СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие общетрудовых умений и навыков с целью дальнейшей социально-трудовой адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках профессионально-трудового обучения по специальности «Швейное дело»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная публикация рассказывает о необходимости развития общетрудовых умений у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью с целью их дальнейшей социально-трудовой адаптации.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие общетрудовых умений и навыков с целью дальнейшей социально-трудовой адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках профессионально-трудового обучения по специальности «Швейное дело»»

Развитие общетрудовых умений и навыков с целью дальнейшей социально-трудовой адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках профессионально-трудового обучения по специальности «Швейное дело»


Муравецкая Надежда Викторовна,

учитель МКОУ ОШ№ 30, г.Белгород


По данным Управления специального образования Министерства образования РФ, в настоящее время в Российской Федерации функционируют 1367 специальных (коррекционных) образовательных учреждения для детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии с контингентом 289000 человек. Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками, так как, кроме снижения интеллекта, имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. По этим же причинам выбор профессии для них суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей.

Поэтому главным направлением в работе по социально-трудовой адаптации в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является воспитание у обучающихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается развитием общетрудовых умений и навыков, коррекционным характером обучения. Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Наблюдается тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснованная неудовлетворённость заработком. Имеют место трудности в установлении контакта с членами коллектива, отстранённость от участия в общественной жизни предприятия. Предприятия, на которые идут работать выпускники, предъявляют к ним серьёзные претензии. Утверждают, что воспитанники коррекционных образовательных учреждений не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду.

У выпускников, живущих с родителями, наблюдаются иждивенческие настроения. Возникают проблемы в связи с неумением распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство.

Это обусловлено тем, что наши дети не могут взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми, у них не сформированы навыки самостоятельности, уровень знаний об окружающей среде низок. Они не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию из-за их эмоционально-поведенческих особенностей, им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков, правильно применять полученные знания в различных жизненных ситуациях, у них не сформированы мотивы и интересы к хозяйственно-бытовой деятельности, самооценка завышена. Всё это создаёт трудности в их социальной адаптации, трудоустройстве и приспособлении к жизни.

Адаптированность человека в конкретной трудовой среде проявляется:

  • в его поведении;

  • в показателях трудовой деятельности, эффективности труда (его количестве, качестве);

  • в усвоении социальной информации и ее практической реализации;

  • в росте всех видов активности (трудовой, общественно – политической, познавательной);

  • удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности (содержанием труда, заработной платой, организацией труда, условиями труда, морально-психологическим климатом в организации, возможностью общеобразовательного и профессионального роста и т.д.)

Общетрудовые умения и навыки заключаются в следующем:

  • Ориентировка в задании (специально организованный анализ образца, условий труда)

  • Умение самостоятельно планировать предстоящую работу

  • Осуществление текущего и заключительного самоконтроля в процессе работы и по окончании работы (умение контролировать свои действия, используя критерии оценки, умение сравнивать свое изделие с образцом)


Ориентировка в задании относится к действиям подготовительного характера и включает в себя:

- общее ознакомление с предстоящим заданием;

- анализ исходных данных (образца изделия, графических изображений и другой технико-технологической документации);

- ознакомление с требованиями педагога к результатам трудовой деятельности детей;

- установка требований к учебному заданию и установление критерия выполнения предстоящей работы.

Умение планировать выполнение задания включает в себя:

- планирование последовательности выполнения технологических операций и средств контроля;

- планирование состава необходимых средств трудовой деятельности (инструментов, приспособлений, материалов и т.д.);

- планирование состава необходимых средств контроля трудовой деятельности (контрольно-измерительные инструменты);

- планирование рабочего места (подготовка средств труда, проверка пригодности их к работе).

- рациональная организация рабочего места;

- уточнение хода предстоящего технологического процесса.

