Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Барано-Оренбургская средняя общеобразовательная школа
Пограничного муниципального округа"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
РАЗВИТИЕ
ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ
ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ
(для учащихся 5-6 классов)
Мазур Елена
Борисовна, учитель русского языка
и литературы
с.Барано-Оренбургское
2022г.
Аннотация.
Методические рекомендации адресованы учителям русского языка, работающим в 5-6 классах общеобразовательных учреждений. Они пригодны для любой линии учебников. Их цель – помочь учителю совершенствовать грамотность учащихся на основе дидактических игр.
Методические рекомендации помогут учителю сделать уроки творческими и радостными.
Оглавление.
Пояснительная записка……………………………………… с. 4-6
Основная часть………………………………………………. с. 7-17
1.Стихотворные правила……………………………………. с.7-9
2.Игры, формирующие умение опознавать орфограммы………….............................................................. с.9-10
3.Игры, формирующие дифференцированный подход к
орфограммам………………………………………………….. с.10-13
4.Игры при работе со словарём……………………………... с.13-14
5.Словарные диктанты на основе игры……………………... с.14-15
6.Метаграммы…………………………………………………. с.16-17
Заключение…………………………………………………….. с.18
Список литературы, используемой при составлении методических рекомендаций…………………………………………………. с.19
Пояснительная записка.
Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский
В педагогической литературе неоднократно отмечалось, что проблема орфографической грамотности остаётся одной из центральных в обучении русскому языку. Навыки грамотного письма относятся к числу сложнейших и требуют непрерывной целенаправленной работы.
«Пиком интенсивности» в овладении учащимися орфографическими умениями является 5 класс. Начинается специальное изучение важнейших орфографических правил, понятий. У учащихся закладываются основы системного представления об орфографии и формируются орфографические умения и навыки. Поэтому с первого года обучения в средней школе необходимо целенаправленно проводить работу по орфографии с ориентацией на обязательный уровень орфографической подготовки школьников.
Совершенствование орфографической грамотности учащихся – одна из важных задач, стоящих перед учителем.
Не секрет, что на практике часто встречаешься с тем, что интерес к русскому языку как к учебному предмету у ребят либо снижен, либо отсутствует вовсе. Родной язык они часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Увлечь их, заставить полюбить предмет бывает трудно. Тогда на помощь учителю приходят игровые, занимательные формы работы. Они активизируют познавательные способности ребят, помогают им овладеть правописными навыками, способствуют не только формированию орфографической зоркости, но и пробуждают интерес к русскому языку и веру в свои силы в каждом ученике.
Игра – спутник жизни детей. У младших школьников она занимает очень важное место в жизни, поэтому на уроке я придаю ей особое значение.
Трудности в подборе занимательного материала для уроков русского языка, который бы способствовал формированию орфографической грамотности учеников, подвигли меня на создание данной работы. Ведь творческие задания призваны в интересной, увлекательной форме привить учащимся любовь к родному языку, развивать речь, внимание, память и мышление школьников.
Нелегко найти методическое пособие, в котором игровой материал был бы представлен как основа для работы над повышением уровня орфографической грамотности учащихся. Отдельные небольшие статьи появлялись в журнале «Русский язык в школе» в восьмидесятые года. А вот серия пособий для учащихся С.И.Львова «Русский язык» предлагает интересные задания при изучении учебного предмета.
Предложенные методические рекомендации в какой-то степени восполнят недостаток литературы по данному вопросу. Цель работы – помочь учителю совершенствовать грамотность учащихся 5 и 6 класса на основе дидактических игр. Их может использовать в работе каждый учитель, а особенно начинающий. При написании предлагаемой работы решались следующие задачи: определить уровень разработанности указанной проблемы; спроектировать педагогическую деятельность, направленную на повышение уровня орфографической грамотности учащихся на основе дидактических игр; составить рекомендации по решению данного вопроса
В методических рекомендациях представлен занимательный материал для работы над различными видами орфограмм, как для пятиклассников, так и для учеников шестого класса.
Игровую форму работы можно применять в классах с разным уровнем подготовки учащихся. Но необходима она там, где у многих ребят возникают трудности в овладении орфографическими умениями и навыками.
Специальной технической или материальной базы при внедрении предлагаемых творческих наработок не требуется.
Основная часть работы делится на две части. В первой части приведены примеры некоторых орфографических правил, записанных в стихотворной форме. Такой вид подачи учебного материала благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, развивает интерес к поэзии, русскому языку. Это увлекает учеников, а значит они лучше запомнят и усвоят учебный материал.
Во второй части работы предложены дидактические игры, способствующие повышению уровня орфографической грамотности учащихся. Игры сгруппированы таким образом: игры, формирующие умение опознавать орфограммы; игры, формирующие дифференцированный подход к орфограммам; игры при работе со словарём; словарные диктанты на основе игры; метаграммы.
