МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа
Оренбургского района» Оренбургской области


Выполнил: преподаватель-организатор ОБЖ
высшей квалификационной категории
Панарин Петр Анатольевич
п. Экспериментальный – 2017 г.
Пояснительная записка
УРОК № 23
7 класс
Тема урока: Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения
Цель урока: Усвоить значение профилактики лесных и торфяных пожаров. Познакомить их с системой охраны леса, существующей в нашей стране. Научиться правильно действовать в случае возникновения пожара.
Урок проводится согласно календарно – тематического планирования по программе для общеобразовательных школ под редакцией А.Т. Смирнова
2013 года.
На уроке используется:
Учебник ОБЖ: 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – 6-изд. – М.: Просвещение, 2013. – 191
Приложение из слайдов презентации разработана и создана автором методической разработки урока – П.А. Панарин.
ТАВС (технические аудио – видео системы): интерактивная доска, ноутбук, проектор, экран.
План- конспект урока по ОБЖ в 7 классе.
Тема урока: Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения
(Слайд 1)
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Усвоить значение профилактики лесных и торфяных пожаров. Познакомить их с системой охраны леса, существующей в нашей стране. Научиться правильно действовать в случае возникновения пожара.
Ход урока:
Организационный момент (2мин.)
-эмоциональный настрой
-приветствие
-готовность к работе,
-определение отсутствующих
Повторение темы прошлого урока (13 мин.)
Учитель: Кто назовет тему прошлого урока?
Ученик: Тема прошлого урока: «Лесные и торфяные пожары и их характеристика».
Учитель: Да, действительно, на прошлом уроке мы начали изучать очень важную для нас тему. (Показывается фрагмент видеофильма о лесном пожаре)
Учитель: 1.Как вы считаете, почему эта тема для нас имеет большое значение?
2.Какие последствия пожаров вы знаете?
(Учащиеся отвечают на поставленные вопросы).
Тестирование учащихся.
- проверка ответов (Слайд 2-7) выставление оценок.
Проверка знания видов пожаров
Учитель: Какие виды пожаров показаны на доске?
Учитель: Кто в основном виноват в возникновении пожаров?
Каким образом, на ваш взгляд, можно избежать этих бедствий?
Чем опасны лесные пожары?
Задание: по словам, расположенным в беспорядке необходимо составить правильную фразу. Слова: тушить, предупредить, легче, пожар, чем. (Слайд 8)
Фраза: Пожар легче предупредить, чем тушить. (Слайд 9)
Физкультминутка (2 мин.)
III.Изучение новой темы (18 мин.)
Учитель:
Итак, тема нашего урока: Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения
Цель урока: Усвоить значение профилактики лесных и торфяных пожаров. Познакомить их с системой охраны леса, существующей в нашей стране. Научиться правильно действовать в случае возникновения пожара.
Изучаемые вопросы
1. Профилактические мероприятия по предотвращению возникновения лесных пожаров.
2.Система охраны леса.
3.Правила поведения при пожаре в лесу.
Учитель: Как вы думаете, ребята, в каких местах в лесу наиболее часто возникают пожары? (Учащиеся отвечают на вопрос после чего на доске появляется (Слайд 10)
Давайте попробуем разработать правила пожарной безопасности в лесу.
Что на ваш взгляд запрещается делать в лесу во избежание пожара?
(Слайд 11)
Для защиты населения от последствий лесных пожаров проводятся также заблаговременные мероприятия по ограничению распространения лесных пожаров. По опушкам лесов и вдоль дорог высаживают лиственные породы деревьев. В лесах прокладывают просеки и грунтовые полосы шириной 5—10 м в смешанных лесах и до 50 м в хвойных лесах. Леса очищают от мусора, сухостойных и поваленных ветром деревьев, проводят санитарные рубки. В населённых пунктах роют пруды и водоёмы, ёмкость которых определяется из расчёта не менее 30 м3 на 1 га площади посёлка или населённого пункта. На границах леса с населёнными пунктами и сельскохозяйственными угодьями, вдоль железных и автомобильных дорог общего назначения создают противопожарные защитные полосы. (Слайды 12-13)
Бывая в походах, вы часто пользуетесь костром. Давайте познакомимся по учебнику с правилами разведения костра, ухода за ним.
(Учащиеся работают с учебником )
Какие правила вы усвоили?
После ответов появляются
Учитель: Почему нельзя оставлять не потушенным костер, даже когда он только слегка дымится?
(Учащиеся отвечают)
Да, действительно, не потушенный костер -это одна из причин очень крупных пожаров, когда без помощи профессиональных пожарных уже не обойтись.
В нашей стране существует система охраны леса. Познакомимся с основными элементами этой системы. Доминирующая роль принадлежит авиационной охране лесов: это самолеты и вертолеты
Наземная охрана лесов осуществляется силами и средствами лесхозов, в составе которых функционирует до 2,6 тыс. пожарно-химических станций и до 2,2 тыс. пожарных наблюдательных вышек.
Способы тушения пожара.
Надо забрасывать кромку пожара землей, если у вас под рукой оказалась лопата. Сначала надо взять на лопату грунт и им сбить пламя. Затем на пути продвижения пожара сделать сплошную полосу из грунта толщиной несколько сантиметров и шириной до полуметра. Один человек за полчаса может таким образом засыпать около 20 м кромки пожара.
(Слайд 14)
Правила поведения при пожаре в лесу
(Слайд 15-16)
IV. Закрепление знаний (5 мин.)
Игра : «разрешается» - «запрещается»
(Учащиеся поднимают зеленые карточки, если «разрешается» и красные карточки , если «запрещается»
V. Подведение итогов урока (5 мин.)
Выставляются оценки учащимся
Записывается домашнее задание: §5.2, задание на стр. 130 (Слайд 17)
Слова, обращенные к учащимся, как информация к размышлению и одновременно показывается фрагмент из видеофильма
«Зеленый мир растений старше человечества на миллионы лет. Мы чувствуем, что он добр и великодушен к нам. Кто же мы друг другу? Соседи по планете или одна семья? Насколько важен для жизни людей зеленый мир нашей планеты? Задумайтесь...
Лучше наслаждаться жизнью в зеленом мире, чем вдыхать гарь пепелища. Наш долг - уберечь этот живой и прекрасный мир от смертоносного огня!»