СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия на тему: "Этот удивительный Прокофьев"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия на тему: "Этот удивительный Прокофьев"»

Комитет по культуре Курской области

Областное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Беловская детская школа искусств»











Разработка внеклассного мероприятия на тему: « Этот удивительный Прокофьев»





















Подготовила: преподаватель Иванова А.Б.







Сл. Белая 2020 г.













Точная дата рождения композитора Сергея Сергеевича Прокофьева ,как ни странно ,до последнего времени была предметом обсуждений и сомнений .дело в том, что в своей «Автобиографии» Сергей Прокофьев записал:» Родился я(по старому стилю)11 апреля, в среду в 5 часов дня. Это выходило- спустя сто дней в году .метрическое свидетельство, выданное Екатеринославской духовной консисторией,гласило:1891года,рожден 15 апреля,и крещен 23июня,Сергей;родители его; московский почетный гражданин Сергей Алексеевич Прокофьев и законная жена Мария Григорьевна, оба православные. Отец будущего композитора, был ученым агрономом ,и в тот период занимал место управляющего большим имением Сонцовка, расположенным в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии.От него передалось сыну любовь к природе Среди детских рукописей ,сохранилась тетрадка ,в которой мальчик отмечал ,когда и какие цветы расцветают в Сонцовке.(слушание «Шествие кузнечиков» - из цикла «Детская музыка»).

Здесь прошло детство композитора .Оно было окрашено не только в типично деревенские ,но и музыкальные тона, И в первую очередь благодаря матери. Мария Григорьевна была неплохой пианисткой»Когда мать ждала моего появления на свет, она играла до шести часов в день:будущий композитор формировался под музыку.» Под музыку он формировался и появившись на свет , мама играла сонаты Бетховена, мазурки и ноктюрны Шопена, пьесы Чайковского. У мамы оказались и педагогические способности. Именно она привила сыну первые навыки фортепианной игры. Дело продвигалось очень быстро. Вскоре обнаружилась склонность мальчугана к сочинению. Первым шагом стала маленькая пьеса под названием «Индийский галоп» , которую Прокофьев написал в 5 лет. В 9 лет появилась опера «Великан» на собственный сюжет.

Отец был руководителем сына по общеобразовательным предметам_ русскому языку ,математике ,иностранным языкам. Однако музыкальные интересы превалировали Зимой 1092 года привезли в Москву к Сергею Ивановичу Танеев- выдающемуся композитору, профессору Московской консерватории Отметив дарование мальчика, он посоветовал начать с ним серьезные занятия гармонией и систематическое знакомство с музыкальной литературой. Именно по совету Танеева к Прокофьевым в Сонцовку отправился молодой музыкант Р. Глиэр ,окончивший консерваторию с золотой медалью, впоследствии известный композитор, автор балетов «Красный мак», »Медный всадник, Глиэр обучал своего питомца основам гармонии, форм, инструментовки. В четыре руки они переиграли массу произведений мировой классики. Живые интересные занятия с Глиэром оказали благотворительное влияние на развитие таланта Прокофьева. Юный Прокофьев приступил к практическому сочинению. И речь идет не только о ученических пьесах. Уверенность в собственных силах уже тогда была одной из отличительных его черт. Он пишет четырехчастную симфонию, скрипичную сонату, романсы на стихи А.С .Пушкина и М.Ю. Лермонтова и на собственные тексты, оперы «Пир во время чумы», »Ундина».( марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»).

В 13 лет мальчика повезли в Петербург поступать в консерваторию .Вступительный экзамен прошел блестяще. Приемная комиссия была восхищена абсолютным слухом ,умением читать с листа ,а также «солидным» грузом сочинений, который принес с собой юный композитор Прокофьев учился у замечательных русских композиторов :А.К.Лядова ,Н.А.Римского-Корсакова. В консерваторские годы обогатились и развились его музыкальные вкусы, Композитор знакомится с сочинениями западноевропейских композиторов ,полюбив музыку Э.Грига,А.Скрябина, С Рахманинова.В музыкальном и человеческом становлении большое значение имеет дружба с Николаем Мясковским Дружба начавшаяся в годы их совместного учения в Петербургской консерватории, продолжалась в течение всей жизни.

В 1909 году Прокофьев заканчивает консерваторию по классу композиции, а пятью годами позже--- как пианист по классу русской пианистки А.Н.Есиповой .Ему присудили золотую медаль и премию А.Рубинштейна- великолепный рояль.

