СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеурочного занятия для старшеклассников "Поговорим о культуре речи"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи:

- продолжать знакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи;

- устанавливать зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;

- воспитывать любовь и уважение к родному языку;

- формировать навыки правильного речевого общения.

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеурочного занятия для старшеклассников "Поговорим о культуре речи"»

Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

г. Моршанск Тамбовской области





РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

НА ТЕМУ «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- продолжать знакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи;

- устанавливать зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;

- воспитывать любовь и уважение к родному языку;

- формировать навыки правильного речевого общения.

Формы и виды деятельности: беседа (с сопровождающей мультимедийной презентацией); инсценировки, анализ ситуаций; конкурс; коллективная работа; работа подгруппами; практическая работа (разгадывание кроссворда).

Необходимое оборудование: ТСО (компьютер, экран, презентация); раздаточный материал – «мозаика», кроссворд; песочные часы.







ПРОВЕДЕНИЕ: 13 сентября 2017 г.

Воспитатель – Мокшанова И.В.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организация, мотивация

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые старшеклассники! Давайте установим тему сегодняшней беседы. На экране перед вами - текст устной речи подростка. Найдите в тексте и назовите, какие вы видите нарушения в качестве речи:

«Мы с ним пошли в дождик ну рыбу ловить / вообще обхохочешься / стоим там под дождём мокрые / и это самое / рыбу ну ловим / такие деловые ушли / короче ничего не поймали / я вообще рыбу не умею ловить / смотрю короче на крючок / у меня всё в шарах-то стоит / это самое мигает / и я так вытаскиваю лихорадочно / только ну червяков меняю».

- Нарушена логика построения рассказа; в речи применяются неточные и неясные, непонятные высказывания.

- Верно, нарушен один из аспектов культуры речи – коммуникативность, который включает такие качества речи как логичность, точность и ясность. А какие ещё аспекты (нормы) культуры речи вы знаете?

- Нормативность (грамотность), нельзя употреблять ненормативную лексику.

- Этика. Сюда входит вежливость, внимательность, уважение к собеседнику.

- Верно, обязательными аспектами культурной речи являются нормативность, коммуникативность и этика.

Итак, сегодня мы продолжим разговор о культуре речи.

  1. Целеполагание

На экране - слайд со словами И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

- Сформулируйте цель нашего занятия.

Ответы учащихся.



II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Работа по теме. Актуализация знаний

Язык - это наша история, наше богатство, культура, это - язык А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, К.Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка. В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.

Эстетика речи состоит в ее нормированности, то есть в подчинении определённым нормам (правилам) произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте, - то есть в отсутствии слов-паразитов, словесных штампов; в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Великий французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».

В.А. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное - приносит беду. Подкрепите, пожалуйста, это высказывание примерами из жизни.

Ответы учащихся.

Ответьте на следующие вопросы:

- Как связана культура речи с культурой чувств?

- По каким признакам можно судить об эмоциональной культуре человека?

- Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека?

- От чего зависит способность управлять своими чувствами?

- Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми?

- Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми? Назовите их. (Возможные ответы: сдержанность, предупредительность, умение управлять своим настроением, приглушать отрицательные и тактично проявлять положительные эмоции, наличие чувства юмора и умение им пользоваться, доброжелательность и т.п.).

- Как бы вы реагировали на слова товарища, поделившегося с вами своим горем (радостью)?

Ответы учащихся.

  1. Ситуационный анализ

  1. Сценка №1

Ваши товарищи подготовили театрализованную сценку по теме «Как говорить правильно?». Давайте посмотрим:

Выходят двое учащихся, изображающих доктора (в белом халате) и мальчика Рому. Доктор предлагает Роме стул и сам усаживается напротив.

Доктор. На что жалуетесь, молодой человек?

Петя. Захворнул я малость, доктор. Только и делов-то, что в роте пухнет и в горле дерёт.

Доктор. Во рту, говоришь? Сейчас посмотрим… (ставит градусник). А в каком классе учитесь, молодой человек?

Петя. В пятом «в».

Доктор. В пятом «в», значит… А дружно ли вы живёте в своём классе?

Петя. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор. Жутко весело. Гм-м… А учитесь как?

Петя. Порядочек! Железно! Круто! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.

Доктор. Порядочек… Железно… Круто… (берёт градусник, смотрит температуру). Откройте рот. (Петя открывает рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И никакой врач тут тебе ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он… (достаёт из стола и показывает учебник русского языка).

- Какую же болезнь обнаружил доктор у Ромы?

- Согласны ли вы с диагнозом?

- Какой рецепт дал доктор?

