1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цель этапа: создать условия для включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне («хочу», «надо», «могу»). | - Ребята, сегодня у нас в гостях «старшее поколение», к которому отношусь и я. У нас с вами разное мировоззрение, принципы. Но несмотря на это мы находим общий язык. Давайте выясним, в чем секрет мирного сосуществования разных поколений. Эпиграфы к уроку: «Уж много лет без утомленья Ведут войну два поколенья, Кровавую войну». Д.Минаев Высказывания Сократа и Гесиода. Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена, во всех странах и для всех народов. Многие писатели обращались к этой теме в своем творчестве. Семьи Ромео и Джульетты, Чацкий и Фамусов, Катерина и «темное царство». «Да, были люди в наше время - могучее, лихое племя, богатыри - не вы!» - восклицал герой Лермонтова. Часто мы слышим от молодых людей, что родители не понимают их, не воспринимают их увлечения и интересы, даже часто критикуют, сравнивая с собой. - Я предлагаю вам посмотреть видеоролик нашумевшего в социальной сети конфликта между старшим и молодым поколениями. - Проанализируйте проделанную работу, сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь и подумайте, чему будем учиться сегодня? Какими будут цели нашего урока? Эту проблему - конфликт поколений - мы будем освещать не только с позиции современных людей, но и попробуем разобраться в нем, обратившись к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». | Подготовка к уроку (дневники, тетради, учебники, письменные принадлежности) Вывод. Вместе с детьми. Отвечают на вопросы Смотрят видеоролик Формулируют тему и цели урока | Личностные: самоорганизация, смыслообразование, внимание. Регулятивные: мобилизация сил и энергии, саморегуляция. Коммуникативные: формулирование собственного мнения. Мотивация на действие и результат. | 1) Словесный: рассказ, описательный |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этапа: повторить изученный материал, необходимый для выявления затруднений, дать возможность ученикам осознать, в чём именно состоит затруднение. СТАДИЯ ВЫЗОВА | 1. Литературный диктант Кто представляет нам разные поколения русской интеллигенции? Ответьте на вопросы литературного диктанта, записав имена героев романа. «Славный малый. Стихи он напрасно читает, и в хозяйстве вряд ли смыслит, но он добряк». «На нём был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска … тугие воротнички рубашки … с обычной неумолимостью упирались в выбритый подбородок». «Его пальто и брюки были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы; в правой руке он держал небольшой мешок». - А если бы вы увидели человека в таком обличии, какую характеристику вы бы дали ему? - Что Базаров хотел выразить своим внешним видом? - Показать неординарность героя – было главной задачей писателя. Разночинец по происхождению, демократ-просветитель по убеждениям, человек нового материалистического мировоззрения, Базаров подходил к жизни с новыми практическими требованиями. Не зря Аркадий охарактеризовал Базарова как нигилиста. А кто они? - А как Базаров относился к старикам Кирсановым? Понимает ли Базаров и старшие Кирсановы друг друга? -Непонимание интересов чаще всего ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта. -А что такое конфликт? Спор? Словарная работа: «конфликт», «спор» Николай Петрович понимает, что молодое поколение имеет другие взгляды на общественно-политическую жизнь, на литературу, искусство, поэтому в спорах он не принимает участия, молчит, слушает, болезненно взглядывает на Аркадия. Но Павел Петрович, аристократ в душе, не может смириться с тем, что в доме есть человек, который отрицает все, чем живет он сам. - Итак, желание убедить в своей точке зрения ведет к возникновению спора, а нежелание понять точку зрения другого ведет к возникновению конфликта. -А можно ли было избежать этот конфликт? Как? - Как вы считаете, на чьей стороне автор? - Он восхищался их стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность и т.п. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения «отцов». Рисуя лучших представителей этого лагеря, Тургенев пытается донести до читателя мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Писатель на собственном примере понимает сложность принятия взглядов, убеждений нового времени. Да, необходимо изменить жизнь, дать развитие естественным наукам, прекратить отрицать явные стороны действительности, но, в тоже время, нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса. | Аристократы и разночинцы Н.Кирсанов П.Кирсанов Е.