Умение контролировать процесс и результаты своего труда (текущий и заключительный самоконтроль в процессе работы и по окончании работы) включает в себя:

- поддержание средств труда в хорошем эксплуатационном состоянии (бережное обращение со средствами труда, использование их строго по назначению);

- поддержание рациональной организации рабочего места в процессе работы;

- контроль состояния предмета труда (заготовки и пригодность их к предстоящей работе);

- контроль состояния средств труда (инструменты, приспособления и др., проверка пригодности их к работе);

- контроль правильности хода технологического процесса (целесообразной последовательной работы, постоянное стремление к ее совершенствованию);

- постоянный контроль условий труда (безопасность труда, производственная санитария, соблюдение определенного порядка на рабочем месте, правильное выполнение технологических операций и приемов работы с инструментами);

- контроль продукта труда (изделия);

- предложения по совершенствованию конструкции изделия или хода технологического процесса (поддержание у детей постоянного стремления к улучшению своей работы).

Ориентировка в задании. Для успешного осуществления трудовой деятельности ученик должен понять задание и представить себе результат труда, конструкцию будущего изделия, его форму, размеры, материалы, из которых оно будет выполнено, и определить способ крепления. Мысленное построение того объекта, который предстоит изготовить, является характерной особенностью ориентировочного этапа работы. Создание четкого и полного образа будущего изделия способствует достижению положительного результата, поскольку в своей практической деятельности при планировании и самоконтроле работающий ориентируется на этот образ.

Необходимо подчеркнуть, что анализируемое изделие обучающиеся должны рассмотреть вблизи со всех сторон, иметь возможность взять его в руки.

На начальных этапах обучения в связи с тем, что дети не умеют анализировать изделия, не владеют профессиональной терминологией, невнимательны и быстро отвлекаются, педагог на протяжении нескольких уроков сам осуществляет такой разбор. Затем школьники по его вопросам повторяют анализ. Учитель каждый раз придерживается одной последовательности: называет изделие, указывает его назначение, выделяет крупные и мелкие детали, их пространственное расположение, виды швов. При коллективном анализе дети рассказывают об изделии, отвечая на вопросы учителя, задаваемые в указанной последовательности. Вопросы должны быть четкими, конкретными, понятными школьникам, чтобы привлечь их внимание к нужным частям и особенностям изделия, помочь правильно сформулировать ответ, побудить к активной мыслительной деятельности. После анализа объекта следует предложить одной ученице повторить анализ полностью, что создаст у детей более четкое представление об изделии.

Умению анализировать с частичной помощью учителя следует обучать с начала обучения. Сначала всей группе предлагается внимательно рассмотреть изделие и подумать, что о нем можно рассказать. Затем одна из учениц начинает отвечать. По ходу ответа учитель задает вопросы, чтобы помочь ей правильно указать сложные характеристики свойств предмета (пространственные признаки, некоторые малозаметные или ранее не встречавшиеся особенности). Если ученица не может ответить на вопросы или отвечает недостаточно полно и точно, ей помогают товарищи. Постепенно количество вопросов сокращается, и девочки переходят к самостоятельному анализу несложных аналогичных и новых изделий.

Ориентировка в задании включает в себя также анализ условий труда, т. е. изучение инструментов, приспособлений, материалов, необходимых для работы. Чтобы правильно планировать ход работы над изделием, девочек с самого начала обучения нужно ставить перед необходимостью выяснить, для чего даны те или иные материалы, инструменты. Вначале детей просят назвать приготовленные инструменты, материалы и приспособления и объяснить, для чего они даны. Со временем помощь учителя сокращается, и учащиеся самостоятельно анализируют условия труда. Иногда педагог специально не показывает исходный материал, инструмент, предлагая ребятам перечислить, что дано для работы, и определить, чего не хватает.

Предварительное планирование хода работы над изделием. Планирование работы включает в себя установление последовательности трудовых операций, определение приемов работы и инструментов, нужных для их выполнения. Каждый пункт плана формулируется полным предложением с точным указанием приемов работы: «разметить», «раскроить», «сшить».

Обучение планированию осуществляется в определенной последовательности и способствует тому, что дети осознают необходимость составлять план и придерживаться его в практической деятельности.

