Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Михайловская средняя школа» Сакского района Республики Крым
Методическая разработка урока по технологии
в 7 классе
Тема урока: «Вышивка изделия атласными лентами».
Подготовила учитель технологии:
Курсеитова Э.Б.
2019 год
Разработка урока по технологии
Класс: 7
Учитель: Курсеитова Э.Б.
Тема урока: «Вышивка изделия шелковыми лентами».
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель:
Образовательная: Знакомство учащихся с вышивкой шёлковыми лентами как видом декоративно-художественного оформления изделий. Познакомить учащихся с историей развития вышивки лентами, с техническими условиями и приемами выполнения вышивки, показать приемы вышивки; закрепить, полученные знания на практической работе;
Воспитательная: воспитывать аккуратность в работе, требовательность к себе;
Развивающая: продолжить формирование и развитие познавательного интереса учащихся к предмету, развитие творческих способностей учащихся, эстетического вкуса и правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
Задачи:
1. Способствовать развитию интереса учащихся к вышивке шёлковыми лентами.
2. Познакомить с историей возникновения и развития вышивки шёлковыми лентами и её актуальностью в наши дни.
3. Приучать правильно и бережно обращаться с инструментами и приспособлениями, экономно расходовать материалы.
4. Обучить приёмам выполнения основных швов вышивки шёлковыми лентами.
5. Развивать у учащихся функции мелкой моторики рук, глазомер.
6. Развивать аккуратность, усидчивость при выполнении работы.
7. Воспитывать трудолюбие и эстетический вкус.
Материалы, инструменты: Иглы, ножницы, пяльцы, канва (ткань), атласные ленты, карандаши или мелки
Дидактический материал: презентация, коллекции иллюстраций изделий с вышивкой лентами, материалов и приспособлений для вышивки. Карточки по технике безопасности, инструкционные карты. Книги по вышивке.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока
I.Организационный момент.
1. приветствие,
2. отсутствующие,
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в удивительную страну.
На карте нет такой страны,
В которой побываем мы.
Страну ту Творчеством зовут,
Так в добрый час, и в добрый путь! (Слайд № 1)
II. Актуализация знаний
- А какие виды декоративно - прикладного искусства вы знаете? (вышивание, вязание на спицах, вязание крючком, макраме)
- Вы должны будете отгадать, каким искусством заниматься будем мы сегодня на уроке!
Могут руки людей сделать чудо любое;
И по белому полю могут выткать цветы
И по синему небу вышить солнце золотое,
Чтобы стало побольше на земле красоты. (Слайд № 2)
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немножко фантазии и мастерства
И вышью такое, что вам и не снится
Только чтобы жила на земле красота! (Слайд № 3)

Отгадать кроссворд «Вышивка». (Слайд № 4)
1. Ткань, используемая при вышивке.
2. Он предохраняет палец от укола иглы.
3. И у швеи, и у ежа.
4. Узкая полоска из ткани используемая в вышивке, украшении подарков и т.д..
5. Маленькие декоративные бусинки.
6. Инструмент для раскроя ткани и других ручных операций.
7. Приспособление для натяжения ткани при вышивании.
8. Нитки используемые при вышивке.
(Слайд № 5)
- Кто из вас скажет, каким видом декоративно – прикладного искусства мы будем заниматься?
Тема нашего урока: «Вышивка атласными лентами» (Слайд № 6)
III. Изучение нового материала.
История вышивки атласными лентами.
