СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеурочного занятия по программе "Мы - твои друзья"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие по программе "Мы - твои друзья". На занятии обучающиеся узнают о разнообразии пород собак и кошек.

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеурочного занятия по программе "Мы - твои друзья"»

Тема занятия №12 «Такие разные собаки, такие разные кошки»

Учитель: Чурсина Галина Григорьевна


Цель: познакомить обучающихся с некоторыми породами кошек и собак, их ролью в жизни человека; воспитывать чуткость, любовь к животным, желание оказать помощь обездоленным животным; развивать любознательность, внимание.

Задачи:

  • образовательные: систематизировать знания о домашних животных, познакомить с некоторыми породами кошек и собак, их особенностями;

  • развивающие: развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, способствовать развитию устной (монологической) речи и обогащению словарного запаса, совершенствовать общеучебные умения;

  • воспитательные: воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним.

Предметные умения: Научатся приводить примеры разных пород кошек и собак; различать породы. Обсудят роль кошек и собак в нашей жизни. Получат возможность научиться ответственному отношению к нашим любимцам.

УУД:

Личностные УУД: самооценка готовности к уроку, интерес к изучению темы, формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. понимание собственных достижений при освоении учебной темы.

Регулятивные УУД: организация рабочего места, уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, применять знания, полученные на других предметах, корректировать работу по ходу её выполнения.

Познавательные УУД: пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации поиск и выделение необходимой информации, уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, преобразовывают информацию

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Ход урока

Оргмомент

Каждый день - всегда, везде

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Повторение пройденного

-Ребята, чтобы отвечать правильно на мои вопросы, нужно внимательно их слушать. И в начале занятия давайте вспомним, что мы изучали раньше.

-Закончи предложение одним словом.

а) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются …(дикие)

б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …(домашние)

- Перед вами лежат листочки, где написаны названия животный. Из перечисленных названий подчеркните зелёным карандашом - диких, красным - домашних.

Белка, ворона, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка, акула, лошадь.

-Каких домашних питомцев держите вы дома?

Сообщение темы и целей

- Ребята, отгадайте загадки и узнаете о каких животных пойдет речь на нашем занятии.

1) Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается. (Собака)

2) Этот зверь живёт лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлыча, песнь поёт,

Только мышь его боится…

Угадали? Это…(кот)

- Ребята, о каких животных мы поговорим сегодня?

Конечно же, о кошках и собаках - самых близких и любимых человеком домашних питомцах.

Работа над темой занятия

-Много лет живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Сегодня мы поговорим только о тех, которые живут совсем рядом - в твоём доме. Коровы дают молоко и мясо, птицы – перо и яйца. А кошки что? Чем полезны кошки? Что они дают?

-Да, кошки ловят мышей, но не из–за того, что мы этого хотим, а ради собственного удовольствия. Они очень эгоистичны и возле нас тогда, когда им этого хочется.

ИЗ ИСТОРИИ

Очень давно кошки и собаки живут рядом с человеком. В древности кошки были дикими животными, человек охотился на них, чтобы добыть себе мясо на пропитание и шкурки для одежды. И только когда люди заметили, что кошки ловко справляются с грызунами, они по достоинству оценили это животное. Родиной домашней кошки является Африка. Кошка – это обыкновенное домашнее животное, но с необыкновенными качествами.

Кошка живёт рядом с человеком более 4000 лет. На свете около 60 разных пород кошек.

-Какие породы кошек вам знакомы? (Ответы детей)

-Но большинство тех кошек, которые живут в наших квартирах, ни к какой породе не относятся. Их называют просто – трёхшёрстные или домашние кошки.

Откройте тетради на стр. 20. Рассмотрите рисунки с породами кошек. И по ней рассматриваем те породы, о которых будем говорить.

Доклад ученика

Сиамская кошка.

Сиамские кошки родом из Сиама. Узнать их можно по концевой окраске. Рождаются котята снежно-белые и темнеют постепенно на концах лап, ушей, носа и хвоста. Уши большие, заострённые. Глаза голубые. У взрослого животного шея длинная, ноги тонкие. Шерсть короткая, блестящая.

Учитель: -Многие люди считают, что это злобное животное. Заблуждение. Сиамская кошка обожает компанию. Если вы будете уделять ей должное внимание, она отплатит вам добром и лаской.