Значительную помощь в обучении детей планированию оказывает применение таких наглядных средств, как технологические и пооперационные карты. Вначале учитель объясняет выполнение каждой операции отдельно, чередуя показ трудовых действий со словесной инструкцией.

Затем дети учатся планировать ближайшую операцию. Сначала педагог называет ее сам или спрашивает учащихся, с чего лучше начать работу. После выполнения детьми (с помощью учителя) указанной операции им предлагается назвать следующую («Что будете делать дальше?»), обучая их таким образом не только правильно формулировать отдельные пункты плана, но и действовать в соответствии с запланированным. Небольшой временной промежуток между словом и действием способствует закреплению сказанного в памяти детей, созданию связи между речевыми и практическими компонентами трудовой деятельности.

На следующих ступенях школьники учатся составлять план в процессе коллективной беседы. Вопросы, задаваемые всему классу, вначале соответствуют каждому пункту будущего плана. Готовый план повторяет одна из учениц, чтобы у остальных сложилось полное представление о ходе работы.

Следующий этап обучения планированию — составление плана с частичной помощью учителя. Вызванная ученица рассказывает план работы, наиболее трудные позиции ей помогает сформулировать педагог, задавая наводящие вопросы. Постепенно школьницы подводятся к самостоятельному определению порядка работы над изделием.

На конечном этапе планирования учитель выясняет, какие инструменты, материалы и приспособления понадобятся для предстоящей работы и какие из них могут представлять опасность.

Повторение правил техники безопасности – обязательный элемент каждого урока. Для лучшего запоминания в мастерской имеются красочные стенды с образцами, как надо пользоваться опасными инструментами и материалами и чего нельзя делать ни в коем случае. После прочтения тех или иных требований необходимо закрепить это на практике. Например, один из пунктов гласит: «Ножницы передавай кольцами вперед». Учитель просит девочек показать, как нужно передавать ножницы. Или: «Храните иголку в подушечке». Дети показывают, где нужно хранить иголки.

Самоконтроль - это определение степени соответствия изготовляемого объекта поставленной в начале работы цели. Он может быть текущим и заключительным. Для того, чтобы избежать ошибок в работе, в конечном результате ученица должна научиться периодически сравнивать свою неоконченную работу с образцом.

Школьники с интеллектуальной недостаточностью допускают в своих работах значительное количество ошибок, что может быть связано как с неумением учащихся ориентироваться в задании, так и в непонимании необходимости осуществления контрольных действий. Кроме того, дети не владеют контрольными приемами. Контрольные умения и навыки связаны со сложными мыслительными процессами: сравнением, анализом, оценкой. При осуществлении в процессе труда контрольных действий внимание человека направлено на то, чтобы изделие соответствовало определенному качеству, удовлетворяло определенным требованиям. Кроме того, по ходу работы приходится устранять возникающие неполадки, вносить изменения в выполняемую деятельность.

Все это нелегко дается школьникам с интеллектуальной недостаточностью, так как у них не развито умение распределять внимание, ориентироваться на несколько признаков, в одно и то же время учитывать несколько требований. Учащиеся не могут пользоваться косвенными, опосредованными приемами при контроле и регуляции своих действий. При отсутствии необходимого направляющего руководства со стороны учителя дети контролируют и корректируют свои действия без учета всех требований, предъявляемых поставленной задаче. Только после серии уроков, на которых отрабатывались эти навыки, у учеников появляется потребность сравнивать детали изделия с образцом на каждом этапе изготовления.

Следует отметить, что до специального обучения девочки, несмотря на грубые дефекты, свое изделие и образец считали одинаковыми. Установление различий, а точнее, дефектов в своей работе по сравнению с образцом возможно при достаточно высоком уровне развития аналитического восприятия, что и стремятся развить педагоги в своих воспитанницах.

