муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 65»
Зорге, 149, тел 8(383)3421720 факс 8(383)2150154 s_65.edu54.ru , [email protected]
| «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ № 65 Алексеев В.В. От____августа 2020г. |
Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционального интеллекта у учащихся, группы повышенного внимания.
Педагог-психолог Федорищева Ю.Д.
Цель программы: развитие эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению.
Задачи программы: Формирование положительной мотивации учащихся;
Знакомство с основными эмоциональными состояниями и их признаками, расширение «эмоционального словаря»;
Развитие внутриличностного эмоционального интеллекта: способности осознавать и понимать свои эмоции; способности управлять своими эмоциями;
Развитие межличностного эмоционального интеллекта: способности осознавать и понимать эмоции других людей; способности влиять на эмоции других.
Данная программа состоит из 10 занятий.
Занятия проводятся раз в неделю, продолжительность 40 минут.
Занятие 1. Цель: изучение перечня основных эмоций; развитие способности понимать свои чувства и причины, их вызывающие.
Знакомство, объявление содержания программы.
Введение правил поведения:
1. Искренность (Я стараюсь говорить максимально искренне);
2. «Здесь и сейчас»: говорится только о том и обсуждается то, что происходит именно
сейчас;
3. Персонификация высказывания: Я говорю «Я», а не «Мы» или «Все» - это значит, что я несу ответственность за свои слова, высказываю собственную точку зрения;
4.Невынесение проблемы за пределы круга (Все, что я здесь говорю и слышу, не выносится за пределы круга);
5. Безоценочность (Я не оцениваю суждения и поведение других участников);
6. Активность.
Упражнение «Через пороги».
Цель: Развитие доверия, тренировка умения управлять другим человеком и
действовать по командам партнера.
Участники садятся в свободный круг диаметром не менее 4 —5 метров. Один доброволец изображает «корабль, идущий через каменистые пороги», второй —
«капитана корабля». Пороги изображаются с помощью 5 —6 стульев, выставленных в середине круга, туда же выходят еще несколько желающих, изображающих «скалы».Задача «корабля» —пройти с закрытыми или завязанными глазами через эти препятствия в «гавань» (к участнику, расположенному с противоположной стороны круга).
«Капитан» руководит его движениями, подавая команды с помощью голоса. Потом партнеры меняются ролями.
Игра может повторяться несколько раз с различными добровольцами.
Обсуждение. Кому больше понравилась роль «корабля», а кому «капитана», чем именно? Какие эмоции возникали в одной и в другой роли? Что за качества должен
проявлять один и другой партнер для успешного выполнения этого задания, в каких реальных жизненных ситуациях нужны такие же качества?
Упражнение «Лучшее о себе»
Цель: Позитивное самораскрытие участников, повышение самооценки и уважительного отношения к себе.
Каждого из участников просят вспомнить и записать:
Три своих сильных качества, достоинства.
Три хороших поступка, совершенных на протяжении последней недели. Потом каждый из участников поочередно озвучивает перед всей группой свои сильные качества и хорошие поступки. Это делается громко, гордо, уверенно. Каждый участник после выступления награждается аплодисментами.
Обсуждение. Какие переживания возникали при необходимости публично рассказывать о своих достоинствах, было ли это некоторым участникам сложно, если да, то с чем это связано? Почему хвастаться обычно не принято?
Когда действительно лучше избегать рассказов о своих достоинствах, а когда оказывается верна присказка «сам себя не похвалишь—никто не похвалит»?
Упражнение «Перечень эмоций». Цель: Изучение перечня основных эмоций
Каждому участнику раздается таблица с перечнем эмоций, каждая из которых
обсуждается. После этого участникам дается задание: записать те эмоции, которых, по их мнению, не хватает в списке.
Перечень эмоций:
Злость
Потерянность
Гнев
Дезориентация
Возмущение
Ненависть
Ощущение ловушки
Обида
Одиночество
Сердитость
Изолированность
Досада
Грусть
Раздражение
Горе
Мстительность
Угнетенность
Оскорбленность
Мрачность
Воинственность
Отчаяние
Бунтарство
Депрессия
Сопротивление
Опустошенность
Зависть
Беспомощность
Надменность
Слабость
Неповиновение
Ранимость
Презрительность
Угрюмость
Отвращение
Серьезность
Подавленность
Уязвленность
Разочарование
Подозрительность
Боль
Циничность
Настороженность
Застенчивость
Озабоченность
Чувство отсутствия к вам любви
Тревожность
Покинутость
Страх
Болезненность
Нервозность
Трепет
Удрученность
Обеспокоенность
Усталость
Испуг
Глупость
Тревога
Апатия
Волнение
Самодовольство
Стресс
Скука
Боязнь
Истощение
Ужас
Расстройство
Упадок сил
Ощущение угрозы
Сварливость
Ошеломленность
Нетерпеливость
Опасение
Вспыльчивость
Уныние
Тоска
Ощущение тупика
Хандра
Запутанность
Стыд
Ущемленность
Униженность
Смущение
Безобидность
Стыд
Мечтательность
Неудобство
Очарование
Вина
Сожаление
Признательность
Укоры
совести
Надежда
Заинтересованность
Скорбь
Заинтригованность
Отчужденность
Увлеченность
Неловкость
Оживленность
Удивление
Живость
Шок
Спокойствие
Поражение
Удовлетворенность
Остолбенение
Облегчение
Изумление
Потрясение
Расслабленность
Довольство
Сильное желание
Комфорт
Энтузиазм
Сдержанность
Взволнованность
Восприимчивость
Возбужденность
Прощение
Принятие
Эйфория
что вас любят
Трепет
Безмятежность
Дух соперничества
Расположение
Твердая уверенность
Обожание
Решимость
Восхищение
Уверенность в себе
Благоговение
Дерзость
Любовь
Готовность
Привязанность
Оптимизм
Безопасность
Удовлетворенность
Уважение
Гордость
Дружелюбие
Излишняя сентиментальность
Симпатия
Счастье
Сочувствие
Радость
Нежность
Блаженство
Великодушие
Забавность
Другие:
(запишите те эмоции, которых, по вашему
мнению, не хватает в списке)
Восхищение
Триумф
Удовольствие
Упражнение «Эмоциональная компетентность».
Цель: Развитие способности понимать свои чувства и причины, их вызывающие.
