СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку "Что я слышу,вижу и чувствую в лесу".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи.Учащиеся должны написать сочинение, используя в своей речи однородные члены предложения.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Что я слышу,вижу и чувствую в лесу".»

Тема : Р/Р Подготовка к сочинению с использованием однородных членов предложения:

Что я слышу, вижу и чувствую в лесу».

Цели урока: развивать устную и письменную речь учащихся, используя все каналы восприятия вижу-слышу-чувствую. Научить учащихся постигать истинный смысл и красоту окружающего через углубленный анализ.

Совершенствовать языковое мышление, пробуждая потребность к поиску, творческому познанию родного слова.

Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, чтение наизусть, реализация межпредметных связей с литературой, элементы анализа текста, сопоставительный анализ, прием игры, использование аудио и видеоматериала.

Ход урока:

Организационный момент.

Лингвистическая разминка. Определите вид предложений.

Желтые осенние листья, теплый летний дождь; красные, желтые, белые цветы; небольшая серая птичка; маленькие корявые елочки и березки; тягостный, резкий ,одуряющий запах багульника; большие зеленые почки на липе, по нежно-голубому весеннему небу; легкие белоснежные облака;медно-бронзовые стволы сосен; шустрые черноголовые синицы; весенняя торжественная трель.

Объявление темы и постановка учебной задачи.

Слово учителя.

Работа с репрезентативными системами, всеми каналами восприятия восприятия(вижу-слышу-чувствую).

Учитель включает фонограмму «Звуки дневного леса». с записью звуков леса(ребята слушают, закрыв глаза).

Вопрос: Что вы слышите в лесу? (шум листвы, пение птиц и т.д.).

-Представьте картины леса в своем воображении.

-Каким вы представляете лес?

_А теперь посмотрите, каким видят лес художники пера и слова. Совпадают ли их взгляды с вашими?

Демонстрация репродукций картин;

Выразительное чтение стихотворений.

Когда печаль, или невзгоды,
Или тоска сожмет до слез —
Поверь в целительность природы,
Войди под сень густых берез.

И если радость, или счастье,
Или покой в твоей груди,
Или немыслимые страсти —
Ты в лес, как в храм святой, войди.

Входи!
           Величественно своды
Сомкнутся где-то в небесах.
Ты не в гостях, ты — часть природы,
И родники в твоих глазах.

Мелькают мысли, словно блики,
Тая хрустальный клад на дне.
Ты слышишь пение и крики,
Ты слышишь звуки в тишине...

Послушай: каркнула ворона,
А дальше крикнула сова,
И слышно где-то отдаленно
Малиновок и соловья.

А где-то там за поворотом
Журчит задиристый ручей,
Над ним склонилась ива гротом:
«То ли он мой, то ли ничей?»

Оставь их!
             Вечная загадка
Кому и кто принадлежит.
Тропинка, ни пряма, ни гладка,
Ложится под ноги, бежит...

Но вот открытая полянка.
Здесь столько разной мошкары!
Жужжат, толкутся спозаранку
И до полуденной жары.

Не доверяйся насекомым!
Не избегай жестоких мер
Ни для чужих, ни для знакомых,
Для птицы-мухи, например.

Жужжит пчела, звенит комарик,
Все звуки, звуки, да не те.
Летит, летит воздушный шарик
И исчезает в высоте...

Ты слышишь?
              Это звуки белок,
А это — дятлов и сорок.
Не мелочен, а просто мелок,
Журчит беспечный ручеек.

Его холодная водичка
И отрезвляет, и манит,
И где-то есть в лесу криничка,
Прочь от которой он бежит.

Бежит, по камушкам играя,
То плавно, вскользь, то вперекат,
А то, от холода сгорая,
Вдруг превратится в водопад.

Запенят брызги ледяные,
И закипит водоворот,
И берега его родные
Тесны — и новый поворот...

Расслабься!
                В озеро лесное
Впал наш мятежный ручеек.
Он не искал себе покоя —
Другим его найти помог.

Здесь рай для птиц: гусей и уток,
Здесь целый день и шум, и гам,
Здесь лебеди растят малюток
По живописным берегам.

И, постепенно превращаясь
В великолепных лебедей,
Они уходят, не прощаясь,
Наверно, как и у людей.

Туман на озеро ложится,
Вступает ночь в свои права,
Затихло все, умолкли птицы,
Лишь слышно, как шумит листва.

Шумит, шумит, но ветер в кронах
Совсем запутался и стих.
Пора любви, пора влюбленных,
Пора, пора закончить стих...

Но нет, еще не все.
                      Послушай,
Как ухнут совы невпопад,
И какофонию лягушек,
И стрекотание цикад.

Услышь вдали рычанье волка,
А еще дальше — слабый вой.
Наверно, все.
                   В стогу — иголка,
А в этом мире — мы с тобой...

(И.Андржеевская).

(Можно использовать слайд – презентацию).

Работа с различными позициями восприятия, выраженными в тексте.

- (-Я сам; зритель)

-(я-ассоцированный , -пень,-дождь,-лист).

-(я- беспристрастный наблюдатель-зеркало).

-Заслушать образец сочинения «Я желтый осенний лист» (написан учителем или сильным учеником).

Тренировочная игра «Снежный ком».

Устно построить текст, проговаривая каждое предложение.

Например:

Учитель задает позицию: В солнечное утро, летом, ты идешь в лес. Ученик продолжает: В солнечное утро, летом, ты идешь в лес. И добавляет свое предложение. Далее работают по цепочке.

Сопоставительный анализ. Сравнение своеобразия созданного учениками текста с красотой своеобразия текстов известных писателей.

Текст. Какая бывает роса на траве.

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат.

И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

(Л. Н. Толстой).

Домашнее задание: написать сочинение- эссе, выбрав определенную для себя позицию.

Я (сам) гуляю по лесу.

Я -лес. Я – пень. Я – дождь и т.д.

Я беспристрастный наблюдатель (зеркало).