При глазомерном контроле самое главное — тщательное и планомерное сравнение условного эталона и собственной работы. С самого начала обучения педагог приучает воспитанниц периодически сравнивать свои неоконченные изделия с образцом, при этом он жестом привлекает внимание детей к той его особенности, при выполнении которой возможны ошибки. Несмотря на то, что образец находится перед ними, ученицы не соотносят с ним отдельные свои операции и постройку в целом, допуская грубые ошибки и неточности, которых не было бы при сопоставлении выполняемых операций с особенностями строения образца. В результате готовый предмет сильно отличается от образца, имея с ним лишь некоторые сходные черты.

Наиболее трудным для обучающихся является контроль с помощью линейки. Его выполнение состоит из нескольких этапов. Запоминание их последовательности вызывает наибольшую сложность, как и правильное размещение линейки вдоль верхней и нижней кромки листа, так, чтобы совместились отметка «0» на линейке и угол бумаги. После показа и объяснения понятия «отрезок», который имеет определенную протяженность, левую и правую границу, у школьниц с интеллектуальной недостаточностью не возникает о нем представления. Найдя нужное деление, они неточно совмещают начало линейки с левой кромкой заготовки. Нужное расстояние определяется практически на глаз по образцу готовой детали. При этом ошибка отмеривания отрезка длиной 10 см составляет 10 — 20 мм, а если образец детали не находится перед ученицей, то она увеличивается в 2 — 3 раза. Чтобы облегчить усвоение данного приема контроля, учитель использует пооперационный план на карточках, где представлены последовательность разметки и правильное положение линейки.

Оценка качества готовых изделий является этапом обучения детей умению осуществлять заключительный самоконтроль. Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью весьма неадекватно оценивают результаты своего труда. К полученным результатам и качеству работы дети относятся недостаточно критически, что сказывается отрицательно на формировании контрольных умений и навыков. Нередко оценка, выставленная учителем, вызывает у них отрицательную реакцию. Поэтому необходимо воспитывать правильное отношение к качеству выполненного изделия и научить детей находить недостатки в своих готовых поделках. С этой целью учитель просит ответить (не требуя объяснения), нравится или не нравится ребенку его изделие. Потом он просит рассказать о качестве поделки более подробно, указав ее достоинства и недостатки, объяснив причины недостатков. Необходимо привлекать девочек к обсуждению не только своих изделий, но и работ одноклассниц. В этом случае они получают возможность сравнивать свои работы не только с образцом, но и между собой.

В процессе усвоения общетрудовых умений и навыков воспитанницы учатся действовать целенаправленно и самостоятельно, раскрывают свои потенциальные возможности. По мере развития и частого применения общетрудовые умения и навыки становятся привычками, перерастающими в соответствующие качества личности. Так, привычка планировать свои действия при выполнении трудовых заданий способствует формированию целеустремленного, ответственного и обдуманного отношения к выполняемой деятельности.

Таким образом, формирование общетрудовых умений и навыков играет исключительно важную роль в гармоничном развитии личности школьников с интеллектуальными проблемами, его социальной адаптации.

Немаловажное значение при этом имеет выработка у детей с ограниченными возможностями здоровья правильных гигиенических привычек, умения принимать необходимую рабочую позу, не сутулиться, не перенапрягать себя, соответственно чередовать рабочие движения с паузами. Осуществляя необходимые мероприятия по охране труда учениц, учитель тем самым способствует выработке у них способности к трудовым усилиям и выносливости.

С целью педагогического обеспечения социальной адаптации педагог привлекает своих воспитанниц к участию в различного рода выставках, конкурсах поделок, где главным требованием является качество работ. Перспектива стать участником выставки, а может быть, и призёром, мобилизует ребят, и у них появляется желание добиться лучших показателей. Осознание того, что хорошо выполненная вещь будет выставлена напоказ и получит положительную общественную оценку, привлекает ребенка и вызывает у него желание удостоиться этой чести.

При наличии соответствующего воспитательного и направляющего воздействия со сторон педагога такое желание приводит в будущем к возможности трудиться, хорошим производственным результатам, к тому, что выпускники смогут успешно конкурировать на рынке труда в современном обществе, выполняя доступные им виды работ.