СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по технологии на тему :"Вышивка Узбекистана"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по технологии на тему :"Вышивка Узбекистана"»

Разработка урока на тему: "Вышивка Узбекистана" в 6 классе

Цели урока: Ознакомить учащихся с историей возникновения вышивания

  1. Образовательные – сформировать знания по ручной вышивке, обучить выполнению задания по образцу, научить самостоятельности в работе, ознакомить с видами швов, с национальной узбекской вышивкой.

  2. Воспитательные – вызвать интерес к искусству и культуре, совершенствовать эстетические взгляды, развивать творческие способности личности, воспитать аккуратность в работе.

  3. Развивающие – улучшить сенсорные и моторные навыки учащихся, закрепить навык выполнения шва «вперёд иглу», тамбурного шва; развить навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Материально-техническое оснащение урока:

  • Оборудование: оформление доски, компьютер, проектор, экран, презентация темы, плакат «виды швов ручной вышивки, шаблоны по выполнению ручных швов, образцы швов для демонстрации учащимся, инструкционно - технологическая карта, вышитые картины.

  • Инструменты и приспособления: ткань для вышивки, иглы, пяльцы, нитки мулине, нитки шерстяные, маленькие ножницы с закруглёнными концами, линейка, карандаш. 

Тип урока: урок презентация, обобщение пройденного материала.

Вид урока: игра, беседа.

ХОД УРОКА 

I. Организационная часть: Отметить отсутствующих, проверить внешний вид учащихся, проверить готовность к занятиям, проверить организацию рабочего места.

II. Повторение и закрепление темы раздела «материаловедение»: «Буквенная абракадабра».

Среди букв, в представленной таблице отыщите ответы на вопросы. Слова могут ломаться, читаться справа налево, но не по диагонали.

Вопросы:

  1. Материал, изготовленный путем переплетения пряжи или нитей. (Ткань)

  2. Гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер.(Волокно)

  3. Южное растение, из плодов которого получают волокно. (Хлопок)

  4. Однолетнее травянистое растение, из стебля которого получают волокно. (Лен)

  5. Совокупность операций, в результате которых при переплетении нитей основы и утка получают ткань. (Ткачество)

  6. Тонкая нить, выработанная из коротких волокон путем их скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток, трикотажа. (Пряжа)

  7. Нити, идущие вдоль ткани. (Основа)

  8. Поперечные нити в ткани. (Уток)

  т  

  о  

  к  

  о  

  н  

у

а

а

в

с

я

ж

в

о

о

р

п

т

с

е

п

о

к

а

ч

о

л

т

к

м

ь

х

о

л

е

н

а

н

к

о

т

к

в

о

л

III. Вводный инструктаж:

Мудрец сказал ведь неспроста, 
Что мир спасает красота.
Чем век свой маяться в безделье,
Займитесь лучше рукодельем

Исторические сведения. Рассказ учениц.

"Мы можем только догадываться, где и когда люди впервые стали использовать иглу и нить для сшивания кусков ткани. На основании древнейших рисунков документов и преданий можно предположить, что люди шили и вышивали с древних времен. Но в отличие от глины, дерева и металла, ткани не выдерживают испытания временем. Влага и солнце достаточно быстро приводит ткань в негодность, поэтому до наших дней сохранились лишь несколько образцов шитья и вышивки, изготовленных до XV века. 

Люди всегда стремились украшать ткань вышивкой или, нашивая на нее драгоценные камни, ракушки, бисер, кусочки стекла, металла или кожи. Такие ткани очень высоко ценились в обществе - они указывали на богатство и власть своих хозяев. Кроме одежды люди украшали предметы быта. В странах Востока чаще всего использовали золотую нить, шелк, серебро по таким тканям, как бархат, атлас, шелк, сукно, шерсть. Отдавали предпочтение красному, фиолетовому, синему и зеленому цветам. В орнаментах восточных вышивок преобладают изображения животных, птиц, квадратов и ромбов. Использовали гладь, тамбурный и стебельчатый швы”.