«Эмоции» относятся к ментальным и физическим состояниям, определяемым как
чувства. Очень часто вы испытываете трудности, пытаясь описать словами, что испытываете. Причина этого кроется в вашем мозге, который дезориентируется в ваших эмоциях и выдает сразу несколько реакций на одно ваше состояние. Чувства не только частично совпадают и смешиваются, существуют сотни эмоций, у каждой из них несколько уровней интенсивности, так что достижение эмоциональной осознанности превращается в нелегкую задачу. И все же, чем лучше вы будете разбираться в том, что формирует ваше настроение и состояние, тем шире станут ваши возможности управлять своим поведением. Благодаря этому вы добьетесь большей эффективности, продуктивности и уверенности в себе. И как только вы придете к осознанию своих эмоций и поведения, начнете намного лучше понимать, что движет поступками людей вокруг вас. Обладая этими знаниями, вы улучшите отношения с окружающими и главное –станете счастливее. Эмоциональная компетентность играет ключевую роль в улучшении уровня жизни.
В течение двух недель постоянно носите с собой часы или дорожный будильник. В
часы, указанные ниже в таблице, записывайте:
1) чем вы занимаетесь и с кем (работаете один, разговариваете со своей семьей, посещаете рабочую встречу, проводите рабочую встречу, ведете машину, обедаете с другом и т. д.) и
2) эмоцию/эмоции, которые вы испытываете в этот момент.
Разберитесь в своих эмоциях: перечень чувств, который мы с вами уже изучили, поможет вам научиться распознавать и понимать свои эмоции. Не обязательно точно
придерживаться точного графика. Намного важнее начать распознавать свои эмоции и определить, какие обстоятельства вызывают те или иные ваши реакции. Однако необходимо оценивать то, что вы чувствуете непосредственно в момент, когда ощущаете эмоцию, не полагаясь на свою память.
Эмоциональная компетентность –это искусство идентифицировать свои чувства в момент, когда вы их испытываете, и в результате лучше понимать свое поведение и рационально выбирать свои реакции.
Запомните: вы стараетесь понять свои чувства. Вам не нужно менять их. Они не могут
быть «правильными» или «неправильными». Следовательно, в первую очередь необходима честность. Одного осознания эмоций может быть достаточно для того, чтобы рассеять или увеличить эмоциональную реакцию. Вы можете обнаружить, что со временем интенсивность определенных настроений уменьшается, а сила других -приятных ощущений -увеличивается. Вот почему эмоциональная компетентность помогает нам во всех аспектах личностного роста.
Занятие 2
Цель: Развитие способности распознавать эмоции удовольствия; тренировка
выражения эмоций удовольствия. Упражнение «Мои сильные стороны»
Цель: Развитие способности уважать и принимать себя и свои поступки.
Упражнение может выполняться устно или письменно. Каждый участник тренинга
рассказывает по кругу о своих сильных сторонах характера. После самопрезентации каждого группа аплодирует.
Упражнение «Эмоции удовольствия». Цель: Развитие способности распознавать эмоции удовольствия.
Давайте начнем с сенсорных удовольствий. Есть вещи, которые мы ощущаем приятными на ощупь; мы также можем испытывать удовольствие от чужого прикосновения, особенно когда оно исходит от того, о ком мы заботимся, и осуществляется с нежностью и лаской. Есть виды, которые приятно созерцать, например красивый вид заката солнца. Есть звуки, которые приятно слышать, например плеск океанских волн, журчание ручья, шум ветра в верхушках деревьев и различные музыкальные мелодии.
Одной из простейших приятных эмоций является веселье. Большинство из нас испытывают веселье от того, что находят смешным; есть очень веселые люди, готовые шутить и развлекаться без устали. Веселье может изменяться по своей интенсивности от слабого до очень сильного, сопровождающегося приступами безудержного смеха и даже
слезами.
Признак удовлетворенности -происходит расслабление мышц лица. С большей вероятностью удовлетворенность может слышаться в голосе.
Возбуждение возникает в ответ на что-то новое и необычное.
Облегчение, часто сопровождающееся глубоким вдохом и выдохом, представляет собой эмоцию, испытываемую нами тогда, когда что-то, вызывавшее у нас сильные эмоции, ослабевает.
Еще одной приятной эмоцией является изумление.
Определяющими характеристиками изумления являются его редкость и вызываемое им ошеломление чем-то непостижимым. Мурашки (гусиная кожа) -появляются при изумлении, и это является одним из самых сильных физических ощущений, ассоциируемых с этой эмоцией.
Восхищение людьми или признание их харизматическими личностями вызывают чувства, родственные изумлению. Восхищение не вызывает тех же внутренних ощущений, которые вызывает изумление, —мурашек по коже, изменений дыхания, вздохов или покачиваний головой. Мы готовы следовать за воодушевляющими нас людьми, мы испытываем преданность им, но, когда мы испытываем изумление, мы держимся спокойно и не чувствуем себя обязанными что-то делать.
Экстаз, или блаженство, т. е. состояние безграничного восторга.
Все эти приятные эмоции мотивируют нашу жизнь, в общем и целом они заставляют нас делать то, что идет нам на пользу.
Как вы думаете, как можно распознать эмоции удовольствия у человека?
Участникам представляется ряд фотографий людей, выражающих эмоции удовольствия. Обсуждаются особенности выражения лиц.
Упражнение «Тренировка эмоций».
Цель: Тренировка выражения эмоций удовольствия.
Потренируйте выражение разнообразных эмоций удовольствия. Простой способ выполнения этого упражнения -брать высказывания из любой художественной книги и говорить их с заданным эмоциональным выражением. Каждая эмоция должна повторяться, пока группа не будет удовлетворена тем, как выступающий её освоил.
Занятие 3
Цель: Развитие способности распознавать эмоции удивления и страха; тренировка выражения эмоций.
Упражнение «Упасть со стула» Цель: Тренировка смелости, решительности.
Для выполнения упражнения понадобится крепкий стул, желательно с мягкой спинкой. Ведущий садится на него, начинает раскачиваться на задних ножках, отклоняется назад и... падает на спину. Добровольцам из числа участников предлагается повторить этот нехитрый трюк. Нужно придерживаться всего двух правил, при соблюдении которых это упражнение вполне безопасно:
Не откидывать голову назад, а падать, наклонив ее вперед, прижав подбородок к груди. Не выставлять назад ладони или локти. Лучше всего сложить руки крест
-накрест на груди. На случай, если кто-то нарушит эти правила, рекомендуется подстелить на место падения мат, хотя при верном выполнении никакой необходимости в нем нет. При демонстрации упражнения ведущим вполне можно ограничиться расстеленной газетой, чтобы не запачкаться об пол.
