УРОК-ИГРА ЗАКОНЫ НЬЮТОНА
Цели урока:
В интересной игровой форме
обобщить знания, полученные по теме;
научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни;
совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач;
расширить кругозор учащихся;
развивать коммуникативные способности.
Задачи:
Эпиграф:
Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше
Орг. Момент. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.
Вступительное слово учителя.
Учитель зачитывает и поясняет слова эпиграфа, отмечает, что, по мнению Ньютона, свои законы он открыл играючи, просто более внимательно отнесясь к окружающему миру, полному неизведанного. Поэтому и урок, посвященный законам Ньютона, проводится в виде игры, которая позволит проявиться всем способностям учащихся, расширит их кругозор, научит видеть изученные на уроках закономерности в природе, поможет объяснить многие механические явления.
3.Конкурсы и игра
Конкурс «Доверяй, но проверяй!».
Капитаны выбирают по два лучших экспериментатора команды, которые получают экспериментальные задания и приступают к их выполнению. Через несколько минут они будут должны представить классу сам опыт, анализ его результатов. Лучший доклад приносит победу команде, а докладчику - балл в личную «копилку».
1. Проведите опыт: положите на стакан почтовую открытку, а на открытку - монету. Ударьте по открытке резко щелчком.
Почему открытка отлетает, а монета падает в стакан? Почему монета не падает, если медленно тянуть открытку к себе?
2. С помощью динамометра определите разрывное усилие для швейных
ниток №40.
Возможен ли обрыв нити при подъеме гирьки массой 200 г вертикально вверх? При каких условиях? С каким ускорением можно поднимать гирьку?
Конкурс «Колесо истории»
Назовите дату рождения Исаака Ньютона. (25 декабря 1642 г. по старому стилю, 4 января 1643 г. по новому стилю).
В каком университете (и колледже) учился Ньютон с 1661 г.? (кембриджский университет, колледж святой Троицы (Тринити-колледж.)
Сколько лет было Ньютону, когда он стал профессором Кембриджского университета? (27 лет)
Студенты колледжа по происхождению и имущественному положению делились на группы. Высшую группу составляли «коммонеры», платившие наиболее высокую плату и получавшие право обедать вместе с членами колледжа. Основную массу студентов составляли «пенсионеры», платившие полную плату, но не имевшие особых привилегий; за ними следовали «сайзеры», платившие меньше, «пенсионеров» и обязанные за это прислуживать членам колледжа, и, наконец, беднейшие «субсайзеры», освобожденные от платы, но зато обязанные обслуживать бакалавров, магистров и более обеспеченных студентов. К какой группе принадлежал Ньютон? (Ньютон был принят в Тринити-колледж субсайзером, и его самолюбие страдало от унизительного положения слуги, в которое он был поставлен вследствие скромного имущественного положения своей семьи.
В какой области физики работал Ньютон в первые годы профессорской деятельности? (Оптика. Он усовершенствовал модель нового типа телескопа-рефлектора, открыл явление дисперсии.)
От единичного факта – падения яблока – Ньютон приходит к грандиозному обобщению. Какому? (В 1667 г. Ньютон формулирует закон всемирного тяготения, лежащий в основе небесной механики.
7. Достиг ли Ньютон вершин славы и признания при жизни? (В 1705 г. королева Анна возвела его в рыцарское достоинство. В Королевском обществе он пользовался непререкаемым авторитетом, был богат и окружен вниманием своей племянницы.)
8. Где похоронен Ньютон? (Ньютон скончался в ночь с 20 на 21 марта 1727 г. Его похоронили с большими почестями в Вестминстерском аббатстве, английском национальном пантеоне. Надпись на памятнике над его могилой заканчивается словами: «Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение человеческого рода». На статуе Ньютона в Кембридже высечен стих из Лукреция: «Разумом он превосходит род человеческий.)
ФИЗМИНУТКА
Конкурс «Головоломки»
Подсказка: Прочитайте изречение И. Ньютона, двигаясь по часовой стрелке, пропуская определенное одинаковое количество кружков. ПО
ИН
ЗН ЕС

ЯЮ ГИ
ТЕ
ОЧ
(Ответ: «Гипотез не сочиняю»)
Подсказка: вырежьте отмеченные клеточки в первом квадрате, наложите его на второй. Поворачивая его четыре раза, прочитаете слова Рене Декарта. (Ответ: «Дайте мне материю и движение, и я построю мир»)
* | | | | * | | | д | о | и | с | а | т |
| | | * | | | а | ж | т | й | е | е |
* | | | | * | | т | р | р | н | е | и |
| | * | | | | о | и | м | ю | ю | е |
* | | | | * | | н | м | и | и | е | р |
| | | * | | | и | я | д | м | в | п |
Конкурс Блиц-турнир
Как движется тело, если на него не действуют другие тела? (Равномерно, прямолинейно или находится в покое, т.е. сохраняет свою скорость неизменной.
Какие системы отсчета называются неинерциальными? (Системы, в которых не выполняется 1 закон Ньютона, или в которых не выполняется закон инерции
Как читается первый закон Ньютона? (Существуют такие системы отсчета, относительно которых тела сохраняют свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела
Инерциальна ли система отсчета, движущаяся с ускорением относительно какой – либо инерциальной системы? (Нет. Системы, движущиеся относительно инерциальных с ускорением, являются неинерциальными.