IV. Изучение темы урока. Показ презентации.

Слайд №1-2

Природа наградила человека

Искусством думать и искусством понимать

Ещё таится в нём неведомая сила

Прекрасное творить и создавать

И так уж повелось с поры далёкой,

что вышивкой занялся человек,

Добился техники создания высокой,

Неся с собою мастерство из века в век.

Украсить ею можно вещь любую,

Создать свой стиль, изюминку такую

В отделке выбирая лишь свой путь

К любому возрасту, она всегда подходит,

Любой в ней то, что ищет – то находит.

Искусство это подойдёт и королям,

Одежду, украшая знатных дам.

Дадут вам в этом навык и уменье

Труда уроки – уроки мастерства.

Слайд №3

В.И.Даль писал: "Не учи безделью, а учи рукоделью", вышивка относится к одному из видов рукоделия.

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Слайд №4

Вышивка каждого народа имеет свои национальные особенности, характерные для неё изображения, в которых народ отразил свои представления об окружающем мире, свой быт и свою культуру. Каждый народ вложил в национальную вышивку и свой вкус.

Слайд №5 - 6.

Инструменты и приспособления

Чтобы выполнить вышивку, не деформируя ткань, следует использовать пяльцы. (Учитель демонстрирует различные виды пяльцев). Пяльцы могут быть круглыми, квадратными, на подставке или без нее, деревянными или пластмассовыми, с винтом или без, различных размеров. Лучше подобрать пяльцы нужного размера с винтом. 

Кроме пяльцев понадобятся следующие инструменты:

Ножницы лучше применять трех видов: маленькие с острыми концами, для подрезания и выдергивания нитей в ткани; средние для обрезания ниток при вышивании; большие для разрезания ткани и мотков ниток.

Иглу подбирают с большим ушком и тупым концом.

Наперсток применяют при прокалывании иглы через ткань. Его подбирают по размеру, бывают с донышком или без.

Утюг необходим для проутюживания ткани до работы, и после вышивания.

Копировальная бумага необходима для перевода рисунка на ткань.

Нитки: Мулине, шерстяные, гарус, ирис, шелковые, синтетические.

Нитки должны быть хорошо окрашенными, прочными, должны хорошо пружинить при растягивании.

Нитки "Мулине” продаются в моточках, поэтому после разрезания они часто путаются. Их следует наматывать на шпульки или хранить в специальных органайзерах, откуда далее их легко извлечь”.

Слайд №7

Вышивание – увлекательный, творческий труд, который может принести много радости, заполнит досуг, введёт в мир прекрасного, приобретаются такие качества, как усидчивость, внимательность, аккуратность.

Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Материалом для вышивки в разные далёкие времена служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шёлка и натуральный волос.

Прежде, чем начать любую работу мы с вами должны помнить о Технике безопасности:

1.Работать ножницами можно,
Но только очень осторожно.
Не бегай с ними по квартире – 
Так можно сделать харакири.
Коль просит кто-то, не зевай,
Вперёд колечками подай.
2.Игла в работе весела,
Она тонка и так мала!
Не будешь класть её на место,
Вдруг потеряется в отместку
И затаится в беспорядке….
Тебе ж потом воткнётся в пятку.


Слайд №8 - 11

Виды швов

Различные швы, применяемые в ручной вышивке, могут быть разделены на две большие группы.

  1. Счётная вышивка, выполняют по счёту нитей ткани.

  2. Свободная вышивка, выполняется по свободному, заранее нарисованному контуру.

  • Простые

  • счётные

  • декоративные

Слайд №12

Узбекская вышивка - виды и значение.