Обсуждение. Как изменялось эмоциональное состояние участников в разные моменты: когда они смотрели, как упражнение выполняют другие, сами сели на стул и стали готовиться упасть, уже упали, наблюдали после этого за другими участниками? Если кто-то не стал выполнять упражнение, то чем это вызвано —объективными сомнениями в его безопасности, или эмоцией страха? Насколько часто люди отказываются сделать что-либо, руководствуясь страхом? В каких жизненных ситуациях это оправданно, а в каких нет?
Упражнение «Эмоции удивления и страха».
Цель: Развитие способности распознавать эмоции удивления и страха
Удивление -это самая краткая из всех эмоций, длящаяся не более нескольких
секунд. Удивление мгновенно проходит, как только мы осознаем происходящее, и затем превращается в страх, радость, облегчение, гнев, отвращение и т. д. в зависимости от того, что нас удивило, или же после удивления может не наблюдаться никаких эмоций, если мы определим, что удивившее нас событие не имело для нас последствий.
За несколько мгновений до того, как мы понимаем, что происходит, прежде чем мы
переключаемся на другую эмоцию или перестаем испытывать любые эмоции, удивление само по себе может восприниматься как приятное или неприятное.
Страх, который часто приходит на смену удивлению, может быть очень
кратковременным, но он может также сохраняться в течение длительного времени.
Пугающие ощущения классифицируются по трем факторам:
интенсивности —насколько серьезным может оказаться причиненный вред?
времени —является вред немедленным или приближающимся?
возможности противодействия —можно ли предпринять какие-то меры, чтобы
ослабить или предотвратить угрозу?
Имитируйте движения лица, возникающие при страхе. (Вам может понадобиться
зеркало для проверки правильности выполняемых движений.)
Поднимите верхние веки настолько, насколько это будет возможно, и, если
сумеете, слегка напрягите также нижние веки; если напряжение нижних век будет мешать
вам поднимать верхние веки, тогда сосредоточьтесь только на поднятии верхних век.
Позвольте вашей нижней челюсти опуститься и растяните губы по
горизонтали, чтобы ваш рот стал похож на рот водителя грузовика.
Если после нескольких попыток вы не сможете добиться желаемого результата,
то просто оставьте челюсть в опущенном положении и не пытайтесь растягивать губы в горизонтальном направлении.
Подняв верхние веки настолько, насколько это получится, направьте взгляд
прямо перед собой, поднимите брови максимально высоко; попытайтесь
увидеть, сможете ли вы свести брови вместе, сохраняя их в приподнятом состоянии; если вам не удастся сделать и то и другое, то тогда просто сохраняйте в приподнятом состоянии брови и верхние веки.
Обращайте внимание на ощущения, испытываемые вашим лицом, вашим желудком,
вашими руками и ногами. Контролируйте ваше дыхание и отмечайте, становятся ли ваши
лицо и руки холодными или горячими.
Вы можете обнаружить, что ваши руки стали холодными, что вы стали дышать чаще и
глубже, начали потеть и, возможно, вы почувствовали дрожь или напряжение мышц рук и
ног. Вы можете также заметить, что ваша голова или тело начинает отклоняться назад.
Обычно когда вы сильно напуганы, то вы знаете об этом, но вы можете быть менее
знакомы с ощущениями, сопровождающими легкое беспокойство, когда опасность еще далека и не представляется очень серьезной.
Давайте взглянем на фотографии, показывающие легкие признаки страха и удивления
на лице. Глаза играют важнейшую роль в выражениях удивления и страха и именно глаза
позволяют нам правильно различать эти выражения. На первом снимке верхние веки слегка приподняты. Это могло бы быть признаком удивления, но возможно, это просто знак внимания или интереса. На следующем снимке верхние веки подняты сильнее, и теперь вполне вероятно, что лицо выражает удивление, беспокойство или испуг; что именно —будет зависеть от того, что происходит на остальной части лица.
Если расширенные глаза появятся на секунду или две, то вероятнее, что лицо будет скорее удивленным, чем обеспокоенным или испуганным. Обычно верхние веки приподнимаются, нижние веки становятся напряженными и дополняются испуганными бровями. В случае удивления нижняя челюсть опускается, а в случае страха губы оттягиваются назад в направлении ушей.
А теперь подведите итог: как можно распознать эмоции удивления и страха?
Участникам представляется ряд фотографий людей, выражающих эмоции удивления
и страха. Обсуждаются особенности выражения лиц.
Упражнение «Маска удивления».
Цель: Тренировка выражения эмоции удивления, тренировка произвольной регуляции
мимики.
Выполняется сидя или стоя, лучше перед зеркалом. Одновременно с медленным
вдохом поднять брови, как это делает удивляющийся человек. На свободном выдохе
опустить брови.
Упражнение «Многие боятся, а я не боюсь».
Цель: Повышение уверенности в себе, изучение способов преодоления страха.
Каждого участника просят в течение 3 —5 минут придумать как можно больше
вариантов завершения фразы «Многие боятся, а я не боюсь...». Потом они объединяются в
подгруппы по 4 —5 человек, где рассказывают друг другу, какие варианты они предложили, почему многие, с их точки зрения, боятся этого, и с чем связано то, что сами они этого не боятся, как им удается преодолевать свой страх
В каждой из подгрупп выбирается участник, который фиксирует названные способы
преодоления страха. Это обсуждение продолжается 8 —12 мин, потом выступают
представители от каждой из подгрупп, которые рассказывают, какие способы преодоления
страха были упомянуты.Обсуждение. Что нового удалось узнать о самом себе каждому из участников при выполнении этого упражнения? Какие из обсужденных способов преодоления страха представляются наиболее эффективными? Когда вообще возникает необходимость подавлять страх, а когда лучше прислушаться к нему и просто избегать вызывающих его ситуаций?
Занятие 4
Цель: Развитие способности распознавать эмоции гнева; тренировка выражения
эмоции гнева.
Упражнение «Застенчиво, уверенно, агрессивно» Цель: Тренировка разных стилей поведения
Участники разыгрывают сценки конфликтных ситуаций (необходимость вернуть в
магазин некачественный товар, отказать приятелю в какой-либо нетактичной просьбе и т. п., примеры могут предложить сами участники), в которых им дается задание вести себя в соответствии с одним из следующих стилей поведения: Застенчиво: говорить виноватым тоном, тихим голосом, потупив взгляд, не настаивать на своих требованиях, соглашаться с возражениями собеседника, подчеркивать его превосходство над собой («вы лучше знаете», «вам виднее» и т. п.) и свою зависимость от его решения.
