Разработки к урокам музыки учителя: Швец Валентин Николаевич
«Россия – Родина Моя»
«Мелодия – душа музыки»
Задача: продолжить формирование представления о мелодизме как основном свойстве русской музыки, на примере знакомства с произведениями С. Рахманинова.
- «Камаринская» «Светит месяц» и др | игра на ДМИ |
| |
- М. Глинка Ария Ивана Сусанина хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» П. Чайковский «Симфония № 4 II ч.» Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» | вокализация тем, слушание фрагментов |
| |
- С. Рахманинов Концерт № 3 I ч. | вокализация главной темы, слушание |
| |
- «Ты, река ль, моя реченька» р.н.п. | разучивание |
| |
- В. Локтев «Песня о России» (сл. О. Высоцкой) | разучивание |
| |
С. Рахманинов «Вокализ» | вокализация темы, пластическое интонирование, слушание |
Беседуем о летних «встречах» с музыкой, исполняем знакомые песни о России, русские народные песни, народные инструментальные наигрыши.
Предлагаем задуматься над смыслом эпиграфа к этому разделу учебника: «Вся Россия просится в песню…»
Читаем текст с. 8 (1 абзац), вспоминаем (темы произведений играет учитель) и поём мелодии знакомых произведении. Все они обладают общим качеством – песенностью.
Предлагаем познакомиться с музыкой ещё одного русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова (1873-1943). Читаем текст на с. 8-9.
Учим главную тему концерта № 3 (с. 9).
Обращаем внимание на небольшой диапазон, поступенное движение, минорный лад, остановки на длинных звуках в конце фраз, на широту, певучесть. Сначала поём мелодию a`cappella, затем под аккомпанемент учителя (сопровождение не поддерживает главную тему).
Сравниваем мелодию Рахманинова с уже звучавшими мелодиями, подчеркиваем их интонационное единство, родство с народными напевами.
Вспоминаем, что слово «концерт» - в переводе с латинского означает – состязаться, а с итальянского – согласие.
Слушаем I часть «Концерта № 3» в исполнении автора и Филадельфийского симфонического оркестра.
Выясняем, что главная мелодия звучит сначала у солиста – пианиста, а затем её «подхватывает» и «распевает» весь оркестр. Солист, соревнуясь с оркестром, в то же время согласует с ним свою игру. В этом – особенность жанра концерта.
Разучиваем песни, мелодии которых интонационно близки теме концерта.
«Ты река ль, моя реченька» - в этой песне образ девушки – невесты, которая грустит при мысли о предстоящем замужестве, печалится потому, что ей придётся покинуть отчий дом, родителей. Характер звучания – негромкий, сдержанный, словно затаённый. Трудность – распевы.
В «Песне о России» - необходимо стремиться к кантилене, устремленности каждой фразы к кульминации, мягкому нефорсированному звучанию высоких звуков. Можно в припеве использовать терцовое двухголосие только фрагментарно, а не целиком (в каденциях, на кульминациях фраз).
В вокальной музыке передать разнообразные чувства человека может не только пение со словами, но и пение без слов.
Читаем текст на с. 12. Пропеваем мелодию вокализа на какой-либо слог (лё, лю), следя по нотной записи. Вслушиваемся в сопровождение (играет учитель), в нём выделяются два «пласта» - мерно повторяющиеся аккорды и выразительный нисходящий подголосок. Исполняем группами класса мелодию на воображаемых скрипках, подголосок – на виолончели, аккорды – на «немой» клавиатуре воображаемого пианино.
Слушаем «Вокализ».
Какие чувства передает эта музыка? (печаль и радость, покой и взволнованность, тревога и умиротворение).
В чём красота этого сочинения?
В какой части «Вокализа» слышен диалог между голосом и фортепиано?
Чем жанр вокализа отличается от жанров песни и романса?
Каким человеком предстает перед слушателями создатель «Вокализа» - композитор Рахманинов?
Просматриваем портреты Неждановой и Рахманинова (одухотворенность, сосредоточенность на своём творчестве, погружённость в мир человеческих чувств и эмоций).
Читаем рассказ «Русь» (тетрадь с. 3) на фоне звучания I ч. Концерта № 3.
Д/з:
Выполнить задания в тетради на развороте «Мелодия – душа музыки» (с. 4-5).
2. «Ты откуда русская зародилась музыка?»
Задачи: продолжить знакомство с жанрами русских народных песен; показать неразрывность слов и музыки в народной песне.
- М. Горький «Как сложили песню» (инсценировка рассказа) | вокальные импровизации |
| |
- Русские народные песни | исполнение (по темам) |
| |
- Русские народные песни | разучивание по нотной записи (обзорное знакомство) |
Начинаем уроки со звучания русской народной музыки.
