Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Проблема Байкала"»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Отдел образования администрации Кигинского района
Верхнекигинская средняя общеобразовательная школа №1
РАЗРАБОТКА УРОКА
УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ 1 категории САХАУТДИНОВА Ф.Р.
с. В-Киги - 2014 год
ПЛАН УРОКА
Тема: Проблема Байкала.
…Мы хозяева нашей природы, и она для нас
кладовая солнца с великими сокровищами
жизни. Мало того, чтобы сокровища эти
сохранять – их надо открывать и показывать.
М. Пришвин
Цель урока: совершить путешествие по Байкалу и шаг за шагом раскрыть
сложный путь поисков «ключей» к загадкам озера.
Для реализации данной цели надо поговорить о неповторимости озера Байкал; о причинах образования озера; о своеобразности климата, природы, органического мира и уделить большое внимание экологической ситуации озера.
Оборудование: физическая карта России, физическая карта Южной
Сибири, атласы 8 кл.
Ход урока: рассказом о «чуде- природе во всех отношениях » - об озере
Байкал урок начинает учитель, рассказывает о физико-
географическом положении, о глубинах, размерах и о
причинах появления.
Первый ученик делает сообщение о климате на побережьях Байкала и над озером, как резкие различия в температурах и давлениях воздуха вызывают возникновения ветров исключительной силы, далее рассказывает о ветрах, которые называются по-разному: верховик, барбузин, култук, сарма.
Второй ученик продолжает урок рассказом о своеобразии органического мира Байкала и отдельно останавливается на небольшой, но очень интересной рыбке – голомянка.
Третий ученик делает сообщение о Байкальской нерпе – типичном морском животном, которая живет в пресной воде.
Учитель рассказывает об экологическом состоянии озера. О влиянии Иркутского ГЭС на реке Ангара, Байкальского целлюлозно-бумажного комбината на состояние озера делает сообщение другой ученик.
Учитель вместе с классом делает выводы, что Байкалу нужна защита от загрязнений и отравлений воды, которая спускается целлюлозными заводами, сохранении его оригинального органического мира, убеждая в огромной пользе и необходимости создания заповедников и национальных парков.
После этого ученики рассказывают о Баргузинском и Байкальском заповедниках.
В конце урока учитель вместе с учениками говорит о будущем озера, не сомневаясь, что удивительная природа Байкала будет жить и одержит победу за экологическое равновесие. От нас с вами зависит судьба последних участков русской степи, еще избежавших вырубки таежных массивов, убереженных от разрушающих гусениц вездеходов тундровых просторов, пока не замелиорированных болотистых урочищ, не затопленных плотинами гидроэлектростанций пойм чудесных русских рек. От нас зависит будущее русской природы. Ради этого стоит трудиться и бороться.