Уверенно: говорить спокойно, умеренно-громко, глядя прямо на собеседника,
настойчиво излагать свои требования и при необходимости повторять их, не переходить на обвинения и угрозы, высказываться по существу конфликтной ситуации, не «переходя на личности». Критика допускается, но она должна касаться не собеседника как личности, а конкретных деталей ситуации.
Агрессивно: говорить громко, энергично жестикулируя, выражать возмущение,
формулировать свои требования в форме категоричного приказа, критиковать собеседника
как личность, при возражениях с его стороны немедленно переходить к угрозам
(пожаловаться куда-либо, «устроить проблемы» и т. п.).
Каждая из выбранных сценок проигрывается трижды (1-2 мин/повторение). Тот
партнер, который предъявляет претензии или требует что-либо, в
едет себя в соответствии с одним из этих стилей. Второй партнер, на которого направлены претензии, специальных инструкций о том, как себя вести, не получает, и действует так, как ему представляется наиболее уместным. Остальные участники в это время находятся в роли наблюдателей и получают задание фиксировать все проявления, свидетельствующие о том, к какому стилю относится поведение игроков. После проигрывания каждой сценки они делятся своими наблюдениями.
Обсуждение. Какие чувства возникали у игроков, демонстрировавших застенчивое,
уверенное и агрессивное поведение? А у тех, на кого это поведение было направлено? Что
оказалось более результативным в каждом из выбранных сюжетов и с большей вероятностью позволило бы достигнуть цели, будь это реальная жизненная ситуация? При каких условиях более уместно поведение в соответствии с каждым из этих трех стилей, что за преимущества они дают?
Упражнение «Эмоции гнева»
Цель: Развитие способности распознавать эмоции гнева.
Давайте теперь рассмотрим, как воспринимается гнев изнутри. Вам не нужно
испытывать гнев прямо сейчас, чтобы вы могли сравнить ваши ощущения с типичными ощущениями гнева. Существует важное отличие гнева от печали и горя. Даже фотография совершенно незнакомого человека, испытывающего горе, вызывает у нас озабоченность, чего нельзя сказать о фотографии человека, испытывающего гнев. Если бы вы были в определенной ситуации, когда бы этот гнев был направлен на вас, то вы ощутили бы страх или гнев, но разглядывание фотографии не вызывает у вас таких чувств. Сходным образом
мы чувствуем сострадание, когда видим страдающего человека, хотя даже не знаем причины его страданий; но когда мы видим гнев, нам нужно сначала узнать его источник, чтобы мы могли проявить сочувствие к разгневанному человеку.
Есть два способа, позволяющие вам испытать гнев: один предусматривает
использование воспоминаний, а другой —придание лицу нужного выражения. Постарайтесь вспомнить период в своей жизни, когда вы были настолько разгневаны, что были готовы ударить (или даже ударили) какого-то человека. Если ничего подобного с вами не было, то постарайтесь вспомнить ситуацию, в которой ваш голос звучал слишком громко, а вы произносили слова, о которых позднее сожалели. Так как человек редко испытывает только один гнев, то не исключено, что вы почувствовали страх (перед другим человеком или перед возможностью потери самоконтроля) или отвращение (к другому человеку или к себе за потерю самоконтроля).
Возможно, вы пережили позитивное чувство, например ощущение триумфа. Теперь постарайтесь сконцентрироваться на тех моментах, когда вы испытывали только гнев, и попытайтесь пережить это чувство снова. Вам может показаться полезным зрительно представить себе ту сцену, которую вы вспомнили. Когда вы начнете испытывать гнев, то позвольте ему стать максимально возможно сильным. Приблизительно через тридцать секунд расслабьтесь и проанализируйте то, что вы чувствовали.
Имитируйте движения лица, возникающие при гневе. (Вы можете воспользоваться
зеркалом для проверки того, выполняете ли вы все необходимые мышечные сокращения.)
Опустите брови вниз и сведите их вместе, убедитесь, что внутренние уголки
бровей сдвинуты в направлении носа.
Сохраняя брови в опущенном состоянии, попытайтесь широко открыть глаза,
чтобы ваши верхние веки поднимались в направлении опущенных бровей, придавая
пристальность вашему взгляду.
После того как вы станете уверенно выполнять движения бровями и веками,
расслабьте верхнюю часть лица и сконцентрируйте внимание на его нижней части.
Плотно сожмите напряженные губы, не допуская появления складок, просто сожмите губы вместе. Убедившись, что вы можете правильно выполнять нужные движения нижней частью
лица, опустите брови, сведите их вместе и поднимите верхние веки, чтобы у вас получился пристальный взгляд.
При гневе человек ощущает давление, напряжение и жар. Повышается частота
сердцебиений, частота дыхания и кровяное давление, а лицо может покраснеть. Если вы ничего не говорите, то вы обычно плотно сжимаете зубы и выдвигаете вперед подбородок.
Возникает также импульс, заставляющий вас сделать движение вперед в направлении объекта вашего гнева. Это наиболее типичные ощущения, испытываемые большинством людей. Какие-то из них вы можете испытывать сильнее, чем другие. А теперь вновь попытайтесь почувствовать гнев (используя либо воспоминание, либо движения мышц лица —
в зависимости от того, что работает лучше), не забывая отмечать, ощущаете ли вы тепло,
давление, напряжение и желание сжать зубы.
Чтобы научиться распознавать эмоцию гнева у других людей, посмотрим на снимки.
Опущенные и сведенные брови являются частью выражения гнева на лице.
У человека могут сверкать глаза, что также является признаком гнева. На
разгневанных лицах челюсти плотно сжаты, а зубы обнажены. В случае гнева губы могут
находиться в двух разных положениях. Губы могут быть открыты, придавая рту
прямоугольное очертание. Или же губы могут быть плотно сжаты.
Один из наиболее важных симптомов гнева трудно увидеть на фотографии. Красные
края губ становятся при гневе уже, т. е. губы выглядят тоньше. Это очень явный признак,
который трудно подавить, и он может выдать гнев, даже когда незаметны никакие другие
признаки этой эмоции. Я обнаружил, что он является одним из самых ранних признаков гнева, который становится заметным еще до того, как человек осознает свое разгневанное состояние.
