СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия «Оптимизация детско-родительских отношений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия «Оптимизация детско-родительских отношений»»

Всероссийский конкурс профессионального мастерства специалистов службы психолого-педагогического сопровождения «Отдавая сердце – 2024»











Конкурсная работа


Разработка занятия

«Оптимизация детско-родительских отношений»











Подготовил:

педагог-психолог

Муромцева А.А.






2024 г.


Участники: Родители и педагог-психолог.

Цель: Оптимизация детско-родительских отношений.

Задачи: Обучать родителей навыкам активного слушания и принципам «Я-высказываний»; мотивировать их ввести принципы и способы эффективного взаимодействия с ребенком в повседневное общение с ним; дать понимание о взаимосвязи стилей воспитания поколений; потренировать умение распознавать чувства ребенка и реагировать на них с помощью «Я-высказываний»; метафорически продемонстрировать влияние чрезмерных запретов и гиперопеки на ребенка.

Материалы: Музыка для релаксации, карточки с ситуациями.

Примерное время: 45 минут. 

Знакомство (7 минут)

Педагог-психолог: Здравствуйте, дорогие родители! Искренне рада видеть вас. Меня зовут Анастасия Андреевна, я педагог-психолог.

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Мы сегодня собрались с вами для интересной и познавательной работы, которая поможет нам лучше узнать и понять наших детей.

А теперь давайте познакомимся. Мамы, представьте себя и своих детей, и на первую букву имени назовите прилагательное – характеристику себя и ребенка. Например, Даша – добрая и т. д.

Педагог-психолог: Вот и познакомились! Теперь я вижу, что все открыты для общения, и мы готовы идти дальше.

Поговорим мы сегодня о том, как слышать и понимать своего ребенка. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Напротив, даже очень непростые проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье.

Хочу сообщить вам об одном важном факте из психологии. Большинство родителей, которые обращаются за помощью к психологу по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На основании этого и других фактов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения «записывается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. В итоге большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. «Со мной никто не возился, и ничего, вырос», – говорит папа и не замечает, что вырос-то он как раз человеком, который не умеет заниматься и дружить с сыном.

Сегодня у вас будет возможность обучиться способам конструктивного взаимодействия с ребенком. И то, что вы узнаете, важно опробовать в жизни. Применяйте новые знания в общении с ребенком. Важно почувствовать и пережить первые успехи и только потом двигаться дальше. Постепенно вы начнете обнаруживать чудесные перемены в вашей ситуации с ребенком, даже если вначале она казалась безнадежной. Итак, готовы начать наше обучение правильному общению?

Ответы родителей.

Игра «Солнышко светит на тех, кто…» (3 минуты)

Педагог-психолог: Давайте немного отдохнем и поиграем. Игра называется «Солнышко светит на тех…». Например, я скажу «Солнышко светит на тех, у кого ребенок пошел в детский сад», то встанут и поменяются местами те, кого касаются мои слова. Итак, солнышко светит на тех…

Педагог-психолог перечисляет качества родителей и их занятия с детьми. 

Упражнение «Я слушаю» Приложение 1 (5 минут)

Педагог-психолог: Слышать своего ребенка – не значит просто слушать и при этом пропускать мимо ушей то, что он говорит. Слышать ребенка – означает проникать в его чувства и переживания. Вот послушайте диалог мамы и сына.

Педагог-психолог: Сын со слезами: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь, что она маленькая, а меня никогда не жалеешь!» Мама: «Конечно, она маленькая, она тебя на пять лет младше! А ты не можешь дать маленькой сестренке свои игрушки? Ты же уже с ними не играешь, а еще толкаешь ее, вот она упала!»

Как вы думаете, в этом диалоге мать прониклась переживаниями и чувствами своего старшего ребенка? Услышала ли она его?

Родители отвечают.

Педагог-психолог:  Нет, не услышала, а ведь налицо конфликт, который нужно разрешить. А как мать сможет найти общий язык с ребенком, если не слышит его? О чем говорит старший ребенок, какие чувства он передает матери?

Ответы родителей.