Сейчас речь пойдёт о персидской кошке, которую называют «самой спокойной леди», а за угрюмым личиком скрывается интеллигентная кошка.

Доклад ученика.

Персидская кошка.

Она аккуратна по отношению к предметам, ничего не роняет, хотя очень подвижна, Она прекрасно охотится за мышами. Элегантна и ухожена. Точное происхождение персидской кошки наукой не установлено.

- А сейчас мы услышим о самой большой домашней кошки.

Доклад ученика.

Мейн - кун

Крупнейшая порода, самцы которых весят до 8 кг, а самки 5 кг. Высота взрослых кошек достигает от 25 до 41 см, а общая длина с хвостом до 120 см

Учитель: -Вы познакомились с породами кошек. А знаете ли вы, что зрение кошки в 6 раз острее зрения хозяина, слух у кошки в 3 раза совершеннее слуха человека, они могут предсказать землетрясение, штормы, извержение вулканов, пожары. В Германии говоря: «Кто кошку побьёт, счастья в жизни не найдёт»

Во Франции – если кошка сама приходит в дом, надо её хорошо принять, и она принесёт счастье.

В России в новый дом пускают перед собой кошечку на счастье.

- Запишите понравившийся вам факт в тетрадь на стр. 21.

Физминутка

Кошечка проснулась

Сладко потянулась

На носочках встала

Лапки вверх подняла

Мышку увидала,

За мышкой побежала

Прыг, прыг, прыг

Да не поймала!

-Собаки…

-Сколько их и какие они разные?

ИЗ ИСТОРИИ

Давным – давно, 40 миллионов лет назад, появились предки этих животных – миадисы. Прошло немало времени, прежде чем появилась собака. Волк. Дикая собака или шакал до сих пор не знают, кто из них был пра-пра-прадедом современной собаки. В те давние времена, когда охота была главным занятием, человек позавидовал быстроте и чутью собаки, а собака – уму и силе человека. С этого и началось. Собака пришла в пещеру человека и стала охотиться вместе с ним. Потом уже вывели множество пород собак. Сейчас на земле более 400 пород собак. Человек всегда старался вырастить собак, которые соответствовали его нуждам. Поэтому принято считать, что породы собак можно распределить на три группы.

- Собак можно разделить на группы по роду занятий. Если первая группа собак занята охотой, то как называется эта группа? (охотничьи)

ДОКЛАД

Охотничья порода выведена в России. Узкая, высокая, длинная. Используется для охоты на зайцев, лисиц, волков. Некоторые борзые решались выходить даже на кабанов и медведей. Русская борзая обычно бывает уравновешенной, неагрессивной, мало лает; она послушна, льнёт к своему хозяину, к другим злобна. Как и другие борзые, она любит пробежаться на воле, и поэтому маленькие городские квартиры очень стесняют её. Большинство русских псовых борзых плохо переносят жару.

-Охотничьи собаки помогают людям на охоте. И на охоте ведут себя по-разному.

Лайки - отыщут добычу и облаивают её, задерживают, пока не подоспеет охотник.

Легавые (сеттеры, пойнтеры) – найдут дичь по запаху, молча застынут в стойке и этим указывают охотнику, где затаилась птица.

Гончие – с огромным лаем преследуют зверя.

-Человек приручил собаку не только за охотничьи качества, но и за верную службу. А раз должны служить, значит, какая это вторая группа? (служебные)

К служебным собакам относятся овчарки. Их называют собаки – пастухи. Они нужны для защиты домашних животных от хищников.

Доклад

Восточно - европейская овчарка - собака умная, смышленая, обладает острым чутьём, легко дрессируется, но для этого у неё должен быть только один хозяин. Восточно – европейская овчарка используется не только для охраны скота, но и для розыскной службы, для охраны государственных границ. Она чаще других пород используется для сопровождения слепых.

-К служебным собакам относится спасательная собака – сенбернар.

Доклад о сенбернаре

Самой известной породой спасательных собак является сенбернар. Триста лет назад эта крупная порода собак была выведена монахами в Швейцарии и использовалась для поиска и спасения заблудившихся и замерзающих путников в горах. Широкую известность приобрёл легендарный сенбернар Барри, который за 12 лет своей жизни спас более 40 человек от верной смерти. Сенбернар – добродушная собака, любящая детей.