- А как рождается народная песня? Что в народной песне важнее – слова или мелодия?
Учитель читает рассказ М. Горького, озвучивая его своим вариантом мелодии (первая фраза – «скороговоркой»; вторая – «нерешительно», «вполголоса»; третья – «уверенно», но «трогательно»).
Обращаем внимание, что рассказ можно условно разделить на две части.
В первой – писатель рисует обстановку, в которой происходит сочинение песни: «грустный звон колоколов», «летний день, звуки плывут низко над землею», «тишина».
Вторая часть – процесс создания песни, фраза за фразой, напев за напевом.
Состояние души женщины: «всё тоскою сердце мается» передано в песне.
Можно предложить «по цепочке» попытаться сочинить свои мелодии к рассказу.
Напоминаем, что фольклор – это народная мудрость – что народные песни раскрывают разные грани жизни человека
Ученик (учитель) называет тему народной песни (её жанр) и поёт мелодию, например:
- Защита отечества (солдатские песни, былины) | «Солдатушки бравы ребятушки», «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы Русь и славу», «Былина о Добрыне» |
| |
- Родная природа | «Во поле береза стояла», «Закликание весны» |
| |
- Народные игры, обряды | «Бояре, а мы к вам пришли», «Выходили красны девицы» |
| |
- Шуточные песни, танцы | «Камаринская», «Калинка», «Как у наших у ворот» |
| |
- Детские песенки | «Скок, скок», «Дон – дон» и др. |
Продолжаем знакомство с жанрами народных песен на с. 18-19 («Ты откуда русская зародилась музыка?»).
Разучиваем по нотам, обращаем внимание на характерные интородолжаем знакомство с жанрами народных песен на с. ть вариантом мелодии (первая фраза - " и музыки в народной песне..
апевами.нации, особенности мелодики, ритм, лад, форму.
Колыбельная – негромко, мягко, нежно.
Солдатская («Солдатушки») – бодро, энергично, подчёркивая маршевые ритмы.
Лирическая («У зари…») – напевно, сдержано, выразительно.
Хороводная («Милый мой хоровод») – подвижно, с тщательным пропеванием распевок.
Игровая («А мы просо сеяли») – двумя группами с движением, изображающими трудовое действие.
(только знакомство, учить на следующих уроках).
Обратить внимание, что в русских народных песнях 2-ой голос («втора») появляется или при повторении фраз, или на «стыке фраз». Часто количество исполнителей увеличивается от фразы к фразе, или запев поют солисты (солист), а припев – весь хор. (В 2-хголосии следует пропевать всем классом сначала нижний, а затем верхний голос. К 4 классу можно разделить хор на «первые» (сопрано) и «вторые» (альты) голоса и рассадить детей соответствующим образом).
Разные стороны человеческой жизни раскрывают не только музыка, но и другие произведения искусства (литература, изобразительное искусство).
Разворот «Звучащие картины» с. 16-17.
Рассматриваем картину К. Петрова-Водкина «Полдень». Какие жизненные сюжеты запечатлены художником?
Две женщины с детьми на руках – одна сидит на пригорке, другая движется на встречу зрителю; юноша и девушка, беседующие друг с другом, пасущиеся коровы, работающие и отдыхающие крестьяне. В центре картины – скорбные фигуры людей, идущих за гробом. На переднем плане – три больших желтых яблока – символы жизни, щедрости природы, благополучия.
- Почему художник назвал эту картину «Полдень»?
- Почему изобразил на ней разнообразные жизненные ситуации?
- Можно ли назвать композицию картины многоголосной?
- Как цветовое решение картины усиливает её образное содержание?
- Какой знакомой музыкой можно озвучить фрагменты картины?
- Как можно объяснить смысл выражения «Вся Россия просится в песню» глядя на эту картину?
3. «Образы защитников Отечества в музыке русских композиторов»
Задача: продолжить знакомство с героическими образами в опере М. Глинки «Иван Сусанин» м в кантате С. Прокофьева «Александр Невский».
- С. Прокофьев «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» | вокализация тем, слушание, движение |
| |
- С. Прокофьев «Мёртвое поле» 6-я часть кантаты «Александр Невский» | вокализация, слушание, сопоставление с ИЗО |
| |
- «Солдатушки, бравы ребятушки» «Славны были наши деды» «Петровские канты» Ария Ивана Сусанина | исполнение |
| |
- С. Прокофьев «Въезд Александра Невского во Псков» из кантаты «Александр невский» | слушание и сопоставление с ИЗО |
| |
- М. Глинка Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» | слушание |
Вспоминаем и поём темы хора, подчеркивая их контрастность: 1-ая тема звучит решительно, призывно; 2-ая тема (с. 20) исполняется напевно (в духе народных песен), но решительно. Слушаем. Выступление можно исполнит с движением, имитирующим удары в набатный колокол. Определяем трехчастную форму.
