РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Г.А. Баранова
к.п.н., доцент
ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула
Т.В. Бабошкина
воспитатель
МБОУ «СОШ № 5 ЦО г. Суворова», Тульская область
Аннотация. В статье раскрываются научно-методические аспекты проблемы развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Ключевые слова: лексико-грамматический строй речи, словарь пассивный и активный, грамматический строй, морфологический и синтаксический уровни грамматической системы, умение владеть приемами словоизменения и словообразования, умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении, дети с общим недоразвитием речи 3 уровня, нарушение формирования всех компонентов речевой системы: звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь, аграмматичные фразы, искажения звуко-слоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков, недифференцированное произнесение звуков, смешения звуков, ограниченность словарного запаса, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, многочисленные вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудностях актуализации словаря, нарушения в развитии морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
В рамках нашего исследования особое значение принадлежит развитию у детей дошкольного возраста лексико-грамматического строя речи. Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, – логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. У детей, усваивающих грамматику, одновременно идет процесс развития мыслительных операций, формирования понятий, умозаключений. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка. Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей дошкольного возраста занимались такие исследователи, как Н. И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Р.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев и др.
Под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Следует отметить, что в настоящее время растет число детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – собирательный термин для сводной группы детей, общим для которых является нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне (звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Своеобразие развития словарного состава и грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) показано в исследованиях Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Н. Н. Трауготт и др. Описывая характерные особенности речи детей с общим недоразвитием, многие авторы выделяют нарушение лексических и грамматических компонентов как одно из наиболее важных в структуре данной патологии.
При ОНР 3 уровня формирование лексико-грамматического строя речи происходит с большими трудностями, как и овладение активным и пассивным словарем. В устном речевом общении дети с ОНР 3 уровня стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать различные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо.
В речи детей наблюдается большое количество ошибок на согласование, управление. Тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.
В речи этих детей наблюдаются замены слов, близких по значению, отдельные аграмматичные фразы, искажения звуко-слоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков. Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Например, мягкий звук [с`], сам еще недостаточно четко произносимый, заменяет звук [с] («сяпоги»), [ш] («сюба» вместо «шуба»), [ц] («сяпля» вместо «цапля»), [ч] («сяйник» вместо «чайник»), [щ] («сетка» вместо «щетка»); замены групп звуков более простыми по артикуляции. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет[2].
Детальный анализ речевых возможностей детей позволяет определить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры. Дети нередко искажают трех-, четырехсложные слова, сокращая количество слогов (Дети слепили снеговика. – «Дети сипили новика». Экскурсовод проводит экскурсию. – «Икусавод паводит икуси».) Остаются искажения звуковой структуры многосложных слов со стечением согласных (колбаса – «кобалса», сковорода – «соквоешка»). Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в основном при воспроизведении малознакомых слов.
Наряду с нарушением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука в слове, подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук и т.д.
Нарушения формирования лексики у детей с ОНР 3 уровня проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
Дошкольники с ОНР 3 уровня понимают значение многих слов: объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Бедность словаря проявляется в том, что дети не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела, частей предметов (фара, кузов) и др.
Многие дети затрудняются в актуализации таких слов, как грач, овца, кузнечик, перец, гром, парикмахер и др. У дошкольников выявляются трудности в назывании многих прилагательных (узкий, кислый, гладкий, пушистый и др.).
В глагольном словаре детей с ОНР 3 уровня преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, умываться, одеваться, идти, убирать и др.). Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.
Характерной особенностью словаря детей является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других – проявляется слишком узкое понимание значения слова. Среди многочисленных вербальных парафазий у этих детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось – олень, грач – сорока, лимон – апельсин, весна – осень и др.)[4].
Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов (узкий – тонкий, низкий – маленький, пушистый – мягкий). Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия (ползет – идет, воркует – поет и т.д.).
Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков[3]:
– по признаку функционального назначения: миска – тарелка, метла – щетка, лейка – чайник;
– замены слов, обозначающих предметы, внешне сходные: фонтан – душ, майка – рубашка;
– замены слов, обозначающих предметы, объединенные общностью ситуации: каток – лед;
– смешения слов, обозначающих часть и целое: локоть – рука, кузов – машина;
– замена обобщающих понятий словами конкретного значения: одежда – кофты, цветы – ромашки;
– использование словосочетаний в процессе поиска слова: кровать – чтобы спать, плита – газ горит;
– замены слов, обозначающих действия или предметы, словами-существительными: лекарство – болеть, самолет – летать.
Особенно стойкими являются замены глаголов: кует – молотит, косит траву – подрезает траву, купает – моет, вяжет – шьет. В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.
У детей с ОНР 3 уровня наблюдаются ошибки при подборе синонимов и антонимов, т.к. выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря, сформированности семантического поля, в которое включено данное слово, умения выделять в структуре значения слова основной дифференциальный семантический признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку.
