- формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
Видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться к одной точке зрения;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
-выдвигать и обосновывать проблему проекта, ставить цели и задачи работы над проектом
-самостоятельная групповая работа по разработке на основе банка идей для проектов.
Этапы урока | Ход урока. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся |
Организационный этап (1 мин.) Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности учащихся на уроке. Мотивирующий прием: Положительный настрой на урок Труда Прием - проект | 1 слайд -Здравствуйте, я рада приветствовать вас, ребята на нашем открытом уроке, рада приветствовать гостей, желаю всем хорошей работы! На столах у вас лежат рабочие листы, с которыми вы будете сегодня работать. Обратите внимание, что на столе лежит много разных проектов, выполненных учениками в разные годы. Их всегда можно смотреть, изучать, знакомиться. Мы с вами в начале учебного года уже познакомились, что такое творческий проект и что он в себя включает. | Смотрят сначала на учителя, затем друг на друга с приветственной улыбкой. Смотрят проекты |
Этап мотивации к изучению новой темы (2 мин.) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Слайд 2 Давайте вспомним, а что же включает в себя проект?: на слайде вы видите уже только результаты таких проектов. (Показать готовые проекты, которые лежат на столе) Слайд 3 –то есть включает в себя 3 главных этапа Поисковый, технологический, заключительный. Ребята, а как вы думаете, что будет включать в себя поисковый этап? (показать проект) Поисковый этап включает в себя: выбор темы, обоснование проекта, постановку целей и задач, анализ ресурсов, исследование. А технологический этап? (показать проект) Второй этап технологический, который включает в себя последовательность выполнения технологических операций, готовится необходимая техническая документация. Кроме того, организуется рабочее место, выбираются материалы, проводится наладка оборудования. А, заключительный этап? (показать проект) Третий этап – заключительный, на этом этапе осуществляется подготовка и проведение презентации проекта (ярмарки, выставки работ, дегустации, устного сообщения, инсценировки, дефиле, стендового доклада, мультимедийной презентации). | Включает чертежи, рисунки, описание, идею. Рассуждают: проект нужен, чтобы правильно выполнить какое-то изделие, понять как его выполнять интеллектуальные задачи. Решить проблему, развивать творческие способности, умение мыслить, реализовать свои замыслы и идеи, уметь планировать свою работу. Поиск информации. Постановку цели, определение проблемы и идеи. Выполнить изделие. Представить проект, рассказать про него, защитить. |
Постановка проблемы урока. (3 мин.) Цель: подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации. Мотивирующий прием: Последовательность этапов работы над проектом | 4 слайд Значит, исходя из этого, мы с вами сегодня будем заниматься каким этапом? Поисковым этапом. Тогда какую тему урока сегодня можно предположить? Еще раз, что включает в себя поисковый этап? 5 слайд «Изделие из текстильных материалов»: обоснование проекта, анализ ресурсов» (Обоснование проекта, анализ ресурсов, другими словами, будем заниматься поисковым этапом.) | Учащиеся смотрят слайд презентации и отвечают: работа команды в группе, чертежи, творческая идея, воплощение идеи в конкретный продукт. Обсуждают и формулируют тему урока: Проект, обоснование темы, анализ ресурсов. |
4. Формулирование темы, цели, задач урока. (подготовка учащихся к работе на основном этапе урока) (3 мин.) Цель: самостоятельное определение темы урока, цели урока. | - Давайте запишем тему урока в начале рабочего листа (Изделие из текстильных материалов: обоснование проекта. Анализ ресурсов) Ребята. Давайте вспомним, а для чего вообще нужен проект? Что будет развивать работа над проектом? (Учащимся раздаются карточки с опорными словами: мышление, навыки, идея, проблема, процесс, исследование, план) слайд 6 Молодцы! Слайд 7 - Ребята, тогда чему мы с вами сегодня будем учиться на поисковом этапе проекта? Давайте поставим для себя цели урока, исходя из темы, используя вопросы (на доске) и обсудим их. Определите себе цели урока, используя опорные слова. Что вы выберите для себя из опорных слов (обоснование, анализ, ресурсы, идеи, проблема) для постановки целей? Почему? Какие? Как? Что? Задачи: сформировать понимание, что такое обоснование проекта, развивать речь, обсуждать поставленные вопросы, предложенные задания; контролировать свои ответы и ответы товарищей. | Учащиеся называют и записывают тему урока «Изделие из текстильных материалов: обоснование проекта. Анализ ресурсов» Отвечают с помощью опорных слов: развивать мышление, воображение. Овладеть навыками процесса, Воплотить идею в проекте, составлять план работы, научиться исследовать… Проговаривают цели урока, отвечая на вопросы: Варианты ответов: Почему нужен проект, почему важны все этапы работы над проектом. Что такое обоснование проекта? Как выполнить анализ ресурсов? Как начать работу над проектом? И т.д. Какие идеи для проекта можно реализовать? |