Делаем вывод: ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном их сочетании. Нелепо звучат сочетания слов «ужасно дружно», «жутко весело», которые употребил Рома. Слова «ужасно», «страшно», «жутко» обозначают тяжёлые, гнетущие чувства и их нельзя использовать для оценки чего-либо положительного, хорошего.

Чтобы речь была правильной, грамотной, нужно правильно произносить слова.

А теперь, ребята, внимание: я сейчас продолжу делать вывод, ваша задача – найти ошибки:

(Медленно): Ну вот, отсюда, значит, следует, знаете ли… вывод! Что необходимо, понимаете ли, обращаться, так сказать, за помощью ну… того, значит, за справками, ну вот к этому, к самому, как его… словарю.

Вероятные ответы учащихся: Засилье слов-паразитов.

Действительно, из всех тридцати сказанных слов мне достаточно было сказать: «Необходимо обращаться за помощью и за справками к словарю». Остальные слова – лишние, слова-паразиты: «ну», «вот», «понимаете», «так сказать», «значит». И в этом была моя беда.

И ещё одна ситуация. Некоторые учащиеся следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, как появляются ненужные словечки. А иногда и грубые выражения. Обсудим следующую ситуацию:

  1. Сценка №2

Воспитатель. Когда ребята писали сочинение о весне, то лучшая работа была у Андрюши. Всем она понравилась. Прочти нам, Андрюша, своё сочинение.

Андрей. Пришла весна. Всё просыпается после зимнего сна. Весенний воздух свеж и пахуч. Весело звенят птичьи голоса. Подул тёплый ветерок, и солнце ласково засветило на голубом небе. Побежали прозрачные ручейки по дорожкам и оврагам. Весне радуются все: и люди, и птицы, и животные.

Андрей уходит, но быстро возвращается. Шапка сбита набок, в руках – расстёгнутый портфель.

Воспитатель. Интересно было слушать сочинение Андрюши о весне. Но вот кончились уроки, и во дворе вы Андрея не узнаете.

Андрей (размахивая портфелем). Эй, Мишка, оглох ты, что ли? Вали сюда!

Появляется Мишка.

Миша. Ну, как сочинение?

Андрей. Классно! На пять! Ну что, Мишка, махнём в кино? Там, говорят, фильм клёвый…

Воспитатель. Что же ты, Андрюша, так странно заговорил?

Андрей. А у меня два языка – один для занятий в школе, а другой – для приятелей. Покеда! Мы отчаливаем!

- Давайте обсудим показанную ситуацию. Правильно ли поступает Андрей? А есть ли среди ваших знакомых такие Андрюши?

Неприятно слышать, когда люди называют друг друга Мишка, Ванька, Танька. О тех, кто не уважает своих друзей, говорится в стихотворении М. Червинского «Как его зовут?»:

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе:

Алёша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовёт он только:

Алёшка, Петька, Ванька, Толька.

- Какая речь вредит человеку, становится его врагом?

- Небрежная, засоренная пустыми, бессмысленными словами, злая, жестокая, оскорбительная, невежливая, неуважительная, неграмотная речь.

3) Парадоксальные ситуации

Сейчас на экране вы видите различные цитаты и афоризмы. Если внимательно вчитаться, то можно уловить в них парадоксальный смысл. Постарайтесь объяснить их:

Воспитанный человек никогда не скажет, «пошёл ты на...», он скажет: «Я вижу, вы далеко пойдёте»...

Чтобы испортить отношения, достаточно их выяснить.

Слова имеют силу? А сила порой не имеет слов...

На каком языке мы думаем, так нам и надо…

Язык до киллера доведёт.

Люди, не подумав, говорят то, что думают. Гораций

Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли. Сенека Младший

Заговори, чтоб я тебя увидел. Сократ

  1. Систематизация знаний и умений

Воспитатель. Сейчас мы с вами разделимся на 2 команды и затем проведём небольшой конкурс.

  1. Игровой приём «Мозаика»

Учащимся выдаются части текста – высказывания знаменитых людей об этике, правилах поведения, и они должны найти учащихся, у которых есть другие части этого текста.

Цитаты:

- Приветливость – это язык, который может услышать глухой и прочитать слепой… Марк Твен

- Слова - ветер, а бранные слова - сквозняк, который вреден. Уильям Шекспир


  1. Конкурс «Культура поведения»

Воспитатель. Команды сложились? Послушайте условия конкурса:

Командам поочерёдно задаются вопросы. Если команда даёт неверный ответ, право ответа передаётся команде соперников. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Время на размышление – 30 сек.

(Воспитатель устанавливает на столе песочные часы).

Готовы?

Итак, первое конкурсное задание – объяснить смысл своей цитаты, сложившейся в игре «Мозаика» при делении группы на подгруппы.

