СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению, 2 класс, "Знакомство с произведением К.И.Чуковского «Федорино горе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок напрален на воспитание чувства любви, добра и радости общения друг с другом на основе произведений К.И.Чуковского; ответственного отношения к труду, развивитие внимания, памяти, обогащение словарного запаса учащихся.Способствует формированию у детей навыка выразительного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению, 2 класс, "Знакомство с произведением К.И.Чуковского «Федорино горе».»

Тема: Знакомство с произведением К.И.Чуковского «Федорино горе».

Цель: познакомить учащихся со стихотворением «Федорино горе»; воспитывать чувство любви, добра и радости общения друг с другом на основе произведений автора; ответственное отношение к труду; способствовать формированию у детей навыка выразительного чтения; развивать внимание, память, обогащать словарный запас учащихся.


Оборудование: учебники, иллюстрации различных предметов ( чашки, скалка, утюг, самовар, кастрюля, блюдца); разные виды карточек, компьютер, мультимедийная система.
























Ход урока:

  1. Организационный момент. Слайд 1

С неба смотрит солнце миллионы лет.

Льет на землю солнце и тепло и свет.

-Так пусть же сегодня каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст нам сил и уверенности в своих знаниях. Под каким девизом мы работаем сегодня? «Хочу всё знать».

  • Речевая разминка.

-Начинаем наш урок с речевой разминки

Та-та-та-в нашем классе чистота.

Ят-ят-ят-парты ровненько стоят.

Ют-ют-ют-очень любим мы уют.

  • Проверка домашнего задания.

-Произведения какого писателя мы изучаем сейчас?

-Благодарю вас за рисунки, которые вы подготовили в качестве домашнего задания.

Слайд 2

Прочтите, пожалуйста, те строки стихотворения «Радость», которыми бы вы подписали свой рисунок.

II. Обобщение опыта учащихся.

Слайд 3

-Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у зубного врача, он не любил попусту тратить время, сочинял для детей ещё и загадки. Попробуйте их разгадать.

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо -

Такое тёплое, такое пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок.)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт -

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)


Два коня у меня, Два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная! (Коньки.)


Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха,

Как паутинку, я тяну. (Игла)


Лежу я у вас под ногами,

Топчите меня сапогами.

А завтра во двор унесите меня

И бейте меня, колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковёр)


Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёжик)


Слайд 4

- В небольшом поселке Переделкино, под Москвой, есть веселый, обозначенный громадными разноцветными буквами терем-теремок. Местные жители называют его «дом дедушки Корнея».

Целый день здесь звенят детские голоса.

Слайд 5

И почти все выходят отсюда с радостными лицами. Вы, наверное, уже догадались, что это детская библиотека. А построил ее на свои деньги К.И. Чуковский. Конечно же, в библиотеке было много книг.

Слайд 6

Некоторые из них вы видите на выставке.

-Вечером, когда библиотеке никого не остается, оживают сказки. Узнайте, из каких произведений эти отрывки. Слайды 7-10

(Мойдодыр, Муха-Цокотуха, Тараканище, Телефон)

2. Работа в группах.

-Составьте строчки из сказок (разрезаны на отдельные слова), скажите из каких произведений эти строки. Проверка:

1 группа

Надо, надо, умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам стыд и срам! (Мойдодыр)

2 группа

Пошла муха на базар
И купила самовар (Муха-Цокотуха)

3 группа

Долго-долго крокодил
Море синее тушил (Путаница)

III. Постановка цели урока.

Работа в парах.

Слайд 11

- А сейчас поработайте дружно со своим соседом. На ваших листочках записаны цифры. Перевернув их согласно коду, записанному на слайде, вы получите название сказки, с которой познакомимся сегодня.

6 3 7 1 2 8 4 1 5 1 2 3

Ф е д о р и н о г о р е

-Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о брюки Корнея Ивановича. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось "Федорино горе",сказка с которой мы сегодня знакомися. Слайд 12


IV. Работа над сказкой.

1.Словарная работа (на партах карточки)

-Сейчас я буду читать непонятное слово, а вы искать его значение из различных вариантов, предложенных на карточке.

Слова: корыто Слайд 13, растопырила глаза Слайд 14 , кочерга Слайд 15, сито Слайд 16, прусаки Слайд 17, расфуфырили хвосты Слайды 18.

Определи значения трудных слов:

  • Предмет с сеткой для просеивания муки.

  • Толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.

  • Большой продолговатый открытый сосуд для стирки.

  • Рыжий таракан

  • Сделали пушистыми.

  • Широко раскрыла.

Слайды 19,20

-Я хочу обратить ваше внимание на такие слова и словосочетания:

  • Ушат и тараканы кишат.

  • Кадушка

2. Чтение сказки автором.

Слайды 21-49

-А сейчас я предлагаю вам послушать сказку в исполнении самого автора. Внимательно послушайте и скажите, какое горе случилось с Федорой?

Звучит запись в исполнении автора до слов " И тихую песню поет".

3. Инсценировка.

Слайд 50

-А дальше сказку продолжат дети. (Чтение и инсценировка заранее подготовленными учениками (УФедоры - фартук и косынка, у остальных ребят - рисунки скалки, чашки, блюдца, утюга, кастрюли и самовара).

Федора:

"Ой, вы бедные сиротки мои, (инсценировка)
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!"

Скалка: "Мне Федору жалко".

Чашка: "Ах, она бедняжка!"

Блюдца: "Надо бы вернуться!"

Утюги: "Мы Федоре не враги!"

Федора:

"Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!

Кастрюля:

"Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!"

Слайды 50-55


4.Чтение учениками.

  • Хорошо читающими.

  • Цепочкой.

  • «Про себя».

5.Анализ текста.

- Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так?

(Чтобы было интереснее потом).

- А теперь давайте найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде. (стр. 13.)

-Найдите и прочитайте строки о ножах.

-Сколько раз автор употребил слово "держи"?

-Как вы думаете, почему? (он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).

- Какой звук повторяется?

-Слышите повтор звука [ж]? Это помогает нам услышать скрежет убегающих ножей.

(Вот ножи бегут, друг о друга стучат, скрежещут: ж – ж – ж).

- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник?

-А теперь прочитайте, как это предано в тексте.

- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).

- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).

-А теперь прочитаем, как убегают блюдца (с.14)

- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [з] ?

-Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.

- Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?

- Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?

- А что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки? Слайд 56

- Жалко ли вам Федору?

- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)

- Чем закончилась сказка?(Федора исправилась. Посуда вернулась.)

- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!”

(Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)

Слайд 57

- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?

(Шутливая, но есть и серьезный смысл).

- Чему учит писатель?

(Внимательному отношению друг к другу. Доброте. Порядку).



О теме, идее произведения.

-Для кого и для чего была написана эта сказка?

( Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду.

Для всех, кто не любит убирать в квартире.

Для детей. Автор хочет показать, что получается, если кругом грязно.Взрослые же не поверят, что посуда может убегать.)

О жанре.

-Молодцы! А почему это стихотворение названо сказкой?

(все, что там было, в жизни не бывает.

Там еще коты разговаривают и курица.

И посуда тоже разговаривает.)

Об образах.

-Очень хорошо. А кто персонажи в этой сказке?

(Федора, животные, посуда.)

-Да, в сказке персонажами являются не только Федора, животные ,но и домашняя утварь – посуда, мебель...

-А как ведут себя эти предметы?

(Как люди.)

V. Рефлексия. Выполнение теста.

1.Как звали главную героиню сказки?

А) Мария Николаевна

Б) Федора Егоровна

В) Елизавета Васильевна


2.Какое животное испугалось и «растопырило глаза»?

А) Корова

Б) Коза

В) Свинья


3.Как кто скакали тарелки?

А) как зайцы

Б) как белки

В) как кенгуру


4.Кто остался в доме у Федоры?

А) кошки

Б) тараканы

В) попугай


5.Что делала Федора, когда звала посуду домой?

А) читала стихи

Б) пела тихую песню


6.На чем стоял самовар в конце сказки?

А) на столе с белой скатертью

Б) на подоконнике

В) на белой табуреточке, да на вышитой салфеточке



VI. Итог урока Слайд 58

- Какое произведение вы изучали на уроке?

- Оно только веселит или еще чему-то учит?

- Понравилась ли вам сказка?

-Что вы взяли для себя?

- Наше знакомство со сказкой не закончилось. На следующем уроке мы снова продолжим работать над стихотворением "Федорино горе".

- Встаньте, пожалуйста, те ребята, у кого до конца урока сохранилось замечательное настроение.

Слайд 59

VII. Дом. задание

С.13-22 выразительное чтение сказки, выбрать отрывок, который понравился больше всего .

- Спасибо всем за урок!