Вместо синонимов они воспроизводят[5]:
– семантически близкие слова, часто ситуативно сходные (улица – дорога, торопиться – бежать);
– слова, противоположные по значению, иногда повторение исходного слова с частицей не (доктор – не доктор, шагать – стоять, не шагать);
– слова, близкие по звучанию (здание – создание, парк – парта);
– слова, связанные со словом-стимулом синтагматическими связями (улица – красивая);
– формы исходного слова или родственные слова (боец – бой, радостный – радостно).
В заданиях на подбор синонимов у детей с ОНР 3 уровня выявляются те же трудности, что и при подборе антонимов.
Вместо антонимов дети с ОНР подбирают[5]:
– слова, семантически близкие предполагаемому антониму той же части речи (день – вечер, быстро – тихо);
– слова, семантически близкие, в том числе и антонимичные, предполагаемому антониму, но другой части речи (быстро – медленнее, горе – весело);
– слова-стимулы с частицей не (брать – не брать, шум – не шум);
– слова, ситуативно близкие исходному слову (говорить – петь, смеяться; высоко – далеко);
– формы слова-стимула (говорить – говорит);
– слова, связанные синтагматическими связями со словами-стимулами (поднимать – выше);
– синонимы (брать – отнимать).
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия.
При ОНР 3 уровня формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это своеобразие проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
В устном речевом общении дети с ОНР 3 уровня стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Характерными для этого уровня являются и нарушения словоизменения. В речи детей наблюдается большое количество ошибок на согласование, управление.
Наиболее распространенными являются следующие ошибки [6]:
– Неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа («стулы», «уша»);
– Смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах («висит ореха»);
– Замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительных женского рода (зеркало – «зеркалы»);
– Склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода («пасет стаду»);
– Неправильные падежные окончания слов женского рода с основой на мягкий согласный («нет мебеля»);
– Ошибочные ударения в слове, нарушение дифференциации вида глагола («сели, пока не перестал дождь»);
– Ошибки в беспредложном и предложном управлении («кладет дров», «пьет вода»);
– Неправильное согласование существительного и прилагательного в среднем роде («небо синяя»);
– Неправильное согласование глаголов с существительными («мальчик рисуют»).
На этом уровне речевого недоразвития наблюдаются и нарушения словообразования. Недостаточный практический навык применения способов словообразования обедняет пути накопления словарного запаса, не дает ребенку возможности различать морфологические элементы слова.
Многие дети с ОНР 3 уровня нередко допускают ошибки в словообразовании. Так, наряду с правильно образованными словами появляются ненормативные («столенок» – столик, «вазка» – вазочка). Подобные ошибки в качестве единичных могут встречаться у детей в норме на более ранних ступенях речевого развития и быстро исчезают. Нарушения словообразования проявляются в трудностях дифференциации родственных слов, в непонимании значения словообразующих морфем, в невозможности выполнения заданий на словообразование. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.
Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.
Структура сложносочиненных предложений в ряде случаев оказывается упрощенной (типа: «Таня рисовала дом, а Миша лепил гриб»). Имеются случаи пропуска членов предложения, особенно подлежащих, редко встречаются разделительные и противительные союзы. Отмечается тенденция роста количества слов, появления однородных членов, входящих в структуру распространенного предложения [3].
Наблюдаются ошибки и при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами («Миша зяпякаль, атому упаль» – Миша заплакал, потому что упал). При составлении предложений по картине дети, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предметов, которыми пользуется действующее лицо.
Стремление детей пользоваться разными типами предложений является показателем возросшей речевой активности, а также желанием в своих высказываниях отразить более сложные связи и отношения объективной действительности.
Неполноценная речевая деятельность оказывает влияние и на психическое развитие ребенка. Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, ограниченные возможности распределения.
Речевая недостаточность сказывается на развитии памяти. У детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. У некоторых детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности [2].
Отметим, что вышеперечисленные особенности позволяют позволяют нам сделать вывод о необходимости разработки и реализации программы логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Программа логопедической работы направлена на решение следующего комплекса задач:
– Развивать и обогащать словарь детей.
– Введение и активное использование в речи детей местоимений, наречий, числительных, предлогов и союзов.
– Обучение дошкольников стандартным способам словоизменения: формирование навыков образования существительных в различных падежах; образования глаголов в различных временах и наклонениях. Развитие умения детей дифференцировать формы единственного и множественного числа существительных.
– Развитие умения согласовывать различные части речи.
– Обучение дошкольников словообразованию.
Для решения задач программы логопедической работы была подготовлен комплекс заданий, упражнений, основой которого явились дидактические материалы (О.Б. Иншаковой, Н.С. Руслановой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой).