Базаров 3 балла высказывания учащихся Свою независимость. НИГИЛИ́СТ, -а, м. 1. Представитель русской разночинной интеллигенции 60-х гг. 19 в., отрицательно относившейся к устоям дворянского общества, к крепостничеству. Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов. Спор — процесс отстаивания каждой из сторон своего мнения. Если бы герои романа уважали мнение друг друга. Сам И.С. Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов». Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и отрицательные качества людей нового времени. По 1 баллу за правильный ответ | Личностные: самоорганизация, смыслообразование, внимание, уважение. Познавательные: умение строить речевое высказывание; сравнение, синтез. Регулятивные: планирование своих действий, внесение необходимых корректив в действие. Коммуникативные: умение задавать вопрос, формулирование собственного мнения. | 1) Объяснительно-иллюстративный2) Словесные: рассказы описательный и инструктирующий 1) Частично-поисковый; 2) Словесный: рассказы описательный и инструктирующий |
3. Этап нахождения способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ | Роман прочитан, но разговор о нём не закончен. На вопрос: «Как избежать конфликтов?» роман не дает однозначного ответа. Но он дает пищу уму, почву для размышлений. Обучающимся предлагается выбрать шляпу любого цвета. Белая шляпа: Чему следует поучиться у героя? Желтая шляпа: Что хорошего можно взять из произведения для себя? Красная шляпа: Что вы чувствуете по отношению к героям? Черная шляпа: Что плохого в поступках героев? Синяя шляпа: Дайте совет герою или читателю. Зеленая шляпа: Продолжите произведение. | Сообщение обучающегося по домашнему заданию Методические приём «Шесть шляп мышления» Работают в группах. 5 баллов | Личностные: самоорганизация, смыслообразование Познавательные: умение строить высказывание и доказывать, структурирование знаний, поиск информации. Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: умение выражать свои мысли | 1) Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; 2) Словесные: рассказы описательный и инструктирующий |
4. Этап включения изученного в систему знаний. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | -Ребята, а вы, всегда уважаете мнение взрослых, учителей, родителей? Назовите причины, по которым происходят конфликты с родителями -Как вы думаете, чем обоснованы требования родителей? - Что недопустимо в отношениях детей и родителей? - Для большинства родителей дети являются важнейшей частью жизни. И, несмотря на то, что иногда отношения с этими близкими людьми не всегда складываются просто, социологические опросы показывают, что для большинства подростков родители и родной дом имеют в жизни очень большое значение. - Подтверждение этой мысли мы находим и в романе И.С.Тургенева: «Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Сладко засыпать в родимом доме, на знакомой постели, под одеялом, над которым трудились любимые руки, быть может, руки нянюшки, те ласковые, добрые и неутомимые руки». | Отвечают на вопросы Заботой о нас. Непонимание, неуважение, обиды. Слушают мнение учащихся По 1 баллу за правильный ответ | Личностные: самоорганизация, смыслообразование Познавательные: умение строить высказывание и доказывать, структурирование знаний, поиск информации, обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: саморегуляция, коррекция, осознание конечного результата. Коммуникативные: умение выражать свои мысли | 1) Словесный: беседа катехизическая (поучительная). |
5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ | Рефлексия Приём «Микрофон» Вернуться к цели урока! - Сегодня я слово хочу сказать Всем тем, кому золотых семнадцать, Кому окрыленных, веселых двадцать, Кому удивительных двадцать пять. По-моему, это пустой разговор, Когда утверждают, что есть на свете Какой-то нелепый, извечный спор, В котором воюют отцы и дети. И вы носителям всех мастей Не верьте. Нет никакой на свете Нелепой проблемы "отцов и детей", Есть близкие люди: отцы и дети! Идите ж навстречу ветрам событий, И пусть вам всю жизнь поют соловьи. Красивой мечты вам, друзья мои! Счастливых дорог и больших открытий! Д/з: 1) с. ________ прочитать, ответить на вопросы с. _____; 2) написать эссе «Что лучше: истина или сострадание?» Спасибо за урок. 8-9 баллов – «3» 10-12 баллов – «4» 13 баллов и более – «5» | Отвечают на вопросы. - У каждого своя правда! | Личностные: самоопределение и самооценка. Познавательные: выделение основной мысли, умение строить высказывание и доказывать, обобщение в устной форме, рефлексия деятельности. Регулятивные: саморегуляция, прогнозирование, осознание конечного результата. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | 1) Объяснительно-иллюстративный; 2) Словесный: беседа |