Вышивка по сей день является наиболее распространённым видом рукоделия узбекских женщин. Раньше вышивка являлась неотъемлемой частью традиционного интерьера узбекских домов. Её были украшены различные предметы от маленьких изделий до внушительных панно. На стенах висели сюзане, в быту использовались покрывала ( шошаби или руиджо), молельные коврики, скатерти (дастархан), покрывала для колыбелей и тюбетейки.

Слайд №13 - 14

Узбекская вышивка нашла самое красочное выражение в одежде и небольших изделиях. Она использовалась для украшения праздничных мужских платьев, кушаков, женских свадебных покрывал, футляров для ножей, чехлов для чайников, зеркал и кошельков.

Слайд №15

В 19 веке было несколько городов – центров художественной вышивки: Нурата, Бухара, Самарканд, Шахрисабз, Ташкент, Фергана, каждый из них представлял художественные особенности своего края.

Слайд №16 - 17

Испокон веков вышитые панно – сюзане украшали дома узбеков, их древние узоры имели сакральное значение и по поверьям помогали охранять дом от злых духов, приносили в семью мир и достаток.

К свадьбе в семьях готовили для невест целый набор предметов украшенных вышивкой, здесь и вышивка для украшения стен - «сюзане», «гулькурпа», «паляк», и занавеси, скрывающие стенные ниши – «кирпеч», «джойпуш», и молитвенные коврики – «джойнамаз», и свадебные простыни – «руиджо». По традиционной вышивке «сюзане» можно было безошибочно узнать, из какого края невеста. 

Ташкент, Джизак, Самарканд или Сурхандарья – многие районы Узбекистана имеют свой самобытный, непохожий на другие рисунок.

Слайд №18

Нуратинская вышивка. В конце 19 века в Нурате возник оригинальный стиль вышивки: цветы, вышитые на белом фоне ткани стали визитной карточкой нуратинских рукодельниц.Растительный орнамент сопровождался фоновым изображением птиц, а также стилизованными изображениями животных и людей.

Слайд №19 – 20

Бухарская вышивка. Является одной из самых интересных в Центральной Азии. Дизайн являет собой цветы на тонких ветвях, равномерно распределённых по поверхности ткани, или круглые розетки, обрамлённые длинными стеблями. В цветовой гамме используется гармоничное сочетание голубого, серого и светло- жёлтого с красным, малиновым и зелёного цветов.

Слайд №21

Самаркандская вышивка. Упрощённая конструкция, состоящая из розеток в окружении лиственных кругов и ограниченной палитрой с преобладанием сиреневого цвета.

Слайд №22 - 23

Шахрисабзкая вышивка. Центральное место занимает большая розетка с разноцветными деталями, обрамлёнными синими лиственными гирляндами. Иногда это растительные мотивы с рамкой в виде больших орнаментов и кругов.

Цветная палитра основывается на нескольких тонах: малиновом, зелёном и красном.

Слайд №24 - 25

Ташкентская вышивка. В Ташкенте существует два вида больших декоративных вышивок типа сюзане – палак («небесный свод») и гулькурпа.

Палак покрыт сплошными вышитыми символами и тёмно- красными кругами.

Композиция гулькурпы выстроена в виде центральной звезды или круга с цветочными ветками, оставляя видимой большую площадь чистой ткани.

Слайд №26

Ферганская вышивка.Отличаются тонким графическим дизайном веточек и концентрическими кольцами с большими свободными площадями фона. Работы выполнены на цветовом фоне. В основном производятся руиджо и тюбетейки.

Слайд №27 - 28

Сурхандарьинская вышивка.Для современной сурхандарьинской вышивки характерно многообразие самобытных, удивительно красочных и ярких орнаментов, наделённых древним магическим смыслом. Сурхандарьинский стиль вышивки богат растительными орнаментами со всевозможными цветочными вариациями: эгизгуль, лолагуль, пахтагуль, ойгуль и многие другие.Мастерицы Сурхандарьи сумели сохранить практически все виды традиционных мотивов в оформлении всевозможных изделий таких как: байсунские тюбетейки (выполненные в технике "пильта-дузи"), бельбоги (поясные платки), ойна-хальта (мешочки для зеркал), сюзане (настенные матерчатые перегородки), бугджома (покрывала для хранения вещей).

