Тема: Знакомство с произведением К.И.Чуковского «Федорино горе».
Цель: познакомить учащихся со стихотворением «Федорино горе»; воспитывать чувство любви, добра и радости общения друг с другом на основе произведений автора; ответственное отношение к труду; способствовать формированию у детей навыка выразительного чтения; развивать внимание, память, обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование: учебники, иллюстрации различных предметов ( чашки, скалка, утюг, самовар, кастрюля, блюдца); разные виды карточек, компьютер, мультимедийная система.
Ход урока:
Организационный момент. Слайд 1
С неба смотрит солнце миллионы лет.
Льет на землю солнце и тепло и свет.
-Так пусть же сегодня каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст нам сил и уверенности в своих знаниях. Под каким девизом мы работаем сегодня? «Хочу всё знать».
-Начинаем наш урок с речевой разминки
Та-та-та-в нашем классе чистота.
Ят-ят-ят-парты ровненько стоят.
Ют-ют-ют-очень любим мы уют.
-Произведения какого писателя мы изучаем сейчас?
-Благодарю вас за рисунки, которые вы подготовили в качестве домашнего задания.
Слайд 2
Прочтите, пожалуйста, те строки стихотворения «Радость», которыми бы вы подписали свой рисунок.
II. Обобщение опыта учащихся.
Слайд 3
-Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у зубного врача, он не любил попусту тратить время, сочинял для детей ещё и загадки. Попробуйте их разгадать.
Был белый дом, Чудесный дом, И что-то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо - Такое тёплое, такое пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок.) | Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт - Заплачет она и умрёт. (Сосулька) |
Два коня у меня, Два коня. По воде они возят меня. А вода тверда, Словно каменная! (Коньки.) | Я одноухая старуха, Я прыгаю по полотну И нитку длинную из уха, Как паутинку, я тяну. (Игла) |
Лежу я у вас под ногами, Топчите меня сапогами. А завтра во двор унесите меня И бейте меня, колотите меня, Чтоб дети могли поваляться на мне, Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковёр) | Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят. (Ёжик) |
Слайд 4
- В небольшом поселке Переделкино, под Москвой, есть веселый, обозначенный громадными разноцветными буквами терем-теремок. Местные жители называют его «дом дедушки Корнея».
Целый день здесь звенят детские голоса.
Слайд 5
И почти все выходят отсюда с радостными лицами. Вы, наверное, уже догадались, что это детская библиотека. А построил ее на свои деньги К.И. Чуковский. Конечно же, в библиотеке было много книг.
Слайд 6
Некоторые из них вы видите на выставке.
-Вечером, когда библиотеке никого не остается, оживают сказки. Узнайте, из каких произведений эти отрывки. Слайды 7-10
(Мойдодыр, Муха-Цокотуха, Тараканище, Телефон)
2. Работа в группах.
-Составьте строчки из сказок (разрезаны на отдельные слова), скажите из каких произведений эти строки. Проверка:
1 группа
Надо, надо, умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам стыд и срам! (Мойдодыр)
2 группа
Пошла муха на базар
И купила самовар (Муха-Цокотуха)
3 группа
Долго-долго крокодил
Море синее тушил (Путаница)
III. Постановка цели урока.
Работа в парах.
Слайд 11
- А сейчас поработайте дружно со своим соседом. На ваших листочках записаны цифры. Перевернув их согласно коду, записанному на слайде, вы получите название сказки, с которой познакомимся сегодня.
6 3 7 1 2 8 4 1 5 1 2 3
Ф е д о р и н о г о р е
-Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о брюки Корнея Ивановича. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось "Федорино горе",сказка с которой мы сегодня знакомися. Слайд 12
IV. Работа над сказкой.
1.Словарная работа (на партах карточки)
-Сейчас я буду читать непонятное слово, а вы искать его значение из различных вариантов, предложенных на карточке.
Слова: корыто Слайд 13, растопырила глаза Слайд 14 , кочерга Слайд 15, сито Слайд 16, прусаки Слайд 17, расфуфырили хвосты Слайды 18.
Определи значения трудных слов:
Предмет с сеткой для просеивания муки.
Толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
Большой продолговатый открытый сосуд для стирки.
Рыжий таракан
Сделали пушистыми.
