Доклад
«РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ»
Развитие индивидуальности учащихся в процессе их воспитания
В федеральном государственном образовательном стандарте Основного общего образования определены направления программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, одним из которых является формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями. То есть развитие индивидуальности учащихся в процессе их воспитания является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе педагога.
Индивидуальность (от лат. individuum - неделимое, особь) - неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры (Психологический словарь).
Индивидуальность дает возможность проявиться человеку как свободному, независимому существу (И. Кант).
Должностная фигура классного руководителя возникает в воспитательном процессе там и тогда, где и когда рождается осознанная потребность в индивидуальности как культурно-социальной ценности, появляется необходимость позаботиться об индивидуальном развитии каждого ребенка и посодействовать максимальному развитию личностных особенностей и способностей каждого растущего человека.
Классный руководитель курирует стратегическую задачу развития индивидуальности школьника, поскольку он является педагогом группы и непосредственно может прослеживать духовное развитие каждого ребенка. Духовный мир школьника и есть область профессиональной работы классного руководителя.
Педагог в роли классного руководителя обеспечивает благоприятное преломление влияний общешкольной воспитательной системы на индивидуальность.
Воздействие воспитательной системы на индивидуальность школьника может проходить по нескольким направлениям: во-первых, это может быть развитие всех сфер в интересах ребенка; во-вторых, - развитие этих сфер в интересах общества и ребенка; в-третьих, - изменение их в интересах только общества (или государства), но не ребенка; в-четвертых, - их изменение в интересах определенных групп. Идеалам гуманистической педагогики соответствуют первые два направления. Первое направление предполагает достижение целей развития природных задатков в различных сферах человека, а второе - предполагает изменение этих сфер в соответствии с идеалами общества. Отсюда следует, что первое решает задачи развития индивидуальности, второе - воспитания личности. Важно, чтобы в соотношении этих двух направлений воздействия на индивидуальность учащегося не было перекосов.
Какие формы может принимать это воздействие?
Это индивидуальные беседы с ребенком, его родителями, особые задания и акцентированные оценки происходящего в школе или обществе, помощь школьнику в самооценке, в составлении личных планов и определении перспектив, а также психолого-педагогическая поддержка.
При возрастающем интересе к проблеме развития индивидуальности школьника в настоящее время в школьном и классном сообществах не всегда создается атмосфера творчества и самоактуализации детей и взрослых, формируются субъектные отношения между участниками учебно-воспитательного процесса, что в свою очередь тормозит становление индивидуальности учащихся.
Многие педагоги обладают достаточно полными представлениями об индивидуальных особенностях учащихся, используют данные специальных исследований и собственных наблюдений, но только единицы считают работу по сопровождению процесса становления индивидуальности главным направлением в своей воспитательной деятельности. В большинстве случаев при организации взаимодействия с учащимися преобладают традиционные фронтальные формы работы, методы контроля, а не сотрудничества и поддержки.
Развитие индивидуальности каждого учащегося посредством индивидуально-ориентированной воспитательной деятельности.
С целью развития личности обучающихся и воспитания успешного человека в образовательном учреждении возникла необходимость разработки индивидуальных маршрутов школьников. Усилиями администрации школы, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, социального педагога, педагога-организатора разрабатываеся в каждой школе рабочая программа по развитию индивидуальности учащихся. Рабочая программа ориентирует педагога и родителей на работу по развитию индивидуальности учащихся, нацеливает самого подростка на осмысление своего поведения, жизнедеятельности, помогает ему в самовоспитании и самосовершенствовании. Активность участия в занятиях, возможность ведения личного дневника. Наличие маршрута саморазвития обучающегося.
Позитивные изменения в поведении человека (расширение социального опыта, навыков взаимодействия с различными социальными институтами, наличие программы саморазвития на следующий год). Развитие специальных навыков и способов поведения.
Программа по развитию индивидуальности учащихся включает в себя ряд направлений, позволяющих охватить все основные этапы процесса развития индивидуальности:
Работа с коллективом учащихся строится в несколько возрастных этапов:«Кто я? Какой я?», «Я живу среди людей», «Я ищу себя», «Мое будущее». Для каждого этапа разработано содержание и темы занятий.
Создаются условия для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности через изучение потребностей, интересов и желаний ребят и предоставление им самостоятельного и совместного планирования жизни класса и школы во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение.
Система детского самоуправления - создаются условия для формирования саморазвивающейся личности ребенка, для развития ответственности и самостоятельности, для формирования готовности участвовать в различных проектах.
«Одаренные дети» - создаются условия для формирования эффективной социально-образовательной среды для обучения, воспитания и развития потенциально одаренных детей.
«Трудные дети» - организована работа с учащимися, поведение которых вызывает беспокойство и у педагогов, и у родителей.
Работа с родителями — определены основные направления работы с родителями обучающихся, разработаны мероприятия.
Для определения результативности рабочей программы по воспитанию индивидуальности разработаны индикаторы результативности программы, используется система универсальных методов и способов отслеживания результатов: наблюдение, устный опрос, анкетирование, тестирование, анализ, шкалирование, исследования и диагностики, что позволяет и взрослому, и ребенку играть субъектную роль в изучении процесса развития индивидуальности.