СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие лексико-грамматического строя речи»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование лексико-грамматических навыков. Закрепление интереса к обучению средствами творческого конкурса-игры. 

Просмотр содержимого документа
««Развитие лексико-грамматического строя речи»»

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 1-ых классов с тяжелыми нарушениями речи с применением игровых технологий


Конспект разработан учителем-логопедом

Андреевой Ольгой Вениаминовной


Тема: «Развитие лексико-грамматического строя речи»


Форма урока: конкурс-игра «Раз словечко, два словечко…»


Аудитория: учащиеся 1-го класса общеобразовательной школы с тяжелыми нарушениями речи.


Цель: Формирование лексико-грамматических навыков. Закрепление интереса к обучению средствами творческого конкурса-игры.


Задачи:

  • расширять и активизировать словарь;

  • стимулировать активную речевую деятельность;

  • формировать грамматический строй речи;

  • формировать навыки коллективного взаимодействия и творческой самостоятельности;

Методические приемы: соревновательный интерес, создание игровых ситуаций, наглядность, сотрудничество (работа в малых группах).

Методические приемы контроля: мгновенная проверка, самоконтроль


Оборудование: магнитофон, музыкальное сопровождение, мультимедийная техника: ноутбук, проектор, колонки; презентация к занятию в Power Point, карточки, жетоны, дипломы.


Структура урока

1. Организационный момент (перед тем как войти в класс)

  • Эмоциональный настрой на игру.

  • Игровая разминка «Пароходик» - развитие общей моторики с убыстрением ритма движения

2. Разминка

3. Основная часть

3.1 Игры и конкурсы на развитие словаря:

  • активизация и обогащение словаря по теме;

  • описание предметов, особенностей строения;

  • называние действий с данными по теме предметами;

  • называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.

3.2 Игры и конкурсы на формирование грамматических представлений:

  • упражнения на словоизменение (число, род, падеж);

  • упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);

  • употребление предлогов;

  • составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

4. Подведение итогов занятия.

5. Рефлексия.


Ход занятия:


1. Под музыку учащиеся входят в класс. Педагог предлагает им распределиться по группам и занять места за игровыми столами, затем объясняет условия игры.


2. Детям предлагается придумать название команд, выбрать капитана. Проводится игровая разминка «Мы вместе».


3 . Основная часть


3.1 Конкурсы на развитие лексики(проводятся как блиц-опрос):


- Эстафета «Подбери картинку» (классификация предметов: овощи –  фрукты; одежда – обувь).

- «Раскрась лишний предмет».

- Конкурс капитанов «Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.).

- Пантомима «Назови одним словом» (двое показывают предметы, третий отгадывает и называет слово, после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе).

- «Назови части»:

- рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман;

- дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо.

- «Подбери соответствующие картинки к следующим словам»:

-  Высокий, тонкий, пятнистый… (жираф);

- Лохматый, косолапый… (медведь);

- Маленькая, быстрая, проворная… (белка);

-«Противоположности» (пополнение словаря антонимов).

-«Похожи, но разные» (пополнение словаря омонимов).

- «Подбери как можно больше названий предметов» (существительных) к названию действий (глаголу) идет (кто?) – девочка, медведь…; (что?) – время, дождь… и т.д.

- «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?»).

Солнце (какое?) –  яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее.

- Составление загадок-описаний по определенному плану. (Например, про одежду: полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф.)

3.2 Игры на развитие грамматического строя речи

Словообразование:

-«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).

-«Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- мыльница, сахарница).

-«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).

-«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных).

-«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; «Какая каша» (образование относительных прилагательных).

-«Подбери похожие слова» Например: подобрать слова - «родственники» к слову «снег».

-Образование сложных слов (составить одно слово из двух: сам летает – … (самолет), сам катится – … (самокат).


Словоизменение:


-«Один – много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);

-«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);

-«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);

-«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);

-«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);

-«Слова-гномы» (закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;;

-«Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе);

-«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);

-«Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными);


4. Подводятся итоги игры

Дети вспоминают повторенный материал устно, (за четкие и правильные ответы выдаются жетоны), подсчитывается количество жетонов, определяется победившая в конкурсе-игре команда. Награждение дипломами.

5. Рефлексия



Педагог просит высказаться детей о том, что им понравилось на занятии, какое у них настроение, оценить свое участие в игре. Учитель дает положительную оценку деятельности учеников и заканчивает урок.