6-ая часть кантаты – «Мёртвое поле», как звучит вступление? В нём слышны скорбные интонации сродни народным песням – плачам. Эта часть – это песня девушки-невесты, разыскивающей среди павших в бою своих женихов, добрых молодцев. Поём мелодию в опоре на нотную запись (с. 21). Слушаем. Какие чувства переданы в музыке? Исполняет этот фрагмент известная русская певица, наша современница – Елена Васильевна Образцова (меццо-сопрано).
Рассматриваем картину В. Васнецова «Поле побоища Игоря Святославовича над половцами» (написана по мотивам литературного памятника Древней Руси «Слово о полку Игореве») и рисунок художника – оформителя. Можно спеть русскую народную песню «Ты река ль, моя реченька». Созвучную главной мелодии этой части кантаты.
Вспоминаем и исполняем темы музыкальных произведений, посвящённых героическим образцам. (Разворот «На великий праздник собралася Русь» с. 21-23).
- Героические образы представлены и в кантате С. Прокофьева.
Предлагаем познакомиться с последней 7-ой частью кантаты.
- Какие знакомые темы будут звучать в финале кантаты? (поднять руку) (мелодия хора «А и было дело на Неве-реке»)
Тема средней части хора «Вставайте люди русские» (На Руси родной…)
- Точно ли повторяет композитор эти темы или вносит в них изменения?
Принцип повторения тем других частей в финале кантаты (как один из принципов развития) даёт возможность композитору добиться интонационного единства.
- Тембром каких инструментов симфонического оркестра усилена праздничность звучания «торжество победы над врагами» (оркестровые колокола). Напоминаем тему хора «Славься» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин». Величественность звучания хора также связана со звучанием колокольного звона (финал оперы – это народный праздник на Красной площади в Москве).
Рассматриваем картину С. Присекина «И клятву верности сдержали…» и воинские атрибуты – хоругвь с ликом Христа Спасителя, щит и меч (с. 22-23). На картине – горделивые фигуры русских солдат и офицеров на фоне храма. Этот разворот созвучен идее прославления защитников Отечества.
Образ А. Невского – великого полководца, благоверного великого князя, святого земли Русской вдохновили музыкантов, художников, поэтов на создание художественных произведений.
А в годы Великой Отечественной войны был восстановлен Орден Александра Невского, которым награждали особо отличившихся офицеров.
4. «Святые земли Русской»
Задача: продолжить знакомство с русскими святыми в музыке и ИЗО, познакомить с образом преподобного Ильи Муромского Чудотворца.
- С. Прокофьев кантата «Александр Невский» (фрагменты) «Народные песнопения о Сергии Радонежском» Напев Пустыни О, Преславного чудесе», «Баллада о князе Владимире» | слушание, исполнение |
| |
- Стихира «Земле русская» | вокализация главной темы, слушание, сопост. С ИЗО |
| |
- Былинный напев об Илье Муромце | Разучивание, пластическое интонирование |
| |
- М. Мусоргский «Богатырские ворота» - А. Бородин Симфония № 2 «Богатырская» I ч. | вокализация главных тем, слушание, сравнивание |
| |
- Песни о защитниках Родины | исполнение |
Чтобы настроить на тему раздела, на тему урока можно начать урок музыки с финала кантаты С. Прокофьева или с хора «Славься» М. Глинки. Вспомнить, что колокольный звон раздается с колокольни церкви, храма.
Читаем поэтический эпиграф к разделу (с. 24-25) «И почти уж две тысячи лет стоит над землею немеркнущий свет…»
Разъясняем, что две тысячи лет одной из мировых религий является христианская религия, в которой верующие поклоняются Иисусу Христу – «Спасителю мира».
Читаем текст на с. 26 (разворот «Святые земли Русской). Пропеваем и слушаем фрагменты тех произведений, которые связаны с именами русских святых.
Учитель рассказывает о новом для детей жанре церковной музыки – стихире.
(информация для учителя)
Можно прочитать текст стихиры (в хрестоматии дан текст трех куплетов), можно выразительно прочитать начальный текст стихиры с детьми по учебнику (с. 26).
Пропеваем мелодию стихиры в опоре на нотную запись. Обращаем внимание на напевную, плавную мелодию. Она строится на нескольких звуках, поэтому легко запоминается. Распевы роднят эту мелодию с протяжными русскими песнями.