Ленты впервые нашли свое применение в Древней Греции и Риме, где женщины вырезали полоски из ткани и вплетали в волосы, придавая новую, необычную форму прическе. Затем в Италии ленты стали применяться в украшении мебели и в качестве подвязки для штор. (Слайд № 7)
Искусство вышивки лентами зародилось в 1446 г. во Франции, когда наиболее широко распространилось производство шелковых ниток. Во времена правления Людовика XI появилась мода на их использование в качестве отделки одежды. В город Лион Людовиком были приглашены ткачи из Италии, занимающиеся разработкой станков по производству шелковых лент. Именно этот город стал считаться центром текстильной промышленности. (8)
И только в эпоху Рококо вышивка лентами выделилась в отдельный вид рукоделия, заключающийся в выполнении объемного рисунка на ткани. Поначалу шелковыми лентами украшали подолы платьев, а затем узором из лент начали отделывать нижнее белье. Постепенно из Франции навыки вышивки лентами распространились в Англии, а затем и по всему миру. (Слайд № 9)
Пик развития этого вида рукоделия пришелся на 1870-е гг. В это время вышивку лентами использовали практически везде. (Слайд № 10)
Шелковыми лентами украшали не только бальные платья, но и постельное белье, зонты, шляпы и даже обувь. (Слайд № 11)
Вышивка лентами пользовалась такой популярностью, что сам король Людовик XV мог часами пропадать в своей мастерской, выполняя различные узоры на своей одежде. Придворным, слугам и жителям городов и окрестностей было приказано не появляться на улице без хотя бы маленького элемента из шелковой ленты на своей одежде. Самые лучшие работы этого вида искусства, созданные при помощи лент и иглы, хранятся в различных музеях мира. (Слайд № 12)
После Второй мировой войны произошел спад развития этого вида рукоделия. Но спустя несколько лет оно постепенно возродилось. В настоящее время искусство вышивки лентами распространено не так широко, как в прошлом, но все же остается очень популярным видом рукоделия. Часто можно встретить необычной красоты картины, выполненные руками мастеров. Технология выполнения вышивки лентами сильно не изменилась. В качестве материала для изготовления лент используется не только шелк, но и атлас, муар, хлопок и множество других тканей. (Слайд № 13)
Во время моего объяснения вы увидели вышивки атласными лентами, и я попрошу ответить на мои вопросы:
- Понравились вам работы?
- Какие чувства они вызывают?
- Хотели ли вы научиться так, вышивать?
- Какие материалы и инструменты нам нужны для вышивки атласными лентами?
- Какие ленты можно применять при вышивке? (Слайд № 14)
Шелковые ленты, синтетические ленты, атласные ленты, прозрачные ленты, фактурные ленты.
- Какую ткань используют при вышивании атласными лентами?
(Слайд № 15)
Вышивать лентами можно практически на любой ткани и выбор материала зависит, прежде всего, от назначения будущего изделия. В идеале ткань должна быть достаточно плотной (чтобы швы хорошо держались), но с относительно свободным переплетением нитей (чтобы лента проходила без труда и не обтрепывалась).
Пяльцы – круглые, квадратные, прямоугольные, настольные пяльцы со струбциной.
Для вышивания атласными лентами надо туго натянуть ткань на пяльцах, что позволит естественным образом облегчить процесс вышивания, стежки ложатся ровно, и не стягивают ткань.
- Какие иглы желательно использовать при вышивке атласными лентами? (Слайд № 16)
Иглы с очень большим ушком, толстым стержнем и острым концом. Имеют размеры 13-24. Подходят для выполнения большинства швов. Незаменимы при вышивке лентами. Чем шире лента, тем меньше размер используемой иглы Лента должна легко проходить через отверстие, проделанное иглой в ткани, и полностью расправляться после выполнения шва. Вышивание слишком тонкой иглой подвергает ленту сильному износу.
- Как вы думаете, что ещё нам надо для работы?
Ножницы;
вышивальные нитки (мулине), которые, в свою очередь, требуются для создания основы (контура) некоторых швов и для закрепления ленты на изнанке в конце работы.
Для украшения и придания вышивке особого изящества применяются различные бусины и бисер.
- Какие основные виды стежков можно применять при вышивании атласными
лентами? (Слайд № 17)
(Стебельчатый, тамбурный, петельный, крест, французский узелок и т.д.)
Физкультминутка № 1
Учитель: А теперь давайте немного разомнемся. Повторяйте движения за мной.