Что является причиной ускоренного движения тел? (Действие на них каких - либо сил
Как читается второй закон Ньютона? (Ускорение прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе.
Тело движется прямолинейно и равномерно. Меняется ли при этом его скорость? (Нет, не меняется.
Какие системы отсчета называются инерциальными? (Системы, в которых выполняется 1 закон Ньютона, или в которых выполняется закон инерции
Как читается третий закон Ньютона? (Силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению.
Выразите единицу силы через единицы массы и ускорения. (1 Ньютон равен 1кг умноженный на 1 м/ с²
Игра «Интересные вопросы»
1. Если действие, как гласит закон, всегда равно и противоположно противодействию, то сила, с которой лошадь тянет телегу вперед, равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой телега «тянет» лошадь назад. Но телега движется вперед, а лошадь назад не движется. По чему и телега, и лошадь движутся вперед?
О т в е т: Сила, действующая на телегу, и сила, действующая на лошадь, в каждый момент времени равны; но так как телега свободно пере-мещается на колесах, а лошадь упирается в землю, то понятно, почему телега катится в сторону лошади.
2. Яблоко падает на землю отгого, что его притягивает земной шар; но точно с такой же силой и яблоко притягивает к себе всю нашу планету. Отчего мы говорим, что яблоко падает на землю, вместо того чтобы сказать: «Яблоко и земля падают друг на друга»?
Ответ: Яблоко и земля действительно падают друг на друга, но ско-рость этого падения различна для яблока и для земли. Равные силы взаим-ного притяжения сообщают яблоку ускорение 10 м/с2, а земнаму шару - во столько же раз меньше, во сколько раз масса земли превышает массу яблока. Конечно, масса земного шара в неимоверное числораз больше массы яблока, и потому Земля получает перемещение настолько ничтожное, что практически егоможно считать равным нулю.
3. Истерия о том, как «лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Но если рассматривать эту басню с точки зрения механики, результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова. Каким он будет? Напоминаем: ...Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, А щука тянет в воду.
Ответ: Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю. Лебедь, рвущийся в облака, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против тяжести, уменьшает трение колес о землю и об оси, облегчая тем вес воза. Остаются две силы: тяга рака и тяга щуки. Они направлены под углом друг к другу, следовательно, их равнодействующая не может равняться нулю.
4.Подведение итогов.
Выставление и комментирование оценок
5. Заключительное слово учителя:
- Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень плохо. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе, Ньютон рсшил, что самая страшная месть дяя обидчика – отнять у него место лучшего ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легхостью затмил своего соперника.
С того счастливого дня мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого. (Учащиеся делают вывод о том, что каждый человек может стать «Ньютоном», необходимо только стремиться к этому).
Подсказка: Прочитайте изречение И. Ньютона, двигаясь по часовой стрелке, пропуская определенное одинаковое количество кружков. ПО
ИН
ЕС ЗН

ОЧ ТЕ ГИ ЯЮ
(Ответ: _____________________________________________)
Подсказка: Поворачивая вырезанный квадрат четыре раза, прочитаете слова Рене Декарта.
(Ответ: _______________________________________________________________________)
* | | | | * | | | д | о | и | с | а | т |
| | | * | | | а | ж | т | й | е | е |
* | | | | * | | т | р | р | н | е | и |
| | * | | | | о | и | м | ю | ю | е |
* | | | | * | | н | м | и | и | е | р |
| | | * | | | и | я | д | м | в | п |
Ньютон Исаак (1643-1727 гг.)
Английский математик, физик, алхимик и историк. Родился в семье фермера.
В 12 лет поступил в Грантемскую школу, в 1661 г. — в колледж Св. Троицы (Тринити-колледж) Кембриджского университета в качестве субсайзера (так назывались бедные студенты, выполнявшие для заработка обязанности слуг в колледже). Окончив университет, Ньютон в 1665 г. получил ученую степень бакалавра. В 1665-1667 гг. у него сложились в основном те идеи, которые привели его к созданию дифференциального и интегрального исчислений, изобретению зеркального телескопа, открытию закона всемирного тяготения. В Кембридже он провел и опыты над разложением света. В 1668 г. Ньютону была присвоена степень магистра. В 1671 г. Ньютон построил второй зеркальный телескоп — больших размеров и лучшего качества. Ньютону принадлежат обоснованные тончайшими экспериментами представления о монохроматических световых лучах и периодичности их свойств, лежащие в основе физической оптики.
В 1687 г. Ньютон опубликовал свой грандиозный труд «Математические начала натуральной философии» (кратко — «Начала»), заложивший основы не только рациональной механики, но и всего математического естествознания. «Начала» содержали законы динамики, закон всемирного тяготения с эффективными приложениями к движению небесных тел, истоки учения о движении и сопротивлении жидкостей и газов, включая акустику. В 1705 г. за научные труды королева Анна возвела его в рыцарское звание. В последние годы жизни Ньютон много времени посвящал теологии и античной и библейской истории. Похоронен Ньютон в английском национальном пантеоне —Вестминстерском аббатстве.