Учитель может сыграть партитуру для смешанного хора, чтобы подготовить восприятие этой музыки в записи.
Слушаем стихиру – торжественную песнь-гимн. Она создает ощущение величия, праздничности, торжественности.
Рассматриваем изображение князя Владимира и княгини Ольги, а также икону Всех святых в земле Русской просиявших.
Обращаем внимание на надпись на древнерусском языке – «Образ всех святых на земле Русской просиявших» (икона – в переводе с греческого – образ, изображение), изображение в верхней части Святой Троицы (об иконе А. Рублева «Троица» на с. 70-71 учебника IV класса) многочисленные группы святых со светящимися нимбами (символами святости) над головами. Композиция иконы – повторяющиеся контуры групп людей словно «притягиваются» к центру, к образу Богоматери заступницы и защитницы. Краски на иконе – сочные, яркие, контрастирующие с одеждами святых.
Эмоциональный тон иконы созвучен стихире «Земле Русская».
Ещё одним святым русской земли был былинный богатырь Илья Муромец (учебник с. 28 – фрагмент картины В. Васнецова «Богатыри»). Читаем текст на с. 28. каким показаны Илья Муромец на картине?
Учим былинный напев в опоре на нотную запись. Подчеркиваем в исполнении ее величавость, неторопливость повествования, размеренность (можно напомнить былину о Добрыне Никитиче, о Садко и Морском царе). Пение былинного напева можно сопровождать движением рук, имитирующими игру на гуслях.
Этот былинный напев стал широко известен благодаря семье знаменитых русских сказителей и собирателей народного фольклора – Рябининых, которые в течение века бережно записывали, обрабатывали и распространяли народные напевы не только в России, но и за рубежом.
Читаем об Илье Муромце дальше (с. 29). Каким показан Илья Муромец на иконе (пожилой, даже старый, строгий лик в монашеской одежде).
Слушаем «Богатырские ворота» М. Мусоргского (оркестровое звучание из фонохрестоматии 2 класса). Напоминаем, что тема «Богатырских ворот» повторяет тему пьесы «Прогулка» рефрена сюиты, но звучит иначе – в увеличении – медленно, мощно, размашисто. Тему можно спеть с четвероклассниками.
По другому звучит главная тема I ч. Симфонии А. Бородина. Учитель играет тему на фортепиано, дети определяют характер. Разучиваем тему по нотам (с. 29). Обращаем внимание на как бы «втаптывание» основного звука «ми» (тоники), своеобразие ладового наклонения (пониженная II ступень), сочетание минора с мажором (ладовая переменность), чередование коротких длительностей с остановкой на долгом звуке (тему можно спеть и по нотам, и на какой-либо слог, следует избегать форсированного звука, добиваться компактного звучания голосов).
Слушаем.
Главная тема звучит мужественно, сурово, мощно, грозно, (кряжисто), вызывая представление о непреодолимой «великой силе». Тема звучит в низком регистре у струнных (унисон). Вторая – лирическая тема – широкая, светлая, мажорная, проникнутая русскими песенно-распевными интонациями. Она оттеняет решительный характер главной темы, как бы вводит слушателей в «место действия» - далекие степи. Мягко звучат виолончели. Постепенно тема приобретает более напряженный характер, слышен напряженный ритм скачки, возникает звуковое нарастание, воображение рисует картины богатырских схваток, поединков.
В завершении, как итог, могучей, тяжелой поступью исполина вновь проходит в оркестре главная богатырская тема.
Вспоминаем песни о защитниках Родины («Солдатушки», «Славны были наши деды», «Вспомним братцы Русь и славу», «Учил Суворов», «Песню о маленьком трубаче»).
День, полный событий»
(Пушкин и музыка) – уроки – путешествия.
5. «Приют спокойствия, трудов и вдохновения» (Осень в Михайловском)
Задача: познакомить с образом осени в стихах А.С. Пушкина в изобразительном искусстве и в музыке русских композиторов.
- М. Мусоргский «В деревне» | вокализация темы, слушание, использование других видов исп. |
| |
- «Осень, осень» р.н.п. (Хрестоматия 1 кл.) и другие песни об осени | исполнение |
| |
- Г. Свиридов «Осень», «Пастораль» (из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» | слушание, сравнение, сопоставление с поэзией А. Пушкина |
| |
- П. Чайковский «Осенняя песнь» (из цикла «Времена года») | слушание, сравнение, сопоставление с поэзией А. Пушкина |
| |
- В. Локтев «Песня о России» | |
Предлагаем совершить несколько увлекательных уроков – путешествий по местам, которые дороги сердцу каждого русского человека, по местам, которые связаны с именем «солнца русской поэзии» Александра Сергеевича Пушкина.