Задание №2. Вашему вниманию предлагаются слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть своё расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора (на экране – слайды со словами):

1.Доброе утро

2.Здорово

3.Привет

4.Здравствуйте

5.Хелло

Внимание, вопрос: Какие из этих слов следует употреблять, сообразуясь с правилами речевого этикета?

Время пошло…

Варианты ответа: 1, 4.

Задание 3: Вы звоните по телефону и собираетесь позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую из предложенных форму выражения своей просьбы:

1.Позовите Машу.

2.Здравствуйте, позовите Машу.

3.Здравствуйте! Извините, Маша дома? Пригласите её к телефону, пожалуйста.

4. Алло, здрасьте! А Машу можно позвать?

На размышление – 30 сек.

Вариант ответа – 3.

Задание следующее, четвёртое: В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Который из них должен уступить дорогу, если одному - 8, а другому - 11 лет?

1.Тот, кому 8 лет.

2.Тот, кому 11 лет.

3.Тот, кто вежливее.

4.Уступать дорогу не обязательно.

Время пошло…

Вариант ответа – 3.

Задание 5: Вы едете в переполненном автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова вы бы произнесли при этом:

1.Простите меня, я выхожу.

2.Разрешите пройти.

3.Извините, можно пройти?

4.Мне выходить, пропустите.

Вариант ответа – 3.

Вопрос 6: Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться с ним ещё раз при встрече в этот день? Ваш выбор:

1.Да.

2.Нет.

3.Можно, но не обязательно.

4.Можно, заменив слова улыбкой, поклоном.

Вариант ответа – 4.

И последнее конкурсное задание: Ситуация: Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите у прохожего время? Варианты ответов:

1.Скажите, сколько сейчас часов?

2.Вы не подскажете, который час?

3.Скажите, пожалуйста, который час?

4.Сколько времени?

Вариант ответа – 3.


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Подведение итогов, анализ работы

Воспитатель. Человек живёт в обществе. Он общается с другими людьми и должен соблюдать правила общения, речевой этикет во всех его аспектах: этических, коммуникативных, нормированных. Как говорил русский историк и журналист, профессор Московского университета Михаил Петрович Погодин: «Общественное употребление языка требует полного внимания, и небрежение служит признаком грубости и дикости».

Давайте обобщим требования, предъявляемые к культуре речи - речевому этикету. Предложите свои рекомендации, ответив на следующие вопросы:

- Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека?

- Какие аспекты являются важными показателями речевой культуры?

- Скажите, как надо вести спор, чтобы он не превратился в ссору?

- Нужно ли отстаивать своё мнение, если уверен в его правильности и справедливости?

- Как нужно относиться к мнению собеседника?

- Когда вы обращаетесь к кому-либо, то нужно ли учитывать пол, возраст, социальный статус этого человека?

- К кому можно обращаться на «ты», а к кому – на «Вы»?

- Каких тем в разговоре с собеседником следует избегать? Почему?

- Какова была цель занятия? Что нового удалось выяснить, достичь?

Учащиеся отвечают.

  1. Рефлексия

Воспитатель благодарит учащихся за работу и предлагает разгадать тематический кроссворд (раздаточный материал):

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. Группа предложений, объединенных единым смыслом и связанных грамматически.

  2. Наименьшая единица письменной речи.

  3. Все слова языка образуют его словарный состав или …

  4. Как называется то, ради чего автор пишет свой текст, к чему нас призывает, чему хочет научить?

  5. Как называется то, о чём (или о ком) говорится в тексте?

  6. Закончите предложение: «Речь бывает письменная и …»

  7. Краткое изречение (цитата, пословица, поговорка), помещаемое автором перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять идею текста.

  8. Тип речи, состоящий обычно из трёх частей: 1.тезис 2.аргументы 3.вывод

  9. Небольшое литературное произведение повествовательного типа речи об одном или нескольких событиях в жизни героя.

  10. Стиль речи, основная цель которого – точная передача научной информации.

  11. Разговор двух или нескольких лиц.



Ответы: 1.Текст 2.Буква 3.Лексика 4.Мысль 5.Тема 6.Устная 7.Эпиграф 8.Рассуждение 9.Рассказ 10.Научный 11.Диалог



Используемая литература

Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. пособие. - М: Высшая школа, 1980;

Гольдин В.Е. Речь и этикет. / Кн. для внеклас. чтения уч-ся 7-8 кл. - М.: Просвещение, 1983;

Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? / Кн. для внеклас. чтения (VIII-Х кл.). - М.: Просвещение, 1979;

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка / 3-е изд-е, испр. - М.: Рус.яз., 1981.