З. Б. Рожкова
ГБПОУ КК КПК, г. Краснодар, Краснодарский край
Научный руководитель Е. В. Гассий
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ в ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО
Современное общество отличается ускорением темпа жизни и многообразием ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Такое многообразие ритмов обусловлено социальными проблемами из-за чего создается непонимание в отношениях ребенка с миром, родителями и самим собой. Значительную роль в создании благоприятных условий для комфортных отношений ребенка с социальной средой и с окружающими людьми играет система образования, обеспечивающая ритмизацию жизненного пространства детей, что является основой их здоровья, интеллектуального благополучия, эмоционального, физического и эстетического развития.
Вопрос ритма и его влияния на развитие человека всегда интересовал педагогов, философов, психологов и представителей других наук, и в настоящее время находит все больше сторонников среди работников дополнительного образования. Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства, развивает вкусы, интересы, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени и является природным качеством человека.
Проблема формирования музыкальных способностей школьников, заключается в том, что не все современные образовательные программы нацелены на создание ритмически организованной среды, чувство ритма как качество личности практически не рассматривается в программах, и не ставятся задачи по его развитию. Однако необходимо отметить, что практически в рамках всех программ можно осуществлять организацию по развитию чувства ритма, а на уроках фортепиано имеется потенциальные возможности по осуществлению работы в данном направлении. Для решения данной проблемы мы определили цель нашего исследования, связанную с элементарным музицированием школьников на уроке музыки в музыкальной школе.
Цель – изучить эффективные условия развития чувства ритма для формирования музыкально-слуховых способностей у детей на уроках фортепиано.
Задачи:
1. Изучение научной, психолого-педагогической литературы. Раскрыть сущность понятий «чувство ритма», «музыкальный ритм»;
2. Проанализировать понятие «ритмический слух» как основа музыкальности;
3. Рассмотреть особенности развития чувства ритма у школьников в процессе музицирования на уроке фортепиано;
4. Этапы и методика обучения чувству ритма на уроках фортепиано.
Воспитание и привитие художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку – вот главная задача родителей и педагогов, которая является актуальной и сегодня. Для осуществления этих целей необходимо комплексное воздействие на ребенка основных видов музыкальной деятельности: пения, музыкально-ритмического движения, слушания музыки, игры на музыкальном инструменте. Таким образом, выбранную тему исследования мы считаем актуальной.
Развитие чувства ритма приводит нас к понятию – чувство музыкального ритма. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.
Основным признаком музыкальности считается эмоциональная отзывчивость на музыку, т.е. способность её переживания, а также музыкальный слух и чувство ритма. Ритм же – одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно: помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей; развивает познавательные способности; воспитывает активность, дисциплинированность. Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка.
Воспитание музыкальной культуры учащихся происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.
Список использованных источников:
Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие для педагогических институтов / О. А. Апраксина. - Москва: Просвещение, 1983. - 222 с.
Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. - Электрон. дан. - М. : Рос. гос. б-ка, 1997- . - Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.