Педагог-психолог: Правильно, обида.

Педагог-психолог: Чтобы понять ребенка и помочь ему, вам нужно встать на его место. Давайте потренируемся. У каждого из вас на листочке описана ситуация и слова ребенка. Подумайте минуту и ответьте, какие чувства испытывает ребенок.

Педагог-психолог раздает родителям карточки с проблемными ситуациями. Родители зачитывают ситуации и называют чувства ребенка.

Педагог-психолог: Итак, когда мы услышали и поняли ребенка, мы уже можем доносить до него свои требования и пожелания.

Авторское упражнение «Какой я родитель» (3 минуты) 

Педагог-психолог: Давайте посмотрим на себя в качестве родителя со стороны. Разделите лист на два столбика. В первом напишите, что вас огорчает в ребенке, а во втором – что радует.

Родители выполняют задание.

Педагог-психолог: А теперь проанализируйте: если в первом столбце оказалось больше качеств, значит, вы чересчур строгий, требовательный, иногда карающий родитель; если больше во втором столбце – вы понимающий, поддерживающий и помогающий родитель.

Знакомство с «Я-высказываниями» Приложение 2 (10 минут)

Педагог-психолог: Есть универсальный эффективный метод сообщать ребенку о своих чувствах, идеях, мнениях – это «Я-высказывания». В одной и той же ситуации мы можем сказать: «Ты меня расстроил», а можем «Я расстроился», «Твое поведение меня тревожит» или «Я тревожусь о тебе». Простая игра слов приобретает глубокий психологический смысл.

С помощью «Ты-высказывания» мы перекладываем ответственность на собеседника, как бы говорим «Ты плохой». Ответной реакцией станут обида, агрессия, чувство вины. Когда человек не умеет превратить «Ты-высказывание» в «Я-высказывание», это приводит к конфликтам.

В предыдущем упражнении мы разобрали ситуации, когда ребенок переживает, а теперь рассмотрим обратные ситуации – когда переживает родитель. Попробуйте сказать о своих чувствах ребенку с помощью «Я-высказываний». В течение минуты подумайте над ситуацией на листочке и назовите чувство, которое испытывает родитель, от первого лица.

Педагог-психолог раздает родителям карточки с проблемными ситуациями. Родители зачитывают ситуации, называют чувства родителя и формируют «Я-высказывания». Педагог-психолог предлагает варианты высказываний из ключа.

Рисование Мандала «Цель воспитания» Приложение 3 (5 минут) 

Педагог-психолог:  Сейчас я предлагаю вам начертить круг. Возьмите фломастеры любых цветов. И нарисуйте внутри круга то, что, на ваш взгляд, характеризует цель вашего родительства. Старайтесь не выходить за края круга. На рисование вам 10 минут.

Педагог-психолог включает аудиозапись спокойной мелодии, родители рисуют.

Педагог-психолог: Расскажите, что на вашем рисунке? Выделите один элемент, который обозначает главную цель родительства?

Родители отвечают.

Педагог-психолог: Обратите внимание, если у кого-то рисунок вышел за края. Это говорит о том, что вы стремитесь привлечь кого-то извне к тому, чтобы разрешить свои проблемы внутри семьи, а возможно, и переложить ответственность за неудачи на плечи другого человека.

Главная цель родительства – постепенно передавать ребенку ответственность за его жизнь и его поступки.





Рефлексия (5 минут) 

Педагог-психолог: Наша встреча подходит к концу. Вы здорово постарались сегодня! Мы говорили об общении с ребенком, учились правильно общаться. Казалось бы, «Я-сообщения» – простая вещь, но в повседневной жизни следовать им трудно.

И последнее, что очень важно знать: при первых попытках улучшить взаимоотношения ребенок может усилить свое плохое поведение! Он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придется выдержать и это серьезное испытание.

Всем большое спасибо!

Подробнее прочитать об этом можно в книге Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?»



























Приложение 1

Упражнение «Я слушаю»












Приложение 2


Упражнение «Я-высказывания»












Приложение 3


Мандала «Цель воспитания»














Приложение 4


Обратная связь