Мы зарядку начинаем
Наши руки разминаем
Разминаем спину плечи,
Чтоб сидеть нам было легче.
(Руки перед грудью, рывки руками)
Разминая поясницу,
Мы не будем торопиться.
Вправо, влево, повернись,
На соседа оглянись.
(Поворот туловища в стороны)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
(Наклоны головы вправо и влево)
Хорошо чуть - чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
Чтобы вышивать атласными лентами надо знать:
Общие правила работы с лентами (Слайд № 18)
Для работы отрезаем кусок ленты длиной 45 - 50см, более длинная лента может обтрепываться.
Чтобы лента легко проходила в игольное ушко, ее кончик надо срезать под углом 45 градусов.
Длина стежка должна превышать ширину используемой ленты, тогда она не будет скручиваться.
Выводя ленту на изнанку, следите за тем, чтобы не проткнуть иглой уже вышитые участки, т.е. не попадайте лентой в ленту.
Не тяните ленту по изнанке от одного участка до другого, почаще закрепляйте ленту.
Закреплять ленту нужно на изнаночной стороне ткани швейной ниткой, прокладывая стежки за вышитыми деталями, чтобы их не было видно с лица.
Желательно готовый мотив не стирать и не гладить. Но если это необходимо, то утюжьте с изнанки, стараясь не заходить утюгом на заполненные вышивкой области. Помявшуюся вышивку сбрызните водой, и ленточки расправятся.
Прежде чем начать вышивку, давайте вспомним технику безопасности при выполнении практической работы.
Правила безопасности при работе иглой, булавками и ножницами
Иглы и булавки
1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.
2. Сломанную иглу не бросать, а положить в специально отведенную для этого коробку.
3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески, не оставлять иголку в изделии.
5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.
6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.
Ножницы
1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробке.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению. (слайд №19)
IV. Практическая работа.
Выполнение вышивки цветка – Шиповник (Слайд № 20)
Критерии оценивания работы:
• Последовательное выполнение работы.
• Соблюдение правил техники безопасности.
• Использование инструментов по назначению.
• Правильное применение знаний, полученных при подготовке к вышивке.
• Аккуратное выполнение работы.
Прежде чем начать работу, посмотрите внимательно инструкционную карту: «Пошаговое выполнение цветка шиповника».
Смотрите внимательно инструкционные карты и начинайте работу.
Физкультминутка по ходу работы.
Я сидела, вышивала,
Вдруг иголочка упала.
Влево, вправо посмотрю,
Ничего я не найду.
Посмотрю я в потолок,
Может, спрятал паучок.
На полу я посмотрю,
Не найду я там иглу.
Посидела, поморгала,
Все вокруг я обыскала.
В руки пяльцы я взяла,
Вот и лента, и игла.
2. Стебельчатым швом – вышиваем стебель растения.
3. Швом «Петля» - выполним листья у шиповника.
V. Подведение итогов.
1. Рефлексия.
• Дополните предложения:
• На уроке технологии я узнала .....
• На уроке было интересно ...........
• На уроке было трудно................
• На уроке я научилась.................
• Теперь я могу............................
• Мне захотелось.........................
2. Выставка готовых работ.
3. Сообщение учителя о достижении целей урока.
4. Выставление отметок.
Домашнее задание: Закончить оформление работы.
Хороших вам успехов!
Приложение № 1
Продевание ленты в иглу.
Этот легкий способ позволяет прочно закрепить ленту в ушке иглы, чтобы начать вышивание.
1
КАК ЗАВЯЗАТЬ «УЗЕЛОК»
В отличие от традиционного вышивания, где обычно не завязывают узелок на нитке, чтобы при глаженье не появлялся блеск, при вышивании лентой используется плоский узелок: загните конец ленты на 1см в положении, перпендикулярном кончику иглы.
Проколите конец ленты иглой, потом пропустите иглу через ленту, как показано на фото 3. Потяните за иглу, и лента сама образует узелок, похожий на мягкий бантик (фото 4).

