Лексический и фразеологический анализ слова.
Задание № 1: списать.
Схема лексического разбора слова.
1. Определите лексическое значение слова в контексте.
2. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).
3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.
4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.
5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.
6. Подберите антонимическую пару к данному слову.
7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.
8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.
9. Определите, является ли слово устаревшим.
10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.
Задание № 2: выполните задания.
Задание 1. Перепишите. Найдите в приведенных предложениях слова, которые употреблены в переносном значении. Укажите пути переноса значения.
1.Густо засеяна людьми благодатная земля Украины. (М. Горький.) 2. Испуганно жмутся друг к другу дома; в застывшие ставни стучится зима. (М. Исаковский.) 3. Угрюмый замок с его тремя башнями, с мрачными узкими окнами, с железными воротами и зеленоватой, обильно поросшей мхом стеной выглядел странно… (В. Закруткин.) 4. Где-то над головами ходили «кукурузники», эти неутомимо мурлыкающие друзья пехотинцев… получили от бойцов свое сельскохозяйственное прозвище. (О. Гончар.) 5. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то разгулье удалое, то сердечная тоска. (А. Пушкин.) 6. Что ты жадно глядишь на дорогу, в стороне от веселых подруг? (Н. Некрасов.) 7. Дремлет, скорчившись, пехота, сунув руки в рукава. (А. Твардовский.)
Задание 2. Отнесите к соответствующим лексическим группам выделенные в предложении слова (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы).
1.Волна восторга охватила Глеба. (Ф. Гладков.) Золотые тучки расстилались по небу все мельче и мельче, словно вымытая расчесанная волна. (И. Тургенев.) 2. Охота за дикими оленями представляла основной промысел охотников саами. (И. Соколов-Микитов.) Мне как раз пожить охота, я и не жил-то еще. (А. Твардовский.) 3. Сквозь окна разбитые смотрит луна, сквозь окна разбитые мутно глядит. (А.К. Толстой.) 4. Вот старая сказка, которой быть юной всегда суждено. (В. Брюсов.) 5. Вообрази, … что гимнастерка и шинель погребены под нафталином, что в мире мир. (А. Сурков.) 6. Ваше оружие, ваш острый меч – правда, оружие ваших врагов – ложь. (М. Горький.) 7. … В этот самый тяжелый период жизни Олег вошел в самую счастливую пору рассвета своих юношеских сил. (А. Фадеев.) 8. Робкая лань торопливо пробирается в чащу. (К. Батюшков.) Но, шевеля пугливым ухом, конь упирается, дрожит. (А. Пушкин.)
Задание 3. Определите, какие из выделенных слов не являются антонимами. Объясните почему.
1.Ясный день – пасмурный день; 2. Ясный день – ненастный день; 3. Ясный день – осенний день; 4. Ясный день – туманный день.
1.Скромный человек – активный человек; 2.Скромный подарок – богатый подарок; 3. Старый мужчина – молодой мужчина; 4. Старый друг – новый друг.
Задание 4. Перепишите примеры, устраняя повторяющиеся однокоренные слова.
1.Появление пьес А.Н. Островского явилось огромным событием в истории нашего театра. 2. Автор сатирически изображает образы помещиков. 3. Унаследовав наследство дяди, Онегин стал жить в деревне. 4. Французский император просчитался, рассчитывая на быструю победу. 5. Когда вражеские войска стали приближаться ближе, весь народ выступил против врагов. 6. «Слово о полку Игореве» призывало русских людей объединиться воедино.
Задание 5. Назвать тип фразеологизмов.
1. Умереть со смеху. 2. Коломенская верста. 3. Черта с два. 4. Засучив рукава.
1. Сбоку припека. 2. Ни в зуб ногой. 3. Щекотливый вопрос. 4. Сматывать удочки.
1. Морочить голову. 2. Расширять кругозор. 3. Тянуть лямку. 4. Сбоку припека.
1. Ума палата. 2. Нести ахинею. 3. Скатертью дорога. 4. Море по колено.
1. Черная благодарность. 2. У черта на куличках. 3. Дамские пальчики.
4. Скатертью дорога.
Задание № 3: сделать краткий конспект.
Лексические нормы.
Л е к с и ч е с к и е н о р м ы – это
1. Правильность выбора слова из ряда синонимов.
2. Точность словоупотребления (употребление слов в тех значениях, которые они имеют в языке).
3. Лексическая сочетаемость (уместность использования слов в той или иной ситуации).
4. Умение различать паронимы.
5. Отказ от повторов.
6. Лаконизм (употребление только тех слов и выражений, которых вполне достаточно для данной речевой ситуации; отказ от избыточности речи).
7. Строго мотивированное, коммуникативно целесообразное использование в речи иноязычных слов.
8. Богатство речи, употребление образных, художественных средств языка, обогащающих и украшающих речь в строгом стилистическом соответствии.
9. Оправданное употребление устаревших слов и неологизмов, т. к. они воспринимаются как стилистически сниженные.
10. Использование фразеологических средств с учетом их специфических свойств как необщеупотребительных слов.
11. Знание сочетаний слов, противоречащих лексическим нормам, но закреплённых языковой традицией.
Л е к с и ч е с к и е о ш и б к и
1. Неверное понимание значения слова, фразеологического средства.
2. Нарушение лексической сочетаемости слов и выражений.
3. Неоправданные повторы тех или иных слов и выражений.
4. Избыточность выражения.
5. Немотивированное употребление иноязычных слов.
6. Неоправданное употребление устаревших слов и неологизмов.
7. Подмена слов паронимами.
С п о с о б ы и с п р а в л е н и я л е к с и ч е с к и х о ш и б о к
1. Избегать повторов и избыточных выражений:
- замена слова на синонимы;
- замена слова на местоимения.
2. Знать точное лексическое значение употреблённого слова или выражения.
3. Подбирать слова в строгом стилистическом соответствии.
Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление
1. замена одного из слов паронимом: Он смутился и вошёл в себя(вместо ушёл в себя)
2. отход от грамматической формы, закреплённой традицией: Это были четыре человека семи пядей во лбах и косых саженях в плечах.
3. не учитывается значение фразеологизма: Поняв, что он всё равно не послушается, мы махнули на него рукой и сказали: «Пусть земля тебе будет пухом!»
4. употребление фразеологизма без учёта его образного значения: Мы сели на корабль, и он помчался на всех парусах.
5. соединение элементов различных фразеологизмов: гроша выеденного не стоит (это соединение двух: яйца выеденного не стоит и гроша ломаного не стоит).
Домашнее задание: повторить материал по теме «Лексика».