Одно из главных направлений логопедической работы – это обогащение словарного запаса дошкольников. Работа по развитию лексики детей начинается с уточнения, расширения и активизации словарного запаса.
На занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи необходимо создавать достаточный запас словарных образов, сложившихся уже на базе восприятия и осмысления объектов действительности. Основная цель этих занятий – обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. На занятиях уточняется названия предметов, их назначение, формируется умение выделять части предмета.
Предметный лексический материал связан с названием предметов, знакомых детям (стул – сиденье, спинка, ножик; шкаф – полка верхняя, нижняя, дверца; книга – страница, обложка). Глагольная лексика строго не связана с какой-то определенной темой, поэтому можно проводить работу по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами в беседе на знакомые темы: «Игрушки», «Комната», «Овощи» и т.д.
Дети учатся воспринимать приставочные глаголы (налей – вылей воду, полей цветок), выполнять действия с предметами, усваивая значения предлогов в, на, над, под, (положи книгу в ящик, а папку на стол; собери со стола красные карандаши, а зеленые убери в коробку).
Занятия по формированию словаря предусматривают работу над практическим употреблением в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с различными приставками. В этих темах заложены большие возможности для развития чувства языка в области морфологии.
Наряду с накоплением словаря основной работой остается формирование фразовой речи. Она включает в себя работу над структурой фразы, её грамматическим и интонационным оформлением. Параллельно с формированием у детей распространенного простого предложения с второстепенными членами формируется и простое предложение с однородными членами (подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), а также ведется работа и по её грамматическому оформлению. Деятельность начинается с усвоения согласования существительного с прилагательным в роде, числе, падеже; местоимения с глаголом в числе, лице и роде; существительного с глаголом (прошедшего времени) в роде и числе.
Затем отрабатывается подчинительная связь (управление), при которой подчиненное слово употребляется в косвенном падеже без предлога или с предлогом. После отработки беспредложных падежных конструкций необходимо познакомить детей с пониманием назначения предлогов и их практическим усвоением. Работу можно начать с предлогов: в, на, за, под, с, к, которые наиболее часто употребляются в речи, затем можно перейти к работе по усвоению, предложно – падежных конструкций.
Глагольные конструкции с неизменяемыми частями речи (примыкание) усваиваются детьми на материале наречий. Вначале отрабатывается круг пространственных наречий: близко, высоко, справа, слева и т.д., затем наречия, обозначающие время: вчера, сегодня, днем, ночью, утром; образ действия: быстро, медленно, тихо, громко и т.д. Параллельно с работой над фразой ведется работа над интонацией. Логопед формирует у детей представления о повествовательно и вопросительной интонации.
Формирование грамматической правильности речи происходит на основе предварительно усвоенного материала по лексике и фонетике. Оно начинается с упражнений по различению сопоставлению форм слов. Детей необходимо научить вслушиваться в окончания существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и того же слова.
На занятиях отрабатываются падежные формы, наиболее употребительные в разговорной речи. Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основной для формирования разных типов предложений.
Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.
В процессе развития словообразования у дошкольников с ОНР 3 уровня необходимо уделить основное внимание организации, прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей, прежде всего, уточняют связь между значением морфемы и её знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляют на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения её значения.
Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.
Приведем примеры комплекса заданий, упражнений программы логопедической работы с детьми по развитию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР 3 уровня.
Упражнение 1. «Ласковое слово».
Цель: развитие навыка образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, расширение предметного словаря.
Инструкция: «Назови ласково».
Слова: Коготь – коготок, крыло - __, глаза - __, курица - __, утка - __.
Упражнение 2. «Слова наоборот».
Цель: расширение словаря антонимов.
Инструкция: «Скажи слово наоборот».
Конструкции: Гусыня толстая, а курица __. Утенок маленький, а утка __. Петух черный, а курица __. Корова большая, а теленок __.
Упражнение 3. «Голоса».
Цель: расширение глагольного словаря, развитие навыка согласования существительных с глаголами.
Инструкция: «Расскажи, кто как голос подает».
Слова: кошка, корова, свинья, лошадь, собака; мяукает, мычит, хрюкает, ржет, лает.
Упражнение 4. «Предложение».
Цель: развитие умения согласовывать части речи, развитие связной речи.
Инструкция: «Составь предложение по картинке (приложение №4)».
Упражнение 5. «Ошибки».
Цель: развитие умения согласовывать части речи, формирование представлений о признаках предмета (организма).
Инструкция: «Исправь ошибки».
Конструкции: Маленькие цыплята любят плавать в пруду. Каждое утро громко кукарекает серый гусь. Важный петух высиживает яйца. У утки красивый красный гребешок и бородка.
Упражнение 6. «Один-много».
Цель: развитие навыка словоизменения.
Инструкция: «Одна груша – много груш».