Широко раскрыла.
Слайды 19,20
-Я хочу обратить ваше внимание на такие слова и словосочетания:
Ушат и тараканы кишат.
Кадушка
2. Чтение сказки автором.
Слайды 21-49
-А сейчас я предлагаю вам послушать сказку в исполнении самого автора. Внимательно послушайте и скажите, какое горе случилось с Федорой?
Звучит запись в исполнении автора до слов " И тихую песню поет".
3. Инсценировка.
Слайд 50
-А дальше сказку продолжат дети. (Чтение и инсценировка заранее подготовленными учениками (УФедоры - фартук и косынка, у остальных ребят - рисунки скалки, чашки, блюдца, утюга, кастрюли и самовара).
Федора:
"Ой, вы бедные сиротки мои, (инсценировка)
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!"
Скалка: "Мне Федору жалко".
Чашка: "Ах, она бедняжка!"
Блюдца: "Надо бы вернуться!"
Утюги: "Мы Федоре не враги!"
Федора:
"Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!
Кастрюля:
"Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!"
Слайды 50-55
4.Чтение учениками.
Хорошо читающими.
Цепочкой.
«Про себя».
5.Анализ текста.
- Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так?
(Чтобы было интереснее потом).
- А теперь давайте найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде. (стр. 13.)
-Найдите и прочитайте строки о ножах.
-Сколько раз автор употребил слово "держи"?
-Как вы думаете, почему? (он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).
- Какой звук повторяется?
-Слышите повтор звука [ж]? Это помогает нам услышать скрежет убегающих ножей.
(Вот ножи бегут, друг о друга стучат, скрежещут: ж – ж – ж).
- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник?
-А теперь прочитайте, как это предано в тексте.
- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).
- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).
-А теперь прочитаем, как убегают блюдца (с.14)
- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [з] ?
-Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.
- Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?
- Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?
- А что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки? Слайд 56
- Жалко ли вам Федору?
- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)
- Чем закончилась сказка?(Федора исправилась. Посуда вернулась.)
- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!”
(Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)
Слайд 57
- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?
(Шутливая, но есть и серьезный смысл).
- Чему учит писатель?
(Внимательному отношению друг к другу. Доброте. Порядку).
О теме, идее произведения.
-Для кого и для чего была написана эта сказка?
( Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду.
Для всех, кто не любит убирать в квартире.
Для детей. Автор хочет показать, что получается, если кругом грязно.Взрослые же не поверят, что посуда может убегать.)
О жанре.
-Молодцы! А почему это стихотворение названо сказкой?
(все, что там было, в жизни не бывает.
Там еще коты разговаривают и курица.
И посуда тоже разговаривает.)
Об образах.
-Очень хорошо. А кто персонажи в этой сказке?
(Федора, животные, посуда.)
-Да, в сказке персонажами являются не только Федора, животные ,но и домашняя утварь – посуда, мебель...
-А как ведут себя эти предметы?
(Как люди.)
V. Рефлексия. Выполнение теста.
1.Как звали главную героиню сказки?
А) Мария Николаевна
Б) Федора Егоровна
В) Елизавета Васильевна
2.Какое животное испугалось и «растопырило глаза»?
А) Корова
Б) Коза
В) Свинья
3.Как кто скакали тарелки?
А) как зайцы
Б) как белки
В) как кенгуру
4.Кто остался в доме у Федоры?
А) кошки
Б) тараканы
В) попугай
5.Что делала Федора, когда звала посуду домой?
А) читала стихи
Б) пела тихую песню
6.На чем стоял самовар в конце сказки?
А) на столе с белой скатертью
Б) на подоконнике
В) на белой табуреточке, да на вышитой салфеточке
VI. Итог урока Слайд 58
- Какое произведение вы изучали на уроке?
- Оно только веселит или еще чему-то учит?
- Понравилась ли вам сказка?
-Что вы взяли для себя?
- Наше знакомство со сказкой не закончилось. На следующем уроке мы снова продолжим работать над стихотворением "Федорино горе".
- Встаньте, пожалуйста, те ребята, у кого до конца урока сохранилось замечательное настроение.
Слайд 59
VII. Дом. задание
С.13-22 выразительное чтение сказки, выбрать отрывок, который понравился больше всего .
- Спасибо всем за урок!