Первое путешествие – в родовое имение семьи Пушкины – Михайловское, что находится на Псковщине, куда в 1824 году (на 2 года) по приказу царя Александра I был сослан Александр Сергеевич.
Можно рассказать о первых днях пребывания поэта в Михайловском (информация для учителя).
Открываем учебник на с. 42. Каждому развороту предпосланы пушкинские строки – поэтический эпиграф.
Предлагаем вспомнить знакомые стихи Пушкина об осени.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
***
Унылая пора! Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В сенях их ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Рассматриваем картину В. Попкова. Молодой Пушкин на фоне русского осеннего пейзажа. Живописное полотно проникнуто лирической интонацией: мягкие линии горизонта, плавный изгиб реки, яркие «золотые пятна» деревьев, одинокая фигура поэта у колонны дома.
Какое эмоциональное состояние Пушкина изображает художник на этой картине? О чём думает (мечтает, размышляет) поэт?
(Объем материала для слушания учитель может определить сам).
М. Мусоргский «В деревне». Пропеваем тему (с. 43). Мелодия близка протяжной русской народной песне.
Вопросы перед слушателем:
Сколько образов – один или несколько?
(песня, плясовые наигрыши, перезвон бубенцов).
Какой принцип развития положен в основу пьесы – повтор, контраст, вариативность?
(контраст песенности и танцевальности, контраст мажора и минора, контраст выразительности и изобразительности).
Вспоминаем знакомые песни об осени.
Предлагаем послушать 3 пьесы об осени. Какое из сочинений наиболее созвучно настроению стихов поэта?
«Осень» Г. Свиридова – песенная мелодия, волнообразное движение минорный лад, тоскливый и задушевный тембр солирующей скрипки.
«Осенняя песня» П. Чайковского – напевные, никнущие, стонущие интонации, диалог голосов, преобладает минорный лад, трехчастная форма.
«Пастораль» Г. Свиридова (напоминаем, что «пастораль» - музыкальное произведение, связанное с изображением сельской жизни, природы) – задушевная песенная мелодия, светлый колорит, переменный лад, повторение главной темы и ее отдельных интонаций разными группами симфонического оркестра, контрасты динамики).
Дальнейшее разучивание народных песен и песен о России.
Д/з:
Прочитать «Сказку о царе Салтане» и «Сказку о рыбаке и рыбке».
6. «Что за прелесть эти сказки»
Задача: обобщить знания учащихся о сказочных образах в творчестве А. Пушкина. Познакомить со сказочными образами Пушкина в муз.
- С. Прокофьев «Сказочка) (из цикла «Детская музыка») | слушание |
| |
- Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда» симфоническая картина из оперы «Сказка о царе Салтане» (вступление, город Леденец, белка, богатыри, Царевна – Лебедь) | слушание |
| |
- «Белка», «Царевна – лебедь», «Колыбельная нянюшек» | разучивание вокальных вариантов |
| |
- «Сказка о рыбаке и рыбке» | работа в тетради (речевая и двигательная импровизации) |
| |
- Песни о сказках | исполнение |
Открываем разворот учебника «Что за прелесть эти сказки».
Рассматриваем «палехскую шкатулку «Сказки Пушкина», героев пушкинских сказок – сидящую на ветвях дерева Русалку, учёного кота, могучих богатырей, волшебника Черномора, Бабу-Ягу в ступе, Царя Салтана; иллюстрацию И. Билибина (с. 49), найдут на ней самого поэта.
Читаем текст на с. 48.
Учитель играет на фортепиано начало пьесы «Сказочка». Какой зачин сказок созвучен такому звучанию («Скоро сказки сказываются, нескоро дело делается», «Жили были дед да баба и была у них…», «В некотором царстве, в некотором государстве» и др.). В музыке изображается неторопливое монотонное движение в аккомпанементе, имитирующее движение спиц или вязального крючка. Под эту музыку в воображении может возникнуть картина: няня поэта – Арина Родионовна словно собирается с мыслями, решая какую из сказок рассказать Александру Сергеевичу под завывание осеннего ветра или зимней вьюги. (слушаем пьесу).
Великий музыкальный сказочник Н.А. Римский-Корсаков в опере «Сказка о царе Салтане» с помощью симфонического оркестра создаёт музыкальные картинки. Одна из них «Три чуда». Как звучит вступление к картине? (учитель играет на фортепиано). Оно звучит как призыв слушателей к вниманию своеобразным «зазывом» полюбоваться очередным чудом. Этот приём композитор заимствовал у народного театра. Тембр какого инструмента соответствовал бы призывному характеру иллюстраций? (медный духовой инструмент – труба).
