СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка заданий, оценивающих естественно-научную грамотность (для практических занятий на местности)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена для мастер класса по функциональной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Разработка заданий, оценивающих естественно-научную грамотность (для практических занятий на местности)»

Разработка заданий, оценивающих естественно-научную грамотность  (для практических занятий на местности) Филиппов Игнатий Гаврильевич МБОУ Тылгынинская СШ

Разработка заданий, оценивающих естественно-научную грамотность (для практических занятий на местности)

Филиппов Игнатий Гаврильевич

МБОУ Тылгынинская СШ

Понятие ФГ Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия. Ф.Г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» [Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342].

Понятие ФГ

  • Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия.
  • Ф.Г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде»
  • [Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342].
 Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности Наличие проблемы в описанной ситуации Ситуационная значимость контекста Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка на язык предметной области Новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения

Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности

  • Наличие проблемы в описанной ситуации
  • Ситуационная значимость контекста
  • Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка на язык предметной области
  • Новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения
Основные составляющие функциональной грамотности Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Читательская грамотность Финансовая грамотность

Основные составляющие функциональной грамотности

  • Математическая грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Читательская грамотность
  • Финансовая грамотность
Занятия естественно-научных предметов – это те уроки, в которых изучается то, что можно встретить наяву, пощупать, почувствовать. Мир становится иным. В эпоху урбанизации и информатизации, при мире где в расцвете феминизация, дети даже в глухих местностях отдаляются от естественного мира. Человек в первую очередь – дитя природы, который приспосабливается в окружающем мире, живет за счет ресурсов природы. Поэтому ЕНГ призвано сохранить приобретенные знания за тысячелетия и развит экологическую культуру.
  • Занятия естественно-научных предметов – это те уроки, в которых изучается то, что можно встретить наяву, пощупать, почувствовать.
  • Мир становится иным. В эпоху урбанизации и информатизации, при мире где в расцвете феминизация, дети даже в глухих местностях отдаляются от естественного мира.
  • Человек в первую очередь – дитя природы, который приспосабливается в окружающем мире, живет за счет ресурсов природы.
  • Поэтому ЕНГ призвано сохранить приобретенные знания за тысячелетия и развит экологическую культуру.
Задания по функциональной грамотности по географии разрабатываются при работе с картами, топографическими планами с диаграммами, картограммами по анализу половозрастных пирамид с текстами, статистическими данными с компасом с картинами и фотографиями на природе по определению сторон горизонта, природных комплексов и т.п.

Задания по функциональной грамотности по географии разрабатываются при работе

  • с картами, топографическими планами
  • с диаграммами, картограммами
  • по анализу половозрастных пирамид
  • с текстами, статистическими данными
  • с компасом
  • с картинами и фотографиями
  • на природе по определению сторон горизонта, природных комплексов и т.п.
Задания по функциональной грамотности на местности Задания на местности отличаются от заданий, выполняемых в аудитории. По форме работы можно сравнить с работой с картинами, фотографиями. Информация для задания формируется методом наблюдения за окружающей средой. Задания даются в устной форме. В основном работа ведется фронтально со всей группой.

Задания по функциональной грамотности на местности

Задания на местности отличаются от заданий, выполняемых в аудитории. По форме работы можно сравнить с работой с картинами, фотографиями.

Информация для задания формируется методом наблюдения за окружающей средой.

Задания даются в устной форме.

В основном работа ведется фронтально со всей группой.

Экскурсии во время осенних занятий.

Экскурсии во время осенних занятий.

Экскурсия на сооружение мелиорационного канала.

Экскурсия на сооружение мелиорационного канала.

Примеры заданий по ФГ по теме  «Внутренние воды» в 6 классе Дедушка попросил внука принести с речки сети, которые находятся на правом берегу. Речка течет с севера на юг, внук пришел к речке с западной стороны. Надо ли внуку перейти речку? Ответ: Нет. Потому, что для определения сторон берега надо встать лицом в сторону куда направлено течение, тогда с правой стороны будет правый берег, а с левой – левый берег. Так как речка течет на юг, правый берег будет с западной стороны. Дед приплыл к озеру по речке против течения. Озеро отличается редкой чистотой круглый год и рыбными богатствами. Как Вы думаете, в чем причина чистоты озера. Ответ: Озеро является проточным, так как из неё вытекает речка.

Примеры заданий по ФГ по теме «Внутренние воды» в 6 классе

  • Дедушка попросил внука принести с речки сети, которые находятся на правом берегу. Речка течет с севера на юг, внук пришел к речке с западной стороны. Надо ли внуку перейти речку?