Сохраняется преемственность между начальной школой и средним звеном. Первые дни ребёнка в 5 классе, как и первые дни в школе, являются трудными для всех без исключения, как бы отлично ни справлялись дети со своими школьными обязанностями. Появляются новые учебные предметы, много новых учителей, у каждого из которых свои требования. Игра станет своеобразным мостиком между третьим – четвёртым и пятым классами. Вводить в урок игровые ситуации необходимо ещё и потому, что у школьников внимание и запоминание недостаточно развиты: им легче запомнить то, что интересно.
Таким образом, некоторые из предлагаемых игр и стихотворных правил могут быть использованы учителями начальных классов. А дидактические игры, формирующие у школьников дифференцированный подход к орфограммам, могут стать частью уроков русского языка в 7 классе.
Использование дидактических игр на уроках русского языка поможет учителю сделать серьезные занятия для ребенка занимательными, что позволяет снизить утомляемость и напряжение ученика, в течение всего урока поддерживать его внимание.
Не стоит пренебрежительно относиться к игровой форме подачи материала и думать, что игра – это только развлечение.
Игра не является развлекательным средством – это обычное упражнение, облеченное в занимательную форму. Содержание игры служит выполнению учебной задачи. Важной в игре является и воспитательная сторона. Игра требует от учащихся сообразительности, внимания, учит выдержке, взаимоподдержке, вырабатывает умение находить правильное решение, развивает и повышает интерес к предмету.
Игры различны по сложности, форме, содержанию, но в каждой из них должны сохраняться два элемента – познавательный и игровой. И очень важно, чтобы ни один из них не был упущен, иначе эффективность ее может быть сведена к нулю.
Основная часть
Довольно часто учителя всю свою энергию тратят на объяснение правил, на изучение теории. Учителю кажется, что первый шаг к грамотному письму – это тщательнейшее изучение правил и формулировок учебника, иногда забывая, что именно заучивание огромного количества орфографических правил, зачастую, и делает учебный предмет нелюбимым для школьников.
Теория должна изучаться так, чтобы ученику она казалась нужной, необходимой помощницей, чтобы школьник обращался к ней в случае сомнения. Если перед учащимися будет стоять выбор: выучить правило в стихотворной форме или в том виде, в каком дано в учебнике, нет сомнений, что они выберут первый вариант запоминания материала. Даже наши родители с легкостью назовут некоторые правила-стихотворения, которые учили в школе.
Стихотворная форма подачи материала (весёлые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах) благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, развивает интерес к поэзии, к русскому языку. Это вызывает интерес у школьников, а значит они лучше запомнят учебный материал, что способствует повышению уровня орфографической грамотности.
Вот примеры некоторых стихотворных правил, которые я использую в своей педагогической практике.
Орфограмма «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лед – на льды –
Будешь грамотным и ты.
Сказку можно рассказать.
Кошку кошечкой назвать.
Превратить наш пруд в пруды,
Сад в сады, а мост в мосты.
Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова»
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно.
Это всем теперь уж ясно:
Букву Т писать напрасно,
И ужасно, и опасно
Там, где вкусно и прекрасно.
Коль не знаешь, как тут быть:
Надо слово изменить
И проверкой доказать:
Надо букву здесь писать?
Орфограмма «Правописание ЧК, ЧН, ЩН…»
Мощный каменщик зимой
Нянчил дочку в час ночной.
Спи, дочурка, в тиши,
Мягкий знак тут не пиши.
Орфограмма «Буквы Ы и И после Ц»
(о словах исключениях)
Цыган на цыпочках
Цыпленку цыкнул: «Цыц!»
Орфограмма «Правописание – тся и – ться в глаголах»
Что в вопросе – то в ответе.
Правил проще нет на свете.
Орфограмма «Чередующиеся Е и И в корне»
В корнях с чередованием
С особенным вниманием
На суффикс посмотри.
Если в суффиксе есть А,
В корне И пиши всегда.
Орфограмма «Мягкий знак в глаголах 2 лица»
Будем у глаголов
Во втором лице
Мы писать, конечно.
Мягкий знак в конце.
Знаешь и прощаешь,
Пишешь, говоришь.
Ты запоминаешь.
Учишь – не зубришь.
Правописание имен собственных.
Названья стран и городов,
И сел, и деревень
С заглавной буквы я пишу:
Россия, Тверь, Тюмень.
Улицы, реки, озера, моря
Пишутся с буквы заглавной
Не зря.
Правописание наречий
Промокла донельзя,
Насквозь, наповал.
Но жду послезавтра
Вас на карнавал.
Мне хочется рассказать о некоторых играх, которые я использую на уроках и которые любят мои ученики. Все предложенные дидактические игры направлены на формирование орфографической грамотности учащихся.
Игры, формирующие умение опознавать орфограммы.
Умение быстро обнаружить орфограмму является важнейшим базовым умением. Поэтому работу над грамотностью учащихся надо начинать с развития орфографической зоркости.