А теперь подведите итог: как можно распознать эмоцию гнева.
Участникам представляется ряд фотографий людей, выражающих эмоцию гнева.
Обсуждаются особенности выражения лиц.
Упражнение «Мое настроение» Цель: Развитие умения выражать свои чувства.
Участникам предлагается представить остальным свое настроение: его можно
нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении -все зависит от фантазии и желания.
Занятие 5 Цель: Развитие способности распознавать и выражать эмоции отвращения и
Презрения. Упражнение «Маска брюзги»
Цель: Тренировка выражения эмоции, тренировка произвольной регуляции мимики.
Углы рта опустите, рот сожмите, мышцы подбородка напряжены.
Упражнение «Эмоции отвращения и презрения»
Цель: Развитие способности распознавать эмоции отвращения и презрения
Отвращение можно описать как проявление антипатии. Вкус чего-то, что вы хотите
немедленно выплюнуть, или даже сама мысль о необходимости съесть что-то подобное способны вызвать у вас отвращение. Запах, который заставляет вас затыкать нос, также вызывает у вас отвращение. И вновь отвращение может возникнуть у вас даже от самой мысли о том, насколько омерзительным является такой запах. Отвращение может вызвать у вас вид чего-то, что вы можете счесть для себя оскорбительным пробовать на вкус или обонять. Вы можете испытывать отвращение к звукам, если они ассоциируются с ненавистным вам событием. Также и прикосновение чего-то противного, например скользкого или студенистого, способно вызвать чувство отвращения.
Не только вкусы, запахи, прикосновения, зрительные образы или звуки способны
вызвать отвращение, но и действия и наружность людей или даже их идеи. Иногда люди
могут иметь отвратительный внешний вид, и смотреть на них бывает просто противно. Некоторые люди испытывают отвращение, когда видят калеку или чело
века с уродливой внешностью. Отвращение может вызывать пострадавший в аварии человек с многочисленными открытыми ранами. Вид крови или работа хирурга, выполняющего операцию, также вызывает у некоторых людей чувство отвращения. Некоторые поступки людей так же выглядят отталкивающе. Человек, мучающий свою собаку или кошку, может быть отвратителен своим соседям.
Другая очень важная функция отвращения состоит в том, чтобы заставлять нас
дистанцироваться от отвратительного и отталкивающего. Очевидно, что никому
не идет на пользу потребление испортившихся продуктов, а социальное отвращение сходным образом изолирует нас от того, что мы считаем предосудительным.
Презрение родственно отвращению, но все же отлично от него.
Отличие презрения от отвращения выглядит следующим образом:
Презрение можно испытывать только к людям или их поступкам, но не ко вкусам,
запахам или прикосновениям. Презрение часто сопровождается гневом —обычно умеренным гневом в виде недовольства, хотя оно может возникать и вовсе без гнева. Иногда гнев человека может чередоваться с отвращением, если человек будет разгневан тем, что ему приходится испытывать отвращение.
Давайте рассмотрим теперь внутренние ощущения, которые мы испытываем при
отвращении и презрении. Довольно легко испытать чувство отвращения, размышляя о попадании в рот какого-то неприятного предмета или об отвратительном с моральной точки зрения поступке.
Обратите внимание на ощущения в вашем горле, на то, как вы начинаете чем-то давиться. Ощущения, испытываемые верхней губой и ноздрями, усиливаются, как будто ваша чувствительность к этим частям вашего лица повысилась настолько, что вы стали чувствовать их сильнее. Расслабьтесь и снова попытайтесь испытать отвращение, но на этот раз максимально слабое, вновь сконцентрировав внимание на ощущениях в вашем горле и в ваших ноздрях и верхней губе.
Гораздо труднее идентифицировать ощущения, ассоциируемые с презрением.
Вспомните о чьих-то действиях, которые не вызвали у вас отвращение, но заставили вас испытать презрение к тому, кто их совершил. Возможно, это человек, который пролез в кассу без очереди, который занимается плагиатом или сквернословит. Сделайте так, чтобы вы испытывали не гнев или отвращение, а просто презрение. Обратите внимание на возникающее у вас желание приподнять подбородок, как если бы вы смотрели на кого-то,
кто находится ниже линии вашего носа. Почувствуйте напряжение, возникшее в одном из
уголков вашего рта. Теперь давайте рассмотрим, как эти две эмоции проявляются на лице. Верхняя губа приподнята вверх настолько, насколько это возможно. Нижняя губа также приподнята и слегка выдвинута вперед. Вдоль ноздрей к уголкам рта идут две глубокие морщины, их форма напоминает перевернутую букву U. Ноздри приподняты, а на переносице и по сторонам от нее появились морщины. Приподнятые щеки и опущенные брови создают на лице морщинки, называемые «куриными лапками». Все это признаки крайнего отвращения.
Имеются два очень разных элемента выражения лица, сигнализирующих об отвращении: морщины у носа и приподнятая верхняя губа, причем иногда они возникают вместе. Когда выражение оказывается несбалансированным, то это может сигнализировать об отвращении или может также быть признаком презрения. Уголки губ напряжены и слегка приподняты -это явное выражение презрения.
А теперь подведите итог: как можно распознать эмоции отвращения и презрения?
Участникам представляется ряд фотографий людей, выражающих эмоции отвращения
и презрения. Обсуждаются особенности выражения лиц.
Упражнение «Тренировка эмоций»
Цель: Тренировка выражения эмоций отвращения и презрения. Потренируйте выражение эмоций отвращения и презрения. Простой способ
выполнения этого упражнения -брать высказывания из любой художественной книги и говорить их с заданным эмоциональным выражением. Каждая эмоция должна повторяться, пока группа не будет удовлетворена тем, что выступающий её освоил.
Занятие 6
Цель: Развитие способности распознавать эмоции печали и горя; тренировка
выражения эмоций печали и горя.
Упражнение «Эмоции печали и горя».
Цель: Развитие способности распознавать эмоции печали и горя.
Давайте поговорим о том, как мы внутренне переживаем свою печаль. Вы можете
начать испытывать печаль или горе, взглянув на снимки печальных людей. Если это
произошло, то взгляните еще раз, и если вы начали испытывать эмоцию, то позвольте ей
усиливаться для того, чтобы вы могли рассмотреть реакции своего тела. Если вы не
почувствовали печали, когда смотрели на эти снимки, то попробуйте взглянуть на них еще
раз и позвольте этим чувствам появиться. Если они действительно возникнут, то дайте им
возможность достичь максимальной интенсивности.
