СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие исследовательских навыков младших школьников через краеведческий принцип обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий формирования исследовательских умений младших школьников для развития активной личностной позиции учащихся по изучению родного края через исследовательские умения на уроках и во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие исследовательских навыков младших школьников через краеведческий принцип обучения»

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ

Ильясова Наталья Владимировна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 19», г. Бийск, e-mail: [email protected]

В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем.

Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Педагогической наукой и практикой установлено, что если к «творческой деятельности» не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребёнку будет нанесён ущерб, трудно восполняемый в последующие годы. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтом так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поисков науки в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно поэтому обучение ребёнка умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Всё это и обусловило актуальность темы исследования.

Большую помощь в организации краеведческой работы имеют учебные и учебно-методические пособия: "География Алтайского края. Уроки краеведения" Баклановой С.Л., а также прекрасное пособие " Бийсковедение. Природа и человек, авторы Г.С. Петрищева и Е.А.Дзагоева, Н.А. Цехановская. Материал этих пособий оказывает методическую и дидактическую помощь при организации исследовательской деятельности учащихся, а главное в них собран такой материал, который позволяет развивать познавательный интерес к изучению своего края, города.

Объект исследования: процесс формирования исследовательских навыков младших школьников.

Предмет исследования: условия формирования исследовательских умений младших школьников.

Цель: создание условий для развития активной личностной позиции учащихся по изучению родного края через исследовательские умения на уроках и во внеурочной деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

Задачи:

- выявить среди учащихся мотивированных, любознательных, ищущих детей;

- изучить область их познаний, интересов;

- помочь развить исследовательские умения.

Методы:

-анкетирование учащихся;

- теоретические (изучение, анализ информации);

- практические (собственные исследования учащихся).

Гипотеза: предположим, что если у младшего школьника будут сформированы исследовательские умения, то это поможет развитию творческих способностей детей.



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1. Развитие мотивации школьников

Для того, чтобы в детях развивался исследовательский дух, педагог и сам должен быть ищущей, творческой личностью. Должен уметь видеть мир детскими глазами, полными изумления и жажды познания. Разглядеть проблемную ситуацию там, где у другого человека все обыденно и привычно. Уметь прислушиваться к детским вопросам, порой забавным, и не делать вид, что нам, взрослым, давным-давно все ясно в этом мире. «Отчего дует ветер? Сверкает молния? Что такое огонь? Из чего сделана зубная паста? А кирпичи? Почему не падают самолеты? Как светит лампочка?» - Вот с таких детских вопросов и началась наша исследовательская деятельность. На уроках окружающего мира, учащиеся под руководством учителя выполняют мини-проекты: «Моя семья», «Моя школа», «Зимующие птицы города Бийска», «Весенние явления в жизни растений». Выполнение этих проектов требует от учащихся вести наблюдения, искать нужную информацию в книгах и энциклопедиях. Значительную помощь оказывают родители учащихся. Экскурсии в природу, музеи также способствуют развитию интересов учащихся. На занятиях кружка «Учусь творчески мыслить» учащиеся свои наблюдения перекладывают в рисунки, аппликации, эссе.



    1. Особенности формирования исследовательских навыков учащихся

Очень важно правильно выбрать тему исследовательской работы. Часто тема звучит очень широко. Невозможно объять необъятное. Поэтому, сначала, лучше запустить анкету среди учащихся. Выяснить:

 что им интересно больше всего?

 чем они хотят заниматься в первую очередь?

 чем ребёнок чаще всего занимается в свободное время?

 по каким предметам он получает лучшие отметки?

 что из изученного в школе или уже известного из собственного опыта хотелось бы узнать более глубоко?

 есть ли что – то такое, чем особенно гордишься?

Важно, чтобы выбранная тема была интересна самому ребёнку и шла от него самого, а руководитель лишь помогает правильно её сформулировать.

Темы исследовательских работ могут быть фантастическими, экспериментальными, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов, экспериментов, теоретическими – изучение и обобщение сведений, фактов, материалов.

Далее мы формулируем цель и задачи исследования.

Цель – это конкретный результат, который мы должны получить.

Определить цель исследования, значит, ответить себе и другим на вопрос, зачем ты его проводишь?

Задачи исследования – это конкретные пути для достижения цели.

Цель указывает общее направление достижения, а задачи описывают основные шаги.



    1. Результаты работы по исследованию родного края

Вот уже четвёртый год учащиеся нашей школы принимают активное участие в Муниципальном этапе Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».

1 класс, с темой исследовательской работы: «Почему снег бывает чёрным».

2 класс, тема работы: «Зимующие птицы города Бийска».

3 класс, тема работы: «Из истории моей школы». Работа отмечена Почётной грамотой II степени на Муниципальном этапе.

1 класс, тема работы: «Родники моей малой родины». Работа заняла I место в Муниципальном этапе и III место в очном (финальном) Краевом конкурсе.

Данная тема возникла не случайно. На уроке окружающего мира затронули вопрос о чистой воде, о её значении на организм человека, о проблемах чистой питьевой воды. Так появилась идея создать работу о родниках окрестностей города Бийска и Бийского района. Родители вместе с детьми объехали близлежащие источники, взяли пробы воды. Учащиеся класса с большим интересом приступили к исследованиям, используя в своей работе лабораторное оборудование кабинета химии.

Провели исследования на определение цветности, мутности (прозрачности), запаха, вкуса и привкуса воды. Пришли к выводу, что данная проблема является актуальной. Своей работой учащиеся класса привлекли внимание к сохранению родников, которые дают нам чистую воду, питают нашу реку Бию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследовательские умения особенно ценны тем, что они создают надежный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие, что на современном этапе очень актуально. Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - одно из самых эффективных.

Ведь самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Естественно, что одной поддержки недостаточно. Ребенка необходимо учить специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности. Задача взрослых – помочь в проведении детских исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения.

ВЫВОД

Опыт нашей работы за последние 4 года показал, что только в результате целенаправленной систематической деятельности учителя в сотрудничестве с детьми и их родителями приносит положительный результат. Учащимся интересно не только знать всё, что их окружает, но и почему происходят те или иные природные явления, события в жизни людей города. Считаю, что поставленные цель и задачи реализуются в процессе урочной и внеурочной деятельности. А рабочая гипотеза практически подтверждается, так как всё большее число учащихся 48 проявляют интерес к исследованиям. Планируем данную работу проводить в системе, ориентируясь на краеведческий принцип обучения





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бакланова С.Л. География Алтайского края. Уроки краеведения. - Бийск, 2008.

2. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: кн. для учителя нач. классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана Граф, 2004. – 112 с.

3. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы / Н.Ю. Пахомова // Методист. – 2004. – № 3. – С. 45–49.

4.Петрищева Г.С.Дзагоева Е.А., Цехановская Н.А. Бийсковедение. Природа и человек. Бийск, 2009.