Слайд №29 - 30

Кашкадарьинская вышивка. Традиционная кашкадарьинская школа вышивки – это оригинальное переплетение местных, самаркандских и сурхандарьинских школ оформления орнаментов. В декоре кашкадарьинских сюзане в основном используются два типа орнаментов: розеточные и свободно размещенные узоры с цветочными (доирагуль, арчагуль, калампир гуль, райхон гуль, олвали) мотивами. Относительно новое веяние, возникшее в советский период - это изображения животных: птиц (каптарой сюзане) или скорпионов. В данное время эти мотивы практически не используются. Иногда для тканевой основы используют белый сатин или голубой шёлк, которые потом украшают красивейшими узорами из цветочных орнаментов, изображений граната со всевозможными витиеватыми элементами.

Слайд №31 -34. Картинки.

V. Закрепление. Задание 1: Перед вами плакат. Слова на нём написаны в любом направлении, кроме диагонального. Прочтите их.

  Н  

  О  

  Ж  

  И  

  Г  

  Н  

  И  

Ц

И

Н

А

Л

Е

Л

Ы

Л

Ь

К

А

Н

У

П

Я

Ц

Ы

А

В

М

Молодцы! Этих слов здесь пять: ножницы, пяльцы, канва, игла, мулине.

Задание 2: Составьте слова, подбирая их половинки из обеих колонок. Начало слова может быть в любой колонке. Найденные слова соединяйте стрелками.

ОТВЕТ: пяльцы, вышивка, пасма, канва, мулине, шнурок, орнамент, игла, счетная.

Дополнительная информация.Последовательность выполнения работы:

  1. подготовка ткани и рисунка для работы

  2. вышивка

  3. утюжка или ВТО изделия

  4. оформление паспарту

  5. оформление работы, закрепление задника картины

Прежде чем приступить к вышивке, надо выровнять ткань по основе и утку, наметить расположение узора на ткани, нанести рисунок на ткань и запялить.

Переносить рисунок на ткань можно несколькими способами:

  • С помощью копировальной бумаги

  • Перевод рисунка на « просвет»

  • Припорохом

Запяливание следует проводить в следующей последовательности: положить на стол меньший обруч пялец, на него положить ткань снанесенным рисунком лицевой стороной вверх, затем наложить второй обруч, одновременно натягивая ткань.

В вышивке на рабочей нити никогда не следует делать узелки. Изнаночная сторона вышитого изделия должна быть чистой и аккуратной, поэтому нитку закрепляют на лицевой стороне там, где будет расположена вышивка. В конце работы нить закрепляется под стежками.

После окончания работы над вышивкой при необходимости следует постирать изделие. Стирать изделие с цветной вышивкой необходимо осторожно в теплой воде. Нельзя, замачивать и кипятить! Выстиранное изделие надо хорошо прополоскать в холодной воде, отжать и завернуть в махровое полотенце. Гладить вышивку надо во влажном состоянии с изнаночной стороны. После полного просыхания изделия его оформляют в рамку, используя при необходимости паспарту. Обратная сторона картины закрепляется задником.

VI. Заключительная часть

Подведение итогов урока. Беседа.

  1. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

  2. Что больше всего вас заинтересовало?

  3. Какую вышивку выполнять быстрее и проще?

  4. Назовите виды рукоделия.

  5. Назовите виды вышивки.

  6. Какие инструменты применяются при вышивании?

  7. Какие материалы можно использовать для вышивки?

Выставление оценок за работу в классе.

Объявить оценки учащихся за работу. Показать лучшие работы. Назвать типичные ошибки и способы их исправления.

VII.Домашнее задание.