Напоминаем, что действие картины происходят в сказочном городе Леденце. Поэтому после сигналов вступления музыка будет рисовать образ волшебного города (праздничный перезвон колоколов, фанфары городских глашатаев, сказочное звучание струнных с арфой и колокольчиков.
Вспоминаем, о каких чудесах рассказывается в сказке Пушкина. Предлагаем, слушая музыку определить последовательность их появления (белка, богатыри, Царевна – Лебедь).
«Белка» - композитор использует мелодию русской народной песни – пляски «Во саду ли, в огороде», она повторяется несколько раз (вариации). Тему исполняет флейта-пикколо («и с присвисточкой поёт») которой аккомпанируют другие деревянные со струнными пиццикато («щипком»), подражая звучанию русских народных инструментов (домрам, балалайкам). Сказочный оттенок придаёт и звучание ксилофона.
Второе чудо – выходящие из морских волн тридцать три богатыря, «с ними дядька Черномор». Этот образ рисуется аккордовой маршевой темой медными духовыми на фоне нисходящих фигураций струнных и «свистящих» пассажей духовых.
Третье чудо – Царевна-Лебедь. Вначале звучит причудливая тема Лебедь птицы, затем возникает песенная тема (чудесное превращение Лебеди в девушку – царевну). С образом доброй волшебницы Лебеди связана центральная идея оперы – торжества светлого начала над тёмными силами, победа добра над злом. Тему царевны – Лебедя исполняют различные инструменты – деревянные, духовые, арфы, скрипки.
Завершается картина «Три чуда» стремительной и праздничной музыкой. Снова звучит тема трубного сигнала.
Разучиваем вокальные варианты тем «Белка», «Царевна – Лебедь», а также «Колыбельную нянюшки».
В «Колыбельной» обратить внимание на распевки, в «Белке» - на различные варианты мелодии, народность интонаций, на инструментальный («нечеловеческий», «волшебный») тип мелодии у «Царевны – Лебеди».
Выполняем задания в тетради (с. 14-15) на развороте «Сказка о рыбаке и рыбке».
Исполняем песни «Сказки гуляют по свету» В. Птичкина, «Песню – спор» Г. Гладкова и др.
7. «Музыка на ярмарочном гулянье»
«Пушкин и Святогорский монастырь»
Задача: познакомить с атмосферой ярмарок в Святогорском монастыре, которые любил посещать А.С. Пушкин.
- Русские народные песни, наигрыши, П. Чайковский «Мужик на гармошке играет», «Камаринская», «Русская песня» | исполнение, слушание |
| |
- П. Чайковский хор «Девицы красавицы», «Уж как по мосту мосточку» из оперы «Евгений Онегин | разучивание, инсценировка |
| |
- П. Чайковский Симфония № 4 IV часть Н.А. Римский-Корсаков «Проводы масленицы» сцена из оперы «Снегурочка» | слушание, исполнение |
| |
- М. Мусоргский «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» | слушание |
| |
- Темы знакомых увертюр и вступления к ним | слушание |
Из Михайловского Пушкин любил ходить в Святогорский монастырь, посещать ярмарки, проходившие в монастыре.
Читаем текст на с. 52. Рассматриваем картину Б. Кустодиева «Ярмарка».
Обращаем внимание на многоцветье этого живописного полотна.
Какая музыка могла бы озвучить эту картину? (слушаем и исполняем знакомые произведения).
Народные песни использовал П.И. Чайковский в опере на сюжет романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Разучиваем, передаём содержание выразительными движениями.
«Девицы красавицы» можно разучить с ансамблем девочек на 2 голоса (с. 53).
Вспоминаем произведения русских композиторов, в которых «цитируются» подлинные народные напевы.
Святогорский монастырь, в котором часто бывал Пушкин, славился своей звонницей.
Читаем текст на с. 54.
М. Мусоргский в оперу «Борис Годунов» включил симфонический эпизод «Великий колокольный звон» под который происходит венчание Бориса Годунова на царство.
Обращаем внимание на то, что колокольный звон изображен тембрами инструментов симфонического оркестра, он то тревожный, то торжественный, то радостный.
Рассматриваем келью монаха – летописца Пимена (с. 55).
Атмосфера древней старины получила свое воплощение во вступлении к опере «Борис Годунов».
Пропеваем эту суровую, сдержанную, русского склада мелодию.
Слушаем, следим за развитием этой мелодии, за тем как «поёт» её оркестр.