5. Этап усвоения новых знаний и способов действий. (5 мин.) * Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала: -существенных признаков; -правил и построенных на их основе алгоритмов. Работа с текстом. (открытие новых знаний). Работа в парах, группах. | А сейчас, приступаем к дальнейшей работе. Ребята, вам нужно выполнить следующее задание? Проанализировать текст обоснования проекта и определить его цель. Слайд 8 (Выдаются карточки с текстом). Представьте, у кого какие цели получились.? Как вы думаете, для чего мы с вами сейчас анализировали этот текст? Составляли цель для этого текста? Оцените себя в рабочем листе по 5 бальной системе | Работают в группах, читают и анализируют текст, формулируют постановку цели проекта. Представляют цели проекта. Правильно, для того, чтобы далее сформулировать обоснование следующего проекта. |
6. Этап первичной проверки понимания и изученного (5-7 мин) Способы: работа в группах, фронтальная работа, обратная связь, индивидуальная работа. * обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных связей. | Продолжаем развивать свое мышление и учимся анализировать информацию. Для этого, вам, необходимо составить схему обдумывания, я предлагаю вам выбрать три идеи, три темы для проекта швейного изделия, а чтобы вам было понятнее, какие объекты труда можно сделать в проектной деятельности, нам поможет Нейросеть – Гига чат, обратимся за помощью к ней с вопросом, который у вас есть в рабочих листах, выходим своими группами и печатаем вопрос- темы творческих швейных проектов по труду в 5 классе. (у вас они есть в карточках-опорных эскизах). Слайд 9 Выдать схемы. Ребята, эти идеи нужно оценить по следующим критериям: какая значимость (для чего), удобство, изготовление (по степени трудности), обсудить, записать и представить. Распределите, кто какую идею будет представлять в вашей группе (3-4 чел), выходите и представляете ваши варианты работы. (слайд 10) Физминутка в виде представления-защиты задания.. Оцените себя в рабочих листах за эту работу. | Составляют схему обдумывания, анализируют, обсуждают в группах, вписывают в схему 3 идеи. Темы: подушка-игрушка, кошелек или сумочка, салфетка или скатерть, фартук, органайзер для карандашей и ручек, игольница, шапка или шарф, декоративная подушка, подарочный мешочек, чехол для телефона. Выходят группами и представляют. |
7. Этап применения знаний и способов действий. (10 мин.) Способы: работа в группах, фронтальная работа, обратная связь, индивидуальная работа. * обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных связей. | Ребята, вы сейчас учились обосновывать проект, анализировать идеи и поэтому, я вам предлагаю выполнить работу по разработке паспорта творческого проекта. Для этого вы выбираете одну идею из трех представленных, которая на ваш взгляд, вам больше понравилась, и заполняете начало технической документации: тему проекта и его обоснование (2-3 предложения с помощью опорных текстов. Отвечающее на вопросы «зачем» и «почему?»), (выдаются опорные карточки с примерным текстом обоснования проблемы). Цель проекта, задачи проекта. Нарисовать эскиз проекта простым карандашом. Если возникнут трудности, то можно с помощью опорных карточек для создания эскиза. (выдать карточки с опорными эскизами) Слайд 11 | Учащиеся выполняют комплекс упражнений. Выполняют задание с использованием банка идей по выбранному направлению проекта. Оформляют проект в группе (обсуждают в группах), рисуют, обосновывают, записывают и представляют проекты, отвечают. Примерный ответ: Творческий проект по теме «Мягкая игрушка». Обоснование – Что подарить на праздник? Игрушка своими руками – самое лучшее решение!. Цель- изготовить мягкую игрушку- куклу. Задачи: найти в различных источниках информации различные варианты кукол и выбрать самый лучший вариант. Подготовить рисунок, чертежи, материалы, оборудование. Представить и защитить проект. |
8. Этап коррекции знаний и способов действий. (5 мин.) | Проверка выполнения задания: разработка творческого проекта. Отвечают на вопросы: Почему выбрана эта тема? Какую проблему она решает? Для кого предназначен ваш проект? Какова основная цель данного проекта? Какие варианты еще можно предложить? Ребята, для чего вы сейчас выполняли данную работу? Вы учились анализировать, принимать решение, обосновывать проект. Оцените свою работу в группе | Учащиеся выполняют задания в проектной документации. Представляют классу начало групповой работы над проектом. |
9.Этап подведения итогов занятия. Рефлексия. (3 мин.) (прием Лесенка успеха) Цель: * Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. * Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | Ребята, вы сегодня плодотворно поработали, давайте сейчас оценим всю свою работу на уроке. Слайд 12 Оцените эффективность своей работы по пятибалльной шкале. Обоснуйте свое мнение. (в карточках) и в Лесенке успеха (стрелочки вверх-было понятно, вниз-очень трудно, вправо-у меня остались вопросы)-двигаемся вперед! У кого какая отметка получилась, обосновываем и прикрепляем стрелку. Ребята, вы достигли своих поставленных целей на уроке? С какими трудностями вы столкнулись на уроке? Что больше всего вам понравилось? Что бы вам хотелось научиться делать? Что изучали на уроке? - Какие цели ставили перед собой? - Получили вы знания? Молодцы! Слайд 13 Ребята, а какой профессиональной деятельностью вы сегодня занимались? К каким профессиям можно отнести вашу работу на уроке? | Учащиеся оценивают себя с помощью таблицы и ставят отметки. Учащиеся выставляют балл эффективности работы на уроке Ставят стрелки на Лесенке успеха и обосновывают отметку. Отвечают, что выполнили свои цели. Отвечают: дизайнер, конструктор, исследователь, Отвечают на вопросы. |
10.Этап информации о домашнем задании. (1 мин.) Цель: обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Домашнее задание: Придумать и начать разработку паспорта своего личного индивидуального проекта для дальнейшей работы по изготовлению швейного изделия. | Выполнение по образцу работы в классе |