Когда вы смотрите на фотографии, то, возможно, вспоминаете время, когда сами
испытывали печаль и это воспоминание приводит в действие вашу печаль. Для некоторых
людей печальное событие было настолько важным в их жизни, что они готовы легко вспоминать и заново переживать его, ощущать свою переполненность этими грустным чувствами.
Повторите движения мышц лица, позволяющие воспроизвести выражение печали,
(Вам может потребоваться зеркало для контроля за правильностью выполняемых вами движений.) Приоткройте рот.
Опустите уголки губ вниз.
Держа уголки губ опущенными вниз, попытайтесь приподнять щеки, как вы
это делаете, когда прищуриваетесь. Это движение потянет уголки губ в обратном
направлении.
Сохраняйте это напряжение между приподнятыми щеками и опущенными
уголками губ.
Направьте взгляд вниз и опустите верхние веки.
Потяните внутренние уголки бровей вверх только в средней части, а не все
брови целиком.
Вам будет легче это сделать, если вы сведете брови вместе и станете поднимать их в средней части.
Направьте взгляд вниз и опустите верхние веки.
Наблюдая за происходящим, отмечайте, что чувствуют ваши голова, шея, лицо, зев,
спина, руки, живот и ноги. Это те ощущения, которые вы испытываете при печали; они очень неприятные. Они могут стать почти что болезненными, если окажутся очень сильными и будут продолжаться долго.
Ваши веки могут стать тяжелыми. Ваши щеки могут начать приподниматься. Вы
можете почувствовать боль в области задней стенки горла. Ваши глаза могут увлажниться
слезами. Все это нормальные реакции в состоянии печали, и они также могут считаться нормальными при взгляде на человека, испытывающего сильную печаль. Реакции сопереживания являются вполне обычными, и они служат для нас средством установления связи с другими, даже совершенно незнакомыми нам людьми.
Теперь давайте переключим наше внимание на то, как отображается эмоция печали на лицах. Начнем с анализа того, как выглядит эта эмоция в своем крайнем проявлении, а затем обратимся к более тонким признакам печали и горя.
Даже когда люди пытаются не показывать, что они чувствуют, эти изогнутые брови
часто выдают скрываемую печаль. У большинства людей между бровями появляется
вертикальная морщина.
Сильная печаль отражается и в нижней части лица. Губы вытянуты по горизонтали,
верхняя губа приподнята кверху, а нижняя губа, может дрожать. Широко открытый рот еще больше усиливает проявление этой эмоции. Другой важный признак печали —это
приподнятые щеки, которые являются другой важной составляющей отображения этого сильного чувства на лице. Уголки губ, возможно, оттягиваются вниз, но это движение бывает слишком слабым, чтобы его можно было увидеть, когда губы так явно вытянуты по горизонтали, а щеки приподняты кверху.
А теперь подведите итог: как можно распознать эмоции печали и горя?
Участникам представляется ряд фотографий людей, выражающих эмоции печали и
горя. Обсуждаются особенности выражения лиц.
Упражнение «Тренировка эмоций» Цель: Тренировка выражения эмоций печали и горя
Потренируйте выражение эмоций печали и горя. Простой способ выполнения этого
упражнения -брать высказывания из любой художественной книги и говорить их с заданным эмоциональным выражением. Каждая эмоция должна повторяться, пока группа не будет удовлетворена тем, что выступающий её освоил.
Упражнение «Горе». Цель: Превращение фиксированной эмоциональной реакции в подвижный эмоциональный отклик
Найдите момент фиксированной эмоции, затем углубитесь в нее с помощью диалога,
прояснения происшествий. Идея здесь в том, чтобы превратить любые фиксированные эмоциональные реакции в подвижные эмоциональные отклики.
Вопросы предназначены для того, чтобы приступить к работе и активизировать
фиксированные эмоциональные реакции.
Горе относится к тому, что потеряно или чего нет. И на самом деле к тому, что
личность порвала отношения с какой-то своей частью. Верните эту часть обратно.
"Что напоминает тебе о том, что ты потерял?"
"Расскажи мне что-то грустное"
"Чего недостает в твоей жизни?"
"Может быть, что-то должно быть, но его нет?"
Занятие 7
Цель: Развитие способности понимать свои чувства и причины, их вызывающие;
тренировка выражения эмоций вины и стыда
Упражнение «Стыд». Цель: Превращение фиксированной эмоциональной реакции в подвижный эмоциональный отклик
Найдите момент фиксированной эмоции, затем углубитесь в нее с помощью диалога,
прояснения происшествий. Идея здесь в том, чтобы превратить любые фиксированные эмоциональные реакции в подвижные эмоциональные отклики.
Вопросы предназначены для того, чтобы приступить к работе и активизировать фиксированные эмоциональные реакции.
Стыд -скрывание своих частей, за которые не взята ответственность. Воссоедините их.
"Чего ты стыдишься насчет себя?"
"Чего тебе лучше бы было не делать?"
"Насчет чего ты стесняешься?"
"Что ты стараешься скрыть на счет себя?"
Упражнение «Случай, за который мне стыдно до сих пор»
Цель: Развитие способности понимать свои чувства и причины, их вызывающие.
Упражнение выполняется письменно. Требуется описать подробно реальную
ситуацию, когда участник группы повел себя непродуктивно. После создания такого мини-сочинения участник большими буквами внизу пишет: «Я принимаю себя вместе с этим!»
Упражнение «Тренировка эмоций». Цель: Тренировка выражения эмоций вины и стыда
Потренируйте выражение эмоций вины и стыда. Простой способ выполнения этого
упражнения -брать высказывания из любой художественной книги и говорить их с заданным эмоциональным выражением. Каждая эмоция должна повторяться, пока группа не будет удовлетворена тем, что выступающий её освоил.
Занятие 8 Цель: Развитие способности понимать себя и свои ожидания; тренировка выражения эмоции обиды. Упражнение «Тренировка эмоций»
Цель: Тренировка выражения эмоции обиды. Потренируйте выражение эмоции обиды. Простой способ выполнения этого упражнения -брать высказывания из любой художественной книги и говорить их с заданным эмоциональным выражением. Каждая эмоция должна повторяться, пока группа не будет удовлетворена тем, что выступающий её освоил.