Ответ: Нет. Потому, что для определения сторон берега надо встать лицом в сторону куда направлено течение, тогда с правой стороны будет правый берег, а с левой – левый берег. Так как речка течет на юг, правый берег будет с западной стороны.

  • Дед приплыл к озеру по речке против течения. Озеро отличается редкой чистотой круглый год и рыбными богатствами. Как Вы думаете, в чем причина чистоты озера.

Ответ: Озеро является проточным, так как из неё вытекает речка.

Дедушка с внуком косят сено в пойме. В пойме трава сочная, до конца августа не вянет. Дед спешит вывезти сено из поймы. В чем причина того, что дед хочет побыстрее вывезти сено. Ответ: Иногда в некоторых реках летнее и осеннее паводки бывают высокими и затапливают некоторые участки поймы. Наверно лето выдало выдалось дождливым, и дед хочет уберечь сено от паводка. Дед рыбачит на озере в пойме, рядом с сенокосным угодием. В сети попадаются речные рыбы: маленькие окуни и щучки. Внук спрашивает у деда, откуда в озеро попали эти рыбы. Какое объяснение дал дед внуку? Ответ: Во время половодья река разливается на всю пойму, и во время отлива некоторые рыбы остаются в озере-старице.
  • Дедушка с внуком косят сено в пойме. В пойме трава сочная, до конца августа не вянет. Дед спешит вывезти сено из поймы. В чем причина того, что дед хочет побыстрее вывезти сено.

Ответ: Иногда в некоторых реках летнее и осеннее паводки бывают высокими и затапливают некоторые участки поймы. Наверно лето выдало выдалось дождливым, и дед хочет уберечь сено от паводка.

  • Дед рыбачит на озере в пойме, рядом с сенокосным угодием. В сети попадаются речные рыбы: маленькие окуни и щучки. Внук спрашивает у деда, откуда в озеро попали эти рыбы. Какое объяснение дал дед внуку?

Ответ: Во время половодья река разливается на всю пойму, и во время отлива некоторые рыбы остаются в озере-старице.

Когда внук с дедом копали яму для столбов, в яму просачивалась вода. Эта вода затрудняла работу, так как мокрый песок все время засыпал яму. Внук знал, что это подземная вода называется грунтовая. Почему эту воду внук посчитал грунтовой? Ответ: Потому, что почва песчаная. Песок – порода водопроницаемая. Не покрытая непроницаемой породой подземная вода называется грунтовой. Дед с внуком живут в Вилюйском районе Республики Саха. По пути к реке посреди леса дед с внуком вышли к маленькому озеру. Дед рассказал, что раньше на месте озера был лиственичный лес, но его срубили и через некоторое время образовалось озеро. Какого вида озеро по образованию котловины? Ответ: Озеро – термокарстовое, оно образовалось в результате таяния и проседания мерзлых грунтов.
  • Когда внук с дедом копали яму для столбов, в яму просачивалась вода. Эта вода затрудняла работу, так как мокрый песок все время засыпал яму. Внук знал, что это подземная вода называется грунтовая. Почему эту воду внук посчитал грунтовой?

Ответ: Потому, что почва песчаная. Песок – порода водопроницаемая. Не покрытая непроницаемой породой подземная вода называется грунтовой.

  • Дед с внуком живут в Вилюйском районе Республики Саха. По пути к реке посреди леса дед с внуком вышли к маленькому озеру. Дед рассказал, что раньше на месте озера был лиственичный лес, но его срубили и через некоторое время образовалось озеро. Какого вида озеро по образованию котловины?

Ответ: Озеро – термокарстовое, оно образовалось в результате таяния и проседания мерзлых грунтов.

Начало июня. Во время пути по лесу дед с внуком вышли к наледи. Внук сказал: «Ледник», на что дед объяснил, что это наледь и он скоро растает. Почему в Центральной Якутии нет ледников, приведите два довода. Ответ: в Центральной Якутии нет условий для образования ледников – во-первых он находится ниже снеговой линии, которая на уровне равнин опускается только на островах Северного Ледовитого океана и в Антарктиде. Во-вторых, в Центральной Якутии нет гор, где бы образовались горные ледники. Внук с дедом в июле собирают морошку, которая растет на моховых болотах. В Якутии климат сухой, но болот достаточно. В чем причина образования болот в Центральной Якутии. Ответ: Главная причина заболачивания территорий в Якутии – многолетняя мерзлота.
  • Начало июня. Во время пути по лесу дед с внуком вышли к наледи. Внук сказал: «Ледник», на что дед объяснил, что это наледь и он скоро растает. Почему в Центральной Якутии нет ледников, приведите два довода.