Предлагаем представить себя в роли дирижёров.
Напоминаем, что и вступление и увертюра к опере (балету, мюзиклу) создают обобщенный образ событий, которые будут происходить в музыкальном спектакле. Вспоминаем темы знакомых вступлений или увертюр («Рассвет на Москве-реке, «Океан – море синее», увертюры к опере «Руслан и Людмила», «Свадьба Фигаро», вступление к балету «Спящая красавица»).
Д/з:
Подготовить чтение любимых стихов Пушкина. Школьники, которые могут играть на каких либо музыкальных инструментах могут принять участие в создании сценария следующего урока.
8. «Приют сияньем муз одетый…»
«Пушкин в Тригорском»
Задача: познакомить со светской музыкой пушкинской поры.
- М. Глинка романс «Венецианская ночь» (сл. И. Козлова) | разучивание |
| |
- М. Глинка романс «Жаворонок» (сл. Н. Кукольника) | исполнение |
| |
- Музыка в исполнении учащихся музыкальных школ | слушание |
| |
- М. Яковлев песня-романс «Зимний вечер» (стихи А. Пушкина) | разучивание |
В нескольких верстах от Михайловского находится другое имение – Тригорское, которое часто посещал Пушкин. В имении местной помещицы Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф в просторном и гостеприимном доме собиралась молодёжь, друзья и знакомые, чтобы увидеть и услышать Пушкина, который всегда был в центре этих собраний.
Читаем текст на с. 56.
Везде, везде в душе моей
Благословлю моих друзей.
Нет, нет! Нигде не позабуду
Их милых, ласковых речей.
Вдали, один, среди людей.
Воображать я вечно буду
Вас. Тень прибрежных ив,
Вас, мир и сон Тригорских нив.
И берег Сороти отлогий,
И полосатые холмы,
И в роще скрытые дороги,
И дом, где пировали мы –
Приют, сияньем муз одетый…
В то время был очень популярен романс «Венецианская ночь, на стихи поэта Ивана Козлова – друга Пушкина. Пели его на итальянскую мелодию. На эти же стихи написал и свой романс М. Глинка, современник Пушкина. Разучиваем. Можно вспомнить и другой романс Пушкина «Жаворонок».
На дружеских встречах Пушкин читал стихи, молодёжь танцевала (полонезы, вальсы, мазурки, котильоны, играла на фортепиано произведения различных композиторов – Моцарта, Гайдна и др.).
(Музыкальные произведения могут прозвучать в исполнении школьника).
Можно разучить песню-романс «Зимний вечер», которую сочинил лицейский друг поэта Михаил Яковлев.
Вот и закончились наши путешествия. Всё это время с нами были стихи поэта и музыка.
Рассматриваем один из самых известных портретов поэта кисти художника О. Кипренского (с. 57).
Только ли Пушкин изображён на этом живописном полотне?
(Статуя Музы и лирой в руках слева от поэта).
Муза и лира - вечные спутники поэта – присутствуют во множестве стихов Пушкина.
И Музы вечная со мной!
Хвала тебе, Богиня!
***
Служенье Муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво.
***
Дана мне Лира от богов
Поэту дар бесценный…
***
И долго буду тем любезен я народу
Что чувства добрые я лирой пробуждён
Вывод: музыкальность пушкинской поэзии не могла оставить равнодушными многих композиторов, которые «припадали» к поэзии великого русского поэта как к чистому и неиссякаемому источнику вдохновения, добра и красоты.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
9. «Композитор – имя ему народ»
Задача: познакомить с песнями разных народов мира, посвященных красоте родного края. Обобщить знания о русских народных инструментах.
- Народные песни русские – «Ты река моя реченька» «Во поле берёза стояла» «У зари-то зореньки» украинская – «Веснянка» белорусская – «Реченька» узбекская – «Аисты» грузинская – «Солнце, в дом войди» японская – «Вишня» и др. | исполнение, разучивание, игра на ДМИ |
| |
- П. Чайковский Концерт № 1 для фортепиано с оркестром III часть - Г. Свиридов «Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни» (Фонохрестоматия 1 кл. кассета 3) и др. | слушание |
| |
- Народные инструментальные наигрыши | определение на слух инструментов |
| |
- Современные трактовки народных песен (в исполнении ансамбля «Коляда» и др.) | слушание, исполнение |
| |
- «Камаринская» («Калинка», «Светит месяц») | игра на ДМИ |
Начинаем урок со звучания народной песни или наигрыша. Читаем текст на с. 60. Вспоминаем знакомые и учим новые народные песни. Все эти песни объединяет любовь к природе, к красоте родного края.