Упражнение «Невыраженная обида». Цель: Превращение фиксированной эмоциональной реакции в подвижный эмоциональный отклик.
Найдите момент фиксированной эмоции, затем углубитесь в нее с помощью диалога,
прояснения происшествий. Идея здесь в том, чтобы превратить любые фиксированные эмоциональные реакции в подвижные эмоциональные отклики.
Вопросы предназначены для того, чтобы приступить к работе и активизировать фиксированные эмоциональные реакции. Обида-присваивание другому чтения мыслей. Обида на других за то, что они не выполнили невысказанных человеком желаний. Возьмите за это ответственность и восстановите общение.
"С чем ты не согласен, но не сказал об этом?"
"Что тебе не нравится в ком-то другом?"
"Что кто-то другой не должен был делать?"
"Может быть, кто-то другой что-то делает не так, как ты хочешь?"
Упражнение «Ослабление обиды»
Цель: Развитие способности понимать себя и свои ожидания
Для ослабления обиды нужно:
(1) Понять себя, то есть сделать объектом умозрения мои ожидания, относительно
поведения другого, то есть ответить на вопрос: «Как должен был бы вести себя обидчик, чтобы я на него не обижался?»
«Насколько мои ожидания относительно поведения другого реалистичны?» Мы
обычно считаем реальными те мысли, которые сбываются. Химеры и ошибочные суждения никогда не находят подтверждения. Спросим себя конкретно:«Как часто поведение этого человека соответствовало моим ожиданиям»? И, наконец, «Может ли вообще этот человек поступать так, чтобы его поведение соответствовало моим ожиданиям?»
«Как образовались мои в высшей степени не реалистичные ожидания, которые я не
всегда осознаю? От кого я им научился?
У кого я приобрел наклонность безжалостно программировать другого человека
таким образом?» Текст, следующий далее, поможет мне ответить на эти вопросы.
Откуда берутся мои ожидания?
(2)
понять обидчика, объяснить реальное
поведение этого другого: «Почему он ведет себя именно так, а не иначе?»
(3)
совершить акт принятия другого таким, каким он есть, простить, признать его
свободу вести себя как угодно, даже обижать меня.
Занятие 9
Цель: Тренировка распознавания эмоций,
Специфики их проявления; тренировка распознавания выражений лиц; изучение способов активизации эмоций, стратегий для перехода в ресурсные эмоциональные состояния. Упражнение «Стыковка»
Цель: Тренировка умения управлять другим человеком, а также самому подчиняться командам.
В игре участвуют два добровольца, изображающие «космические корабли». Перед
началом игры они расходятся на расстояние 4 —5 метров и закрывают глаза, после чего им нужно совершить стыковку —встретиться ладонями и сомкнуть пальцы в замок. Еще два участника играют роли «космонавтов» —они с помощью команд, подаваемых голосом, управляют движениями каждый своего «космического корабля» таким образом, чтобы те смогли состыковаться. Игра может повторяться несколько раз с разными участниками.
Обсуждение. Какие эмоции возникали у участников, находившихся в ролях
«космических кораблей» и «космонавтов»? Какими качествами предопределялся успех выполнения этого упражнения, где в жизни они востребованы?
Упражнение «Назови эмоцию»
Цель: Тренировка распознавания эмоций, специфики их проявления; тренировка
распознавания выражений лиц. Группе представляется слайд-шоу с фотографиями людей, изображающих различные эмоции. Участникам необходимо назвать эмоцию и аргументировать свой ответ.
Упражнение «Моделирование эмоций».
Цель: Изучение способов активизации эмоций; стратегий для перехода в ресурсные
эмоциональные состояния
Необходимо выяснить, как участники приходят в разнообразные эмоциональные
состояния. В основном ресурсные, которые полезны для них. Начинать нужно с тех, которые участники уже иногда выражают, и выяснить, как именно они в них приходят. Например, что они видят, что они слышат, что они чувствуют снаружи и внутри, в какой последовательности. Не принимайте ответа, что это "просто происходит". Либо что-то включает эмоции, либо человек чувствует, что обстоятельства подходят для этой эмоции, и есть конкретные способы активизации эмоции.
Когда будут проработаны те эмоции, которые участники уже хорошо выражают,
необходимо взяться за те, которые у подростков не совсем получаются. Выработайте
возможные стратегии для перехода в такие эмоции.
Здесь можно использовать, например, такие ресурсные эмоциональные состояния:
изумленно, радостно, смело, увлеченно, шутливо, преданно, творчески,
гордо, заботливо, признательно, безмятежно, доверяюще, умиротворенно, храбро, решительно, довольно, смешно, жизнелюбиво, любяще, расслабленно, заинтересованно, восторженно, уравновешенно, любопытно, энергично, опекающе, неотразимо, чувственно, умно, почтительно, и так далее.
Занятие 10
Цель: Тренировка умения управлять своим эмоциональным состоянием; отстаивать
свои интересы, прибегая к различным способам влияния.
Ролевая игра «Бомбоубежище».
Цель: тренировка умения управлять своим эмоциональным состоянием;
отстаивать свои интересы, прибегая к различным способам влияния, а также навыков группового взаимодействия.
Участникам дается инструкция: «Представьте себе, что на Земле разразилась ядерная война. Однако вам повезло, и в момент бомбардировки вы оказались в специальном бомбоубежище —герметичном бункере. Взрыв произошел совсем недалеко от вас, сверху все разрушено, в живых там никого не осталось и уровень радиации таков, что человек гибнет в течение несколько минут. Однако ваш бункер уцелел, и в нем есть запасы воздуха,
пищи, воды и топлива, достаточные для того, чтобы прожить целый год. Есть надежда, что за это время уровень радиации на поверхности уменьшится настолько, что можно будет покинуть бункер и начать жить, как и раньше. Однако, что происходит в других частях Земли, вы не знаете. Вполне возможно, что погибло все человечество, а значит, именно вам, выйдя через год из бункера, предстоит основать новую цивилизацию».
После этого участникам дают перечень ролей тех, кто оказался в бункере, и предлагают распределить их (лучше, если участники сделают это самостоятельно, однако если в течение 2-3 минут это не удастся, придется прибегнуть к жеребьевке).
Примерный перечень ролей:
1. Девочка-подросток, 14 лет, восьмиклассница. Хорошо учится, спортивная, красивая. Но обладает неустойчивой нервной системой, и история с атомной бомбардировкой привела ее в такой шок, что она только плачет и ничего толком не может сказать. Влюблена в оказавшегося в бункере мальчика (см. роль No2).