Слова: слива, персик, абрикос, вишня, апельсин.
Упражнение 7. «Сок».
Цель: развитие навыка словообразования прилагательных.
Инструкция: «Назови, какой сок?»
Слова: сок из яблок - ___ сок, из персиков - ___, из апельсинов - ___, из вишни - ___.
Упражнение 8. «Признак предмета».
Цель: развитие умения согласовывать части речи.
Инструкция: «Подумай, о чем можно сказать: желтая (что?) __, синий ___, зеленые ____, красная ___, большая ___, растет ___, созревают ___.
Упражнение 9. «Дополнение».
Цель: развитие навыка словоизменения.
Инструкция: «Дополни предложение»
Соне подарили книгу об _____. Из книги Соня узнала много интересного. Как сажать ____, как ухаживать за _____, что можно готовить из _______.
Слово: овощи.
Упражнение 10. «Дом».
Цель: расширение предметного словаря.
Инструкция: «Назови части дома» (приложение 4).
Упражнение 11. «Этажи».
Цель: формирование навыка образовывать прилагательные путем сложения основ слов.
Инструкция: «Сосчитай этажи в каждом доме. Назови, какие дома нарисованы на карте»
Упражнение 12. «Какой?»
Цель: развитие навыка словообразования.
Инструкция: «Назови какой».
Слова: Дом из соломы – соломенный дом, дом из кирпича - ____, дом из камня - ____, дом из дерева - ____.
Упражнение 13. «Приставки».
Цель: развитие навыка изменения слова с помощью приставок.
Инструкция: «Измени слово с помощью приставки ПО-, ЗА-, ПЕРЕ-».
Слова: строить, красить, клеить, класть.
Упражнение 14. «Предлоги».
Цель: употребление предлогов в речи.
Инструкция: «Рассмотри картинки. Придумай по ним предложения».
Конструкции: Девочка сидит на кресле. Мальчик бежит к дивану. Девочка с кошкой стоят около стула. Девочка взяла книгу из шкафа. Девочка спряталась за шкаф.
Упражнение 15. «Цвет и предмет».
Цель: развитие навыка согласования количественных числительных с существительными и прилагательными, расширение словаря прилагательных и существительных.
Инструкция: «Назови предметы посуды и их цвет. Сосчитай предметы посуды».
Слова: чашка, половник, нож, тарелка, сковорода, кастрюля.
Упражнение 16. «Профессии».
Цель: расширение глагольного словаря.
Инструкция: «Кто что делает?»
Слова: пожарный, строитель, тракторист, повар, фотограф, врач.
Упражнение 17. «Что нужно?»
Цель: закрепление навыка словоизменения существительных по падежам.
Инструкция: «Назови, кому что нужно для работы».(приложение №4)
Слова: нож, доска, кастрюля, стетоскоп, шприц, таблетки, ножницы, фен, расчески, фотоаппарат, краски, кисти.
Упражнение 18. «Необычные профессии».
Цель: развития умения образовывать сложные слова.
Инструкция: «Додумай, как можно назвать этих людей».
Слова: лес рубит - ______, пчел разводит - _______, дрова сечет - ______, по скалам лазает - ______, на автомобиле гоняет - ___________.
Упражнение 19. «Слова наоборот».
Цель: закрепление навыков употребления антонимов.
Инструкция: «Скажи слово наоборот».
Слова: добро, трусость, насорить, новый, низко, быстро.
Упражнение 20. «Моя, мой».
Цель: развитие навыка согласования местоимений и существительных.
Инструкция: «Скажи».
Слова: спальня, игрушка, мама, папа, рюкзак.
Упражнение 21. «Один - много».
Цель: развитие навыка словоизменения существительных.
Инструкция: «Скажи так же: один мяч – много мячей».
Слова: мяч, кукла, кубик, мишка.
Упражнение 22. «Из чего сделано?»
Цель: развитие навыка словообразования.
Инструкция: «Скажи, из чего? Какой? Какая? Какие?»
Конструкции: Пиджак из шерсти. Он ______. Куртку сшили из кожи. Она _____. Шубу сшили из меха. Она _______.
Упражнение 23. «Синонимы».
Цель: объяснение значения синонимов, формирования умения подбирать синоним к слову.
Инструкция: «Синонимы – это слова близкие по смыслу, но разные по звучанию. Например, большой – крупный. Подбери к словам синонимы».
Слова: снег белый (значит, снег какой?), холодный день, снег блестит, на улице солнечно.
Список литературы и источников
Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 48 с.
Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2011. 105 с.
Горюнова Т.П., Минашина В.С., Сереброва Н.И. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития. М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2014. 139 с.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2004. 202 с.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: Литера, 2001. 150 с.
Назарова Е.В. Формирование лексико-грамматической организации речевого высказывания у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. 129 с.