В процессе разучивания обращаем внимание на интонации, ритмы, ладовую окраску, форму, композицию.
Стараться учить без сопровождения как этого требуют фольклорные традиции, подстраивая и «сочиняя» свои подголоски «вторы». Песни можно сопровождать звучание простейших инструментов (бубны, ложки, треугольник).
Напоминаем, что народные песни служили источником творчества композиторов (интонирование и музыка в народном духе). Вспоминаем знакомые произведения.
Не только песне, но и музыкальные инструменты дошли до нас из прошлого. Читаем текст на с. 62, рассматриваем репродукции и фотографию (балалайка, домра, баян, трещотка).
М. Нестеров «Лель» - обращаем внимание на песенность, лирическую интонацию. Покоем и тишиной веет от плавных линий картины (берег, небо, линия леса), цветовых контрастов (небо, река, берёзы, золото осенней листвы), неспешной поступи Леля, задумчивость «неяркой русской природы»).
Вспоминаем знакомые легенды, сказки, мифы о народных музыкантах.
Слушаем произведения, звучащие в I четверти и составляющие «золотой фонд» (по желанию учащихся и по выбору учителя.
Предлагаем определить тембры голосов русских народных инструментов (фонохрестоматия 1 кл. кассета 3).
Подчеркнуть мысль, что многие исполнители используют принцип варьирования главной мелодии, благодаря чему образуется форма вариации, традиционная для инструментального музицирования.
Можно исполнить с детьми мелодии русских народных песен в форме вариаций.
Можно послушать (или спеть) современные трактовки народных песен из домашних фонотек учащихся.
10. «Оркестр русских народных инструментов»
Задача: познакомить с выразительными возможностями оркестра русских народных композиторов.
- «Народные наигрыши» | слушание (викторина) |
| |
- «Светит месяц» (в исп. рус. нар. оркестра) | слушание, игра на воображаемых инструментах |
| |
- П. Чайковский «Камаринская», «Мужик на гармонике играет» (из «Детского альбома») | игра на ДМИ, пение, пластическое интонирование |
| |
- Н. Римский-Корсаков «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» | игра на ДМИ, пение, пластическое интонирование |
| |
- «Музыкант – чародей» белорусская народная песня | Чтение |
| |
- «Волшебный смычок» норвежская народная Е. Зарицкая «Музыкант» (сл. В. Орлова) Р. Бойко «Скрипка» (сл. И. Михайлова) В. Кикта «Слон и скрипочка» (сл. В. Татаринова) | |
| |
Беседуем о музыкальных впечатлениях в каникулы. Какую роль выполняет в мультфильмах кинофильмах, в театре на празднике? Слышали ли учащиеся народную музыку? Каких жанров? Кто её исполнял? Какие знакомые народные песни хотели бы исполнить на уроках?
Предлагаем провести викторину из фрагментов русских народных наигрышей в исполнении народных инструментов (Фонохрестоматия 1 кл. кассета 1) – баяны, балалайки, домры, гусли, ансамбли рожечников, ложкарей пр.). Слушаем «Светит месяц», определяем инструмент.
Играем вариации.
Какие инструменты входят в состав оркестра русских народных инструментов?
Так же как и в симфоническом оркестре, русские народные инструменты объединяются в группы – струнные, духовые, ударные (клавишные). (Методичка с. 115).
Предлагаем определить принадлежность знакомых русских народных инструментов к той или иной оркестровой группе.
Читаем текст на с. 67.
Рассматриваем иллюстрации (с. 64). На этих ярких красочных изображениях запечатлены сценки из крестьянской жизни. С какой из картин «звучит» лирическая песня, а с какой – задорная пляска?
Народные инструменты пользовались большой популярностью в крестьянской среде, помогали «изливать» в нехитрых напевах и наигрышах чувства и мысли простых людей.
Исполняем по ритмической партитуре (она заранее записана на доске) или по слуху знакомые произведения, используя простейшие музыкальные инструменты.
Можно разделить класс на группы, часть класса поёт, часть – играет, часть исполняет выразительные танцевальные движения и движения имитирующие игру на музыкальных инструментах.
Читаем текст, а затем сказку «Музыкант – чародей» на с. 66.
Главная мысль сказки: сила музыки в её красоте и правдивости.
Музыкант в сказке играл на старинном музыкальном инструменте, который назывался гудок, но по внешнему виду напоминал скрипку. На гудках играли странствующие музыканты, скоморохи.
По содержанию близка сказке знакомая детям норвежская народная песня «Волшебный смычёк». Исполняем её.
Вспоминаем и другие песни.
18