-А Ньюфаундленд – это собака, которая хорошо плавает и может спасать утопающих. Она добродушная, верная, бесстрашная, ласковая к детям, но при этом бдительный страж.

-А это декоративные собаки: чау-чау, пудель, йоркширский терьер, пекинес.

-Назначение служебных и охотничьих собак нам понятно, но зачем нужны декоративные собаки? С ними не охотятся, они не пасут стада и не разыскивают преступников. Как вы считаете? (ответы детей)

И всё же польза от декоративных собак несомненна. Бесконечно преданные, они приносят радость одиноким людям. Рядом с собакой ребёнок никогда не вырастет жестоким, но научится быть в ответе за другое существо. Сколько весёлых минут доставит пёс своими играми и проказами. А если возникает опасность, даже самая маленькая и слабая собака самоотверженно бросится на защиту хозяина. Декоративные собаки выступают в цирке.

- Трудно даже представить себе, сколько подвигов больших и малых, известных и неизвестных совершили собаки. И не случайно во многих странах установлены памятники этим необыкновенным животным.

1. В Санкт – Петербурге, где работал учёный Павлов, установлен памятник собаке, которая служила науке.

2. В Париже на фоне стены, изображающей горы. Стоит собака, а на её спине сидит ребёнок. Малыш крепко обнял руками шею собаки. Это памятник сенбернару Барри – собаке, которая в Альпийских горах спасла 40 человек во время снежных заносов. Среди спасённых им людей был замёрзший мальчик, лежавший под снежной лавиной рядом с погибшей матерью. Барри распластался на теле мальчика, чтобы согреть его, и лизал ему лицо до тех пор, пока ребёнок не пришёл в себя. Затем Барри привёл его к ближайшему жилью.

3. В Берлине – собаке-проводнику слепых.

4. В Италии – Верному, который 14 лет каждый вечер приходил встречать хозяина-убитого на войне.

- Четвероногие друзья!

Их не любить никак нельзя.

Они помощники в труде –

Надёжные, примерные,

Они и выручат в беде,

И в дружбе очень верные.

Учитель:

-О собаках, их преданности, красоте, уме можно рассказывать много.

Каждый человек мечтает о собаке.

- «Мы в ответе за тех, кого приручили», - сказал писатель в своем рассказе о тех слабых и незащищенных, которые были рядом с ним
Антуан де Сент- Экзюпери (французский писатель) 
«Маленький принц»

В последнее время на улицах города много брошенных собак. Бездомная собака – брошенный друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния.

Ах, плохо бездомным,

Плохо голодным,

Таким беззащитным,

Таким беспородным!

Никто нас не любит,

Никто не ласкает,

Никто на порог

Нас к себе не пускает…

О, как мы страдаем

От мук одиночества!

И нам человеческой

Радости хочется!

Зачем нас бояться,

За что презирают.

Зачем с нами дети

Так редко играют?

Ах, трудно живётся

Без друга – хозяина,

Поэтому все мы

И воем отчаянно!

Но кто нас полюбит,

Кто нас пожалеет –

Об этом ни капельки

Не пожалеет!

Сделайте вывод из всего сказанного? (ответы детей)

Вывод:

- Каждый человек мечтает или мечтал когда – нибудь иметь собаку или кошку. У одних мечты сбываются, у других нет. На первый взгляд, кажется, что все просто замечательно: например, пришел домой, а тебя там ждет твой друг - собака, ты с ней поиграл, попрыгал и всё. А оказывается, что рано-рано надо встать, с ней погулять, еду для неё приготовить, лапы после прогулки мыть, шерсть расчесывать. Захочется ли взять на себя такую ответственность? Вот поэтому, прежде чем завести домашнего питомца, надо все о нем узнать.

Работа в тетради

- А сейчас информацию, которая прозвучала, вы можете использовать при выполнении заданий на странице 22-23 рабочей тетради.

(самостоятельная работа с последующей коллективной проверкой)

Буду рада услышать на следующем уроке рассказ о ваших питомцах. Приносите, рассказывайте, показывайте. Читайте книги о домашних питомцах.

Итог занятия.

Наше занятие закончилось. Можно много еще говорить о животных.

- Что интересного, нового вы узнали о своих четвероногих друзьях?

Рефлексия

Под руководством учителя дети встают, на правую ладонь мысленно кладут знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. По команде учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят «СПАСИБО».

- Герои нашего урока прощаются с нами. Спасибо за работу!