«Развитии конструктивно-модельных навыков».
Что же такое конструктивная деятельность?
Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер.
Основные цели и задачи конструктивно – модельной деятельности:
- приобщать к конструированию;
- развивать интерес к конструктивной деятельности, знакомить с различными видами конструкторов.
- приобщать детей к миру технического и художественного изобретательства
- развивать фантазию, воображение, наглядно-образное восприятие.
- упражнять в конструирование по графическим моделям.
- совершенствовать память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности.
В дошкольном образовании конструктивно-модельной деятельностью считается создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.
Сегодня хочется остановиться подробнее на системе, которую я активно используем в своей работе. Это развивающая предметно-игровая система «Соты Кайе».
Разработчиком данной игровой системы является Виктор Августович Кайе - инженер-техник, поэт, бард, изобретатель. В его авторской коллекции более 1000 игр и игрушек, сделанных своими руками.
Его знаменитые лабиринты "Интеллектуальная игра для детей и взрослых, получившие признание в Европе. В серии «Лабиринты» вошло 4 игры по 160 пластиковых карточек в каждой. Это «Речной» и «Солнечный» лабиринты-двухцветные, «Лесной» - трехцветный, а «Радужный» - четырехцветный. Но мы вернемся к сотам Кайе.
Игровая развивающая система "Соты Кайе" предназначены для индивидуальной и коллективной игры детей в возрасте от 3 до 11 лет состоит из 84 объемных элементов. Элемент имеет форму шестигранника. На лицевой стороне - мозаичный рисунок, оборотная сторона однотонная. Рисунков 21 вариант, по 4 штуки каждого. Это – многофункциональная, вариативная дидактическая и игровая система. Её можно применять как в детском саду, так в домашних условиях.
Многофункциональность заключается в том, что:
во-первых, использование ее в качестве мозаики,
во-вторых в качестве графического конструктора,
в третьих, использование в качестве конструктора с заданиями на трансформирование рисунка,
в четвертых, «Соты Кайе» можно использовать как домино.
Я начала работу с использованием данной игровой системы, по принципу «от простого к сложному».
Дети с удовольствием включались в работу. Для детей, у которых возникали при выполнении заданий трудности, нами были созданы технологические карты. На этих картах Соты представлены в натуральную величину. Дети создавали модели путем наложения элементов конструктора на карточку.
Практическая часть.
Составление предметных форм по графическому образцу (схемам) Здесь можно поиграть в игру «Помоги Пчелке правильно выложить соты» Выигрывает тот, кто правильно выложит соты по образцу.
Составление фигур из заданного количества сот по заданной теме:
Задание: Составьте цветок из четырех сот
из 6 сот.
А теперь видоизменяем изображение
Задание: Превратите цветок в ворота, арку, мост….и т.п.
Задание: составьте цветок из 7 сот,
А теперь составьте другой цветок так, чтобы середина была другого цвета.
Получились два цветка. А если я скажу: «Два красивых цветка цветут на клумбе». Что мы еще сможем добавить ( клумбу) Как? Добавляйте. У нас получается сюжетная картина, а если вместо клумбы добавим бабочку, то получается сюжетная картина «Бабочка садится на цветок».
Продолжаем творческое составление:
- по собственному замыслу (т.е сам придумал и составил) попробуйте придумать….
- по теме (транспорт, животные, одежда и т.д)
- просто любые предметные картинки.
4. Далее более сложное:
Создание фигур из частей рисунков на элементах и их трансформирование:
А) создание фигур из частей рисунков на трех одинаковых элементах
Слайд 18 – трансформируем поворотом двух элементов,
Слайд 19перестановкой элементов. Стр.8
Слайд 20 - далее перестановкой двух элементов
- перестановкой и поворотом и т.д.
Б) Создание фигур из частей рисунков на трех разных элементах, на 4-х элементах и т.д. на 15-и элементах.
Составление рисунков из заданного количества сот по описанию:
- Составьте из этих трех сот фигуру так, чтобы посередине получился синий треугольник. У вас получился вот такой рисунок
- Составить из этих 6 сот фигуру так, чтобы посередине получился синий квадрат. У вас получается вот такой рисунок. Слайд 31
Коллективная игра «Домино»
Цель – выложить соты в ряд так, чтобы соты касались друг друга гранями одного цвета. Для этого делим соты между собой поровну и делают ходы по очереди. Побеждает тот, кто быстрее освободится от всех своих сот.
А Лев Николаевич Толстой сказал в свое время: что если ребенок в детстве не научился ничего творить, то в жизни он будет всегда подражать и копировать. Так давайте дадим возможность нашим детям творить. Фантазировать, изобретать, экспериментировать и т.д.