2. Мальчик-подросток, 16 лет, десятиклассник. В школе имеет репутацию двоечника и балбеса, однако физически здоровый, сильный и ловкий, занимается легкой атлетикой.
Влюблен в девочку, тоже оказавшуюся в бункере (см. роль No1).
3. Девушка, 19 лет, студентка Университета физической культуры по специальности «Художественная гимнастика». Ловкая, обаятельная и привлекательная, но, кроме спортивных выступлений, делать ничего не умеет. Ждет ребенка, находится на пятом месяце беременности.
4. Девушка, 21 год, студентка выпускного курса медицинского института. Однако училась она так себе, и не вполне понятно, готова ли она к тому, чтобы самостоятельно
лечить людей. Увлекается шитьем.
5. Мужчина, 22 года, студент института физической культуры, мастер спорта по альпинизму. Совершенно здоров, физически очень крепкий. Имеет опыт службы в МЧС.
Однако склонен к конфликтному поведению, из МЧС был уволен за драку на рабочем месте.
6. Женщина, 25 лет, тренер по ОФП. Занимается исследованиями, готовилась защитить диссертацию. Имеет опыт работы школьным учителем и инструктором по туризму.
Свободно владеет английским и французским языками.
7. Мужчина, 30 лет, боевой офицер. Служил в стратегических ракетных войсках, знает, как вести себя, чтобы выжить после атомной бомбардировки, имеет хорошую
физическую подготовку, занимается единоборствами. Склонен к злоупотреблению спиртным.
8. Женщина, 45 лет, агроном. Знает, как наладить производство сельскохозяйственной
продукции даже в неблагоприятных условиях. Хорошо владеет химией, геологией и географией. Увлекается кулинарией, шитьем.
9. Мужчина, 47 год, профессор, физик
-ядерщик. Помимо своей специальности, компетентен в ряде других связанных с техникой областей (электроника, строительство,
системы связи). В последнее время жаловался на сильные боли в области сердца.
10. Мужчина, 55 лет, академик Российской академии наук. Очень образованный человек, имеет обширные знания в области гуманитарных дисциплин (история, философия, психология) и огромный опыт преподавательской работы, написал и опубликовал несколько книг.
Если ведущий желает видоизменить или расширить данный перечень, то следует помнить, что здесь не должно быть слабых, очевидно «проигрышных» ролей. Для каждой роли следует предусмотреть какое-то качество, ценное для ситуации, обозначенной в игре.
Таким «козырем» может быть молодость и здоровье, ожидание ребенка, наличие важных для выживания знаний и умений, высокая степень владения культурным и техническим наследием человечества. В то же время, чем ценнее это качество, тем важнее предусмотреть
и какое-нибудь «слабое звено», уравновешивающее достоинство первого (проблемы со здоровьем, склонность к алкоголизму, неуживчивый характер и т. п.).
Когда роли распределены, дается вторая часть инструкции: «Но вдруг обнаружилось, что дела в вашем бункере не так уж хороши —вы почувствовали резкую нехватку кислорода, стало тяжело дышать. Оказывается, система обеспечения воздухом в бомбоубежище рассчитана на меньшее число людей, чем в нем оказались! Значит, кем-то придется пожертвовать, иначе задохнутся и мучительно погибнут все. Выберете тех, кому придется выйти из бункера на поверхность, на верную смерть. Помните, что в бункере должны, в конечном итоге, остаться именно те, кто важнее всего для того, чтобы человечество, в вашем лице, смогло построить новую цивилизацию. Однако каждый из вас, естественно, хочет выжить сам, и добровольно предлагать свою кандидатуру на выход из бункера не станет, а наоборот, попытается доказать, что именно он важен для будущей цивилизации и достоин выжить! Однако если убедить в этом группу не удастся —он будет вынужден покинуть бункер и погибнуть. У вас в запасе 5 минут для принятия решения, потом запасы кислорода исчерпаются, и вы начнете задыхаться».
Участникам дается 5 минут на обсуждение и принятие решения. В это время ведущий может дополнительно «нагнетать обстановку» —например, выключить свет («В убежище возникли проблемы с электроснабжением»), неожиданно громко стукнуть кулаком по столу («На поверхности что-то взорвалось») и т. п. Если через 5 минут группа так и не определилась, кому следует покинуть бункер. Ведущий напоминает, что дышать становится все труднее, потому что воздух в убежище заканчивается, и дает еще полторы-две минуты на обсуждение. Если и после этого группа не пришла к консенсусу, то дискуссия останавливается, и участники, которые должны покинуть бункер, определяются путем открытого голосования.
Обсуждение. Какие эмоции и чувства возникали в ходе этой игры? Весьма вероятно,
что среди них были и негативные. Чем именно они вызваны? От чего, в первую очередь, зависело то, кого участники решили оставить в бомбоубежище, а кому предложили покинуть
его? Что за способы влияния были использованы участниками (аргументация, просьба, требования, манипуляция и т. д.), какие из этих способов оказались более результативными?
Каким реальным ситуациям из жизни можно уподобить эту ролевую игру?
Упражнение «В прозрачном шаре»
Цель: Дистанцирование от источников переживаний, создание ощущения защищенности и безопасности. Участников просят встать таким образом, чтобы расстояние между ближайшими соседями было не менее одного метра, расслабиться и закрыть глаза.
«Представьте себе, что вас окружает прозрачный шар такого размера, что вы легко помещаетесь внутри. Он защищает вас, отгораживает от всех невзгод... Сильно-сильно вытяните руки в стороны и представьте, что кончики ваших пальцев касаются внутренних
стенок этого шара... А теперь приподнимите правую ногу, вытяните ее вперед и коснитесь передней стенки шара ступней. По балансируйте немного в таком положении, ощупайте поверхность шара кончиками пальцев рук и ступней.
Опустите правую ногу, приподнимите левую и ощупайте поверхность шара ее ступней. Теперь устойчиво встаньте на обе ноги, опустите руки и еще немножко мысленно побудьте в прозрачном шаре. Вам спокойно и комфортно. Сохраните эти ощущения, когда откроете глаза». Можно порекомендовать участникам представлять себя в прозрачном шаре или за
прозрачной стеной, когда они хотят внутренне «отгородиться» от какого-либо неприятного воздействия, конфликтов и т. п
Завершение программы. Обратная связь.