Ответ: в Центральной Якутии нет условий для образования ледников – во-первых он находится ниже снеговой линии, которая на уровне равнин опускается только на островах Северного Ледовитого океана и в Антарктиде. Во-вторых, в Центральной Якутии нет гор, где бы образовались горные ледники.

  • Внук с дедом в июле собирают морошку, которая растет на моховых болотах. В Якутии климат сухой, но болот достаточно. В чем причина образования болот в Центральной Якутии.

Ответ: Главная причина заболачивания территорий в Якутии – многолетняя мерзлота.

Практика Изучение темы «Природный комплекс» в 6 классе приходится на май месяц, поэтому урок целесообразно провести на улице. На лугу у опушки хвойного леса с березами и кустами какие задания можно сформулировать для закрепления темы?

Практика

Изучение темы «Природный комплекс» в 6 классе приходится на май месяц, поэтому урок целесообразно провести на улице.

На лугу у опушки хвойного леса с березами и кустами какие задания можно сформулировать для закрепления темы?

«Природный комплекс опушки»

«Природный комплекс опушки»

Практика Завтра у меня урок по предмету «Окружающий мир» в 4 классе. По календарному плану должна состоятся экскурсия на тему «Водоёмы родного края». Планирую экскурсию на озеро, где на водопой к проруби ходит весь КРС наслега и заготавливают лед половина наслега. Летом из озера забирается вода на летний водопровод. В летне-осенний период добывается рыба карась. Попробуем составить задания по использованию и охране водоема, используя фотографии . По причине засухи на протяжении нескольких лет в радиусе 1 км от деревни осталось только это озеро.

Практика

Завтра у меня урок по предмету «Окружающий мир» в 4 классе.

По календарному плану должна состоятся экскурсия на тему «Водоёмы родного края».

Планирую экскурсию на озеро, где на водопой к проруби ходит весь КРС наслега и заготавливают лед половина наслега.

Летом из озера забирается вода на летний водопровод.

В летне-осенний период добывается рыба карась.

Попробуем составить задания по использованию и охране водоема, используя фотографии .

По причине засухи на протяжении нескольких лет в радиусе 1 км от деревни осталось только это озеро.

Озеро «Баҕалдьаан» Насосная станция Прорубь

Озеро «Баҕалдьаан»

Насосная станция

Прорубь

Задания по теме «Погода и климат» Для усвоения темы очень помогают беседы о погоде в начале любого урока. Для этого прошу охарактеризовать утреннюю погоду и сравнить её со вчерашней. Пытаемся определить какой атмосферный вихрь установился или какой атмосферный фронт проходит в настоящее время. Если получится можем сейчас составить карту погоды Республики Саха в онлайн режиме в данное время. Для этого каждый участник мастер-класса назовите свое местонахождение и укажите температуру воздуха, облачность и осадки. Ветер определить в помещении не получится. Так как карта слишком мелкомасштабная погоду отметим по регионам Якутии. Я буду данные заносит на карту в презентации.

Задания по теме «Погода и климат»

Для усвоения темы очень помогают беседы о погоде в начале любого урока.

Для этого прошу охарактеризовать утреннюю погоду и сравнить её со вчерашней. Пытаемся определить какой атмосферный вихрь установился или какой атмосферный фронт проходит в настоящее время.

Если получится можем сейчас составить карту погоды Республики Саха в онлайн режиме в данное время.

Для этого каждый участник мастер-класса назовите свое местонахождение и укажите температуру воздуха, облачность и осадки. Ветер определить в помещении не получится. Так как карта слишком мелкомасштабная погоду отметим по регионам Якутии.

Я буду данные заносит на карту в презентации.

Погода на 26 ноября 2011 года - 20  - 27  - 26  - 25  - 29  - 35 

Погода на

26 ноября 2011 года

- 20 

- 27 

- 26 

- 25 

- 29 

- 35 

 Выводы Мастер-класс проведен для ознакомления опыта работы по проведению занятий на местности Привитие практических навыков по разработке заданий по естественно-научной грамотности Совершенствование коммуникативных умений работы в группе

Выводы

  • Мастер-класс проведен для ознакомления опыта работы по проведению занятий на местности
  • Привитие практических навыков по разработке заданий по естественно-научной грамотности
  • Совершенствование коммуникативных умений работы в группе