Первой значительной работой Сергея Сергеевича явился первый концерт для фортепиано с оркестром .Он написал в 1911 году ,и впервые исполнен автором в сопровождении оркестра летом следующего года. В нем была новая красота- красота спортивной игры, дерзкого шествия молодости, крепкого стального ритма, красота романтического лирического чувства Первый концерт стали называть «Футбольным» за четкую ритмику, сухие ударные звучания. Среди ранних произведений композитора- симфония ми минор ,шесть сонат для фортепиано ,множество пьес.

Мама в качестве подарка к окончанию консерватории обещала ему поездку за границу. Сначала молодой композитор едет в Лондон, здесь состоялась его первая встреча с Сергеем Дягилевым, которая открыла ему двери многих музыкальных салонов. Потом он едет в Рим, Неаполь ,где с успехом проходят его фортепианные вечера. Вернувшись в Россию, Прокофьев активно принялся за творчество. На первых порах он уделял место лирике. В 1914 он создает вокальную сказку «Гадкий утенок», 1916- 1917г. пишет « Классическую симфонию»- жизнерадостную и остроумную. В симфонии чувствуется близость музыки Прокофьева к ясному, отточенному искусству классиковXVIIIвека, а также фортепианный цикл «Сарказмы» ,оперы «Любовь к трем апельсинам »»Игрок»,Третий фортепианный концерт.( слушаем первая часть «Классической симфонии»).

Премьеры его произведений часто сопровождались скандалами. Например по поводу « Сарказмов» он писал : « Народ хватается за голову , одни – чтобы заткнуть уши , другие чтобы выразить восторг, третьи – чтобы пожалеть бедного автора, когда- то много обещавшего».

Действительно, одни его музыку ругали , другие – восхищались , посвящали автору стихи.

После революции Прокофьев выезжает за рубеж. Начинается его « завоевывание» Америки . Жизнь вне России не была легкой. Его музыку не всегда принимали, она была товаром, который тоже нуждается в рекламе.

Прошло два года, и Прокофьев понял, что в Америке ему делать нечего.

Он перебирается в Париж и там сближается с Пуленком, Мийо общается с Рахманиновым, Равелем, продолжается сотрудничество с Дягилевым. Для его труппы композитор пишет балеты «Стальной скок», «Блудный сын», «На Днепре».

В 1927,1929,1932 годах Прокофьев приезжает с гастролями. Его концерты проходят с триумфом.



«Петя и волк» — симфоническая сказка для детей, написанная Сергеем Сергеевичем Прокофьевым на собственный текст весной 1936 года, вскоре после его возвращения в СССР, по инициативе Наталии Ильиничны Сац для постановки в её Центральном детском театре. Главная задача сказки — познакомить ребёнка с тем, как звучат инструменты оркестра: струнные, флейта, гобой, валторна и так далее. Премьера состоялась 2 мая 1936 года. Произведение исполняется чтецом (текст для которого написан самим композитором) и оркестром.





В 30–х годах начинается высший расцвет таланта Прокофьева. В 1935 году он создает балет «Ромео и Джульетта».

( балет « Ромео и Джульетта» - номер « Джульетта – девочка».)







В 1938 году -кантату «Александр Невский»,





а в 1939 году – пишет оперу « Семен Котко». Удивительна работоспособность Прокофьева. Он писал фантастически быстро и мог работать сразу над несколькими сочинениями. Выступал с исполнением своей музыки как пианист и дирижер. Участвовал в Союзе композиторов, и интересовался литературой.



Главной работой композитора в годы Великой Отечественной войны была патриотическая опера « Война и мир». Эта работа заняла много лет. « Война и мир» была любимым произведением композитора, он совершенствовал ее до конца своей жизни. В 40- х- 50-х годах появились еще несколько работ. Среди них : опера « Повесть о настоящем человеке», балет « Сказ о каменном цветке», оратория « На страже мира» и многие другие.

Прокофьев снова пишет для детей. Сюита « Зимний костер» для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра.

В конце 40-х – в начале 50-х композитор тяжело болел. Чтобы сохранить силы для творчества, ему пришлось отказаться от многого, и в том числе от посещения театров и концертов. Последним произведением ,которое довелось композитору услышать в концертном зале была Седьмая симфония.

Это было в 1952 году. Гениальный симфонический цикл в котором все дышит одухотворенными, чистыми красками, стал настоящим завещанием великого Мастера .

Умер С.С.Прокофьев 5 –го марта 1953 года.



Список использованной литературы:



  1. В Мире музыки. 1991 . М., « Советский композитор», 1990.

  2. Прохорова И., Скудина Г. Советская музыкальная литература, М .,» Музыка» 1989.

  3. Шорникова М., Музыкальная литература.Русская музыка ХХ века. Феникс 2004.