное действие человека или устройства. Все, что требует усилий, старанья, напряжения телесных или умственных сил.
-Поговорим о работе с точки зрения физики.
-Что такое работа с точки зрения физики?
Давайте посмотрим на рисунки и дадим ответ на вопрос, под действием каких сил движутся тела?
Скажите когда тела пришли в движение?
(правильно, когда к ним. приложили силу или скажем подействовали с некоторой силой)
Значит, затратили энергию, а если затратили энергию, следовательно, совершили …(продолжите фразу) работу.
Слайд№3
(Поезд движется под действием силы тяги
Санки движутся под действием силы мускул
При полете сила давления сгорающих газов перемещает ракету
Подъёмная сила действует на воздушный шар)
Перед нами стоял вопрос: «При каком условии совершается механическая работа?»
Слайд№4
Давайте попробуем сформулировать ответ.
Работа совершается тогда, когда: 1) тело движется,
2) к нему приложена сила.
Вывод: Механическая работа совершается только тогда, когда тело движется под действием приложенной к нему силы.
Как же зависит работа от приложенной силы, и от пройденного пути?
Учитель: Работа совершается, если тело перемещается под действием силы.
Давайте рассмотрим два примера и выясним от чего зависит работа?
Слайд№5
Пример 1 Одинаковую ли работу совершат два мальчика равной комплекции чтобы гири по 1кг поднять на высоту 1м и 50см соответственно.
Вывод: нет. Работа зависит и от расстояния, чем оно больше, тем больше и работа.
Пример 2 Одинаковую ли работу совершат два мальчика равной комплекции чтобы поднять с пола на стол гири, весом в 10Н и 50Н (гири массой 1кг и 5кг) соответственно.
Вывод: Нет . Чем больше приложенная сила, тем больше и совершенная работа.
Слайд№6
Учитель: Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути. Работа обозначается буквой А, сила - F, перемещение - S. Формула работы А = F S.
Механической работой называется физическая величина, равная произведению силы и перемещения тела по направлению действия этой силы
Учитель: В каких единицах измеряется работа?
Слайд№7
В системе СИ: сила измеряется в Н, перемещение в м
Единица измерения работы в системе СИ: 1 Нм = 1 Дж. Она названа в честь английского физика Джоулья Джеймса Прескотти(1818—1889г.г)
1 Дж– это работа совершаемая силой в 1 Н. на пути в 1 м
Производные единицы:
1 ккДж= 1000Дж;1 МДж = 1000 000Дж; 1Дж =0,001 кДж, 1Дж=0,000001 МДж.
Слайд№8
Из формулы для расчета работы можно найти силу а также путь , по известному значению работы А F=A/S; S=A/F.
Слайд№9
Учитель: как вы думаете работа имеет направление?
Учитель:: Работа может быть больше нуля, меньше и равной нулю.
А 0, если направление движения тела совпадает с направлением действия силы на него.
А
А = 0, если на тело не действуют силы(Например: при движении по инерции ) или перемещение тела равно нулю(толкаем тяжелый шкаф), а также, если направление движения перпендикулярно направлению действия силы( едет по дороге автомобиль работа силы тяжести равна нулю).
4.Рефлексия:
Учитель: Давайте обобщим о чем сегодня шла речь
1. Фронтальный опрос.
Что называем механической работой?
Какой буквой обозначается работа?
Формула, по которой можно найти работу?
В каких единицах измеряется эта величина?
Когда совершается работа положительная, отрицательная и равная нулю?
Какие необходимые условия должны выполняться для совершения механической работы.?
5.Физкультминутка
Мы в ракету дружно сели,
(все приседают)
В космос полететь хотели, (поднимаются, руки вверх)
С притяжением Земли
Мы бороться не смогли.
Шлём вам всем большой привет, (помахать руками)
Опоздавшим места нет
(быстро сесть за парту).
Или
А теперь ребята встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело.
Учитель: а сейчас порешаем задачи
1 переведем в систему си
2. Совершает ли работу сила тяжести, действующая на книгу, лежащую на столе?
3. Спортсмен поднимает штангу вверх. Совершает ли при этом работу сила тяжести?
4. Мальчик несет ведра с водой, стараясь ее не расплескать. Совершает лиработу сила тяжести?
5. Автомобиль кота Леопольда , на котором убегали мыши ,остановился под действием силы трения, равной 40 Н, пройдя по горизонтальному участку дороги путь 25 м. Определите работу силы трения и силы тяжести.
6. При помощи подъемного крана подняли груз массой 2 т на высоту 5 м. Какую работу при этом совершили? Какая сила совершила эту работу
7. Какой силой выполнена работа 30 кДж на пути 7,5 м
6.Итог урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с новой физической величиной –механической работой. Узнали, в каких единицах выражают работа, какие условия необходимы для совершения работы. Когда совершается положительная работа, когда отрицательная и когда работа равна нулю.
Учитель: Достигли мы цели, какую поставили в начале урока?
Ученики: Изучили работу, единицы измерения работы. Выяснили, какие необходимые условия должны выполняться для совершения механической работы; научились решать качественные и количественные задачи; обобщили знания работе, закрепили изученный материал; проверили и закрепили полученные знания
7.. Домашнее задание к следующему уроку.
§ 55; Упр.30
8