СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка в 5 классе по УМК Spoptlight

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье речь идет о развитии читательской грамотности обучающихся 5 класса на примере текстов из УМК Spotlight. Дан обзор используемых в УМК текстов различных форматов и умений, развиваемых при работе с данными текстами.  

Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской грамотности на уроках английского языка в 5 классе по УМК Spoptlight»

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка по УМК Spotlight


Читательская грамотность – одна из важнейших компетенций в современном мире. Это - базовое направление функциональной грамотности.

Читательская грамотность - способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества.

Умение читать быстро способствует охвату большего объеме информации, а умение извлечь смысл из прочитанного, сформировать свое отношение к прочитанному, интерпретировать и применить на практике полученную информацию – это залог качества полученной информации и, как итог, качества нашей жизни.

С понятием читательской грамотности неразрывно связано понятие смыслового чтения, которое предполагает умение определить тему текста, спрогнозировать содержание текста по заголовку, выделить основную мысль и важные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую связь между фактами, их логическую последовательность.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Смысловое чтение относится к метапредметным результатам, поэтому его составляющие будут в структуре всех универсальных учебных действий (УУД).

Обучение смысловому чтению на уроках английского языка происходит гораздо больше и шире, чем на уроках родного языка. Чтение на уроках иностранного языка является не только целью, но и средством обучения. Именно поэтому так важно научить обучающихся осмысленно читать тексты любого формата (несплошной текст, таблица, график, схема, письма, рекламные объявления, записки, открытки, карты, сплошной текст).

Так, обучающиеся 5 класса, изучая английский язык по УМК Spotlight имеют достаточно возможностей познакомиться с разнообразием форм текстов. Задания по чтению представлены в УМК в виде:

- таблиц (Расписание занятий – необходимо изучить таблицу и определить время начала и окончания уроков, количество уроков, набор занятий в течение дня. Данную информацию необходимо интерпретировать и изложить в виде полных предложений: The first lesson is at 8:30. They have got 6 lessons on Monday. The have PE on Monday. На основе данного упражнения обучающиеся самостоятельно создают свою таблицу с расписанием и комментируют ее.) e.g. ex 3, p. 26;

- краткие сообщения, записки, заметки (Записки на классной доске – необходимо выбрать записки, адресованные конкретным персонажам, по конкретному содержанию, интерпретировать краткую запись в полные предложения, составить подобные записки для своих одноклассников) e.g. ex 4, p. 26-27;

- анкеты и формуляры (A Fact File/A Registration Form – несплошной текст с рубриками и информацией по каждому пункту – необходимо понять рубрики и соответствующую информацию, интерпретировать ее в полные предложения, ответить на вопросы по содержанию, проверить правильность извлеченной информации в тексте с ошибками, что развивает умение самоконтроля.) e.g. ex. 1-2, p. 30;

- схемы (Схема о системе образования в Британии – необходимо понять основную тему представленной информации, применить на практике - соотнести обучающихся разных возрастов со ступенью обучения, соотнести свой уровень образования с данной схемой, составить подобную схему о системе образования в России) e.g. ex. 1-3, p. 31;

- комиксы (Диалоги героев без слов автора – они требуют понимания ситуации общения по визуальным подсказкам, проявления языковой догадки при полном понимании содержания, может быть предложена инсценировка диалогов с акцентом на эмоции героев, создание высказываний по аналогии) e.g. ex. 1, p. 32;

- сплошные тексты (кинообзор – необходимо по сопутствующей картинке предсказать содержание текста, по именам – определить роли, ответить на вопросы по содержанию текста, найти ключевые слова в тексте, составить план для пересказа, пересказать текст, высказать свое отношение к просмотру данного фильма. Данные тексты так же дают возможность отработать технику чтения, произношение, интонацию и фразовое ударение при чтении вслух) e.g. ex. 4-6, p. 37;

- карты (карта страны изучаемого языка с нанесенной информацией о географических объектах, достопримечательностях – необходимо извлечь страноведческую и культурологическу информацию, у учеников создается графический образ страны, расширяется словарный запас и эрудиция обучающихся, развивается умение ориентироваться в карте, ученикам необходимо интерпретировать информацию, рассказать о расположении населенных пунктов) e.g. ex. 1, p. 43;

- объявления (объявление о продаже дома – несплошной текст с пропусками, которые необходимо заполнить информацией. Ученикам необходимо определить тему текста, по указанным данным сделать предположения о недостающей информации, создать подобное объявление о своем доме) e.g. ex. 6, p. 47;

- пост на форуме (небольшое по объему высказывание личного характера о доме – ученикам необходимо по заголовку предположить ключевые слова, детально понять содержание, продемонстрировать ответную реакцию, выбрать факты из текста в соответствии с категориями, соотнести информацию с графическим вариантом (планом дома) e.g. ex. 1-4, p. 51;

- записи в дневнике (семейный альбом с личными пометками о членах семьи – ученикам необходимо понять общее содержание текста, затем извлечь запрашиваемую информацию, соотнести ключевые характеристики и персонажей) e.g. ex. 1-4, p. 56-57;

- справочные и энциклопедические статьи ( Статья из детской энциклопедии о животных – необходимо по заголовку текста предположить о каких животных пойдет речь, придумать вопросы по теме текста, прочесть текст и проверить, есть ли в нем информация для ответа на эти вопросы, выбрать информацию о жизни животных, выбрать новую информацию, пересказать ее) e.g. ex. 3-5, p 66;

- электронные личные письма ( электронное письмо – необходимо определить формат текста, его отличительные характеристики, структурные и стилистические особенности, необходимо выделить структурные элементы текста, логически соотнести их, выстроить в правильной последовательности, необходимо понять основное содержание письма, соотнести описание героев с их изображением) e.g. ex. 2-3, p 80;

- открытка ( почтовая открытка - необходимо определить формат текста, его отличительные характеристики, структурные и стилистические особенности, необходимо выделить структурные элементы текста, логически соотнести их, выстроить в правильной последовательности, необходимо извлечь запрашиваемую информацию, необходимо понять эмоции и настроние автора открытки) e.g.ex. 3-4, p 90:

- меню (меню блюд на вынос – необходимо отличить формат текста, его структурные особенности, интерпретировать полученную информацию, используя ее в диалоге) e.g.ex. 3, p 102;

- вывески, знаки (вывески, регулирующие правила поведения – необходимо понять информацию, преданную в сжатой форме, необходимо интерпретировать информацию в полные предложения с учетом грамматических правил) e.g. ex. 4, p. 114, ex. 5, p. 117;

- рекламные тексты (реклама отдыха – необходимо понять общее содержание и извлечь необходимую информацию, найти конкретные факты (название мест, отелей, средств передвижения), подобрать место отдыха для персонажей в зависимости от их предпочтений) e.g.ex. 3, p. 116.

Таким образом, в УМК представлен широкий ассортимент текстов разных форматов. Такое разнообразие создает возможности для развития способностей смыслового чтения при работе с учебными текстами на английском языке, помогает учащимся овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Современные реалии требуют, чтобы ученики успешно использовали полученные знания, умения и навыки не только в процессе учебной деятельности, но и в реальных жизненных ситуациях.