И г р а « З о р к и й г л а з » поможет оживить словарные диктанты. Сначала ребята записывают текст диктанта, затем учитель объявляет конкурс на самого зоркого. Кто найдет в тексте словарного диктанта или в одной из его строк слово с наибольшим количеством орфограмм?
Это вид работы способствует формированию орфографической зоркости у учеников. Так как в начале 5 класса она не достаточно развита, подвести ребят к этой игре помогут ее варианты.
Вариант 1. Сколько орфограмм в каждом из записанных слов?
Столы, пенал, пол, ложка,
В начале года следует подбирать слова с 1 или 2 орфограммами. Когда школьники овладеют навыком нахождения орфограмм, в диктовку можно включать слова более сложные.
Вариант 2. Сравните пары: в каком слове количество орфограмм больше?
Ножи – нож, ручка – рука, столы – стол,
В диктанты учитель должен включать только слова с изученными видами орфограмм, чтобы каждый ученик мог справиться с заданием. Не надо делать упражнение заведомо сложным, иначе у ребенка пропадет интерес к выполнению такой работы. А она очень важна в формировании навыка грамотного письма.
И г р а « А у к ц и о н »: кто больше насобирает орфограмм?
На моих уроках стало традиционным проведение орфографических минуток, которыми закрепляется умение находить орфограммы. Для детей это не утомительный процесс, а увлекательная игра. Например, они записали под диктовку предложение:
На полянке у тропинки пробиваются травинки.
Задание. Найди все орфограммы.
Но это «сухое» задание можно предложить детям в игровом виде:
- Чтоб ошибок избежать, зоркость будем развивать! Кто найдет все встретившиеся орфограммы?
Можно учеников нацелить на определённый вид орфограммы и дать задание найти только её в записанных словах или предложении.
Игры, формирующие дифференцированный подход к орфограммам.
В ходе выполнения следующих упражнений формируется дифференцированный подход к орфограммам. Основной акцент делается уже не только на то, чтобы замечать орфограммы в тексте, но и на умение классифицировать их, обосновывать написанное.
Сравнение и сопоставление являются активными приёмами усвоения знаний. Особенно эффективно использование приёма сопоставления в процессе работы над взаимосмешиваемыми орфограммами. В результате анализа и сопоставления учащиеся приобретают навыки разграничения трудных написаний, выявляя сходное и различное в сопоставляемых явлениях.
И г р а « П у с т о е м е с т о » основана на сопоставлении. А такие игры достаточно хорошо развивают аналитические способности детей, дисциплинируют их внимание.
Тема: «Буквы о – ё после шипящих в корне».
Задание: запишите слова с буквой Ё, место слов с буквой О оставьте пустым. Примеры пронумеруйте.
Ш..в, ш..лк, ш..рох, ш..пот, крыж..вник, ч..лка, п..чет, капюш..н, ж..лтый, ш..кировать.
Запись в тетрадях учеников выглядит следующим образом:
1)
2) шелк
3)
4) шепот
5)
6) челка
7) почет
8)
9) желтый
10)
И г р а « Н а й д и п а р у » способствует закреплению знаний по орфографии, выработке прочных орфографических навыков. Игру проводят на уроках закрепления или обобщения материала. Она хороша тем, что требует от учащихся применения многих правил.
На доске в столбик записаны слова с различными орфограммами. Например:
Косьба –
Объяснить –
Чаща –
Стена –
Солнце –
Бесстрашный –
Дочь –
Поехать –
Над морем –
Семья –
Учитель читает слово, а ученики записывают его напротив слова на такое же правило, обосновав свой ответ и сделав необходимые условные обозначения.
Можно провести игру по-другому. В словах на доске будут пропущены буквы. На учительском столе лежат карточки, на которых написаны слова тоже с пропущенными буквами. Ученик берёт карточку и размышляет, куда ему записать слово, вставляет и объясняет пропущенные орфограммы.
На доске:
Ни…кий –
Кол…с –
Бе…звёздный –
Ж…знь –
Под…езд –
Бе…страшный –
Солов…и –
Грач… -
Поз…ний –
Мощ…ный –
Карточка
Грущ…, мес…ный, об…яснить, доч…, бе…шумный, б…жать, ре…кий, ра…писание, п…ю, ноч…ка.
И г р а « Ч е т в ё р т о е л и ш н е е » развивает аналитические способности учеников, орфографическую зоркость, умение находить сходные орфографические явления.
Задание: среди четырех слов нужно выбрать одно, в котором нет орфограммы, повторяющейся а трех других словах.
Слова записывают под диктовку. Повторяющуюся орфограмму графически оформляют. В диктовке могут быть использованы слова с различными орфограммами:
Ночь, печь, ключ, соловьи.
Разбудить, рассказать, расписание, надпись.
Выросли, растение, колосок, росток.
Горячий, загорать, выгореть, гора.
Игру можно проводить и для закрепления определённого вида орфограммы.
Тема: «Буквы о-а в корнях –раст-, -рос-, -ращ-».
Растения, поросль, растереть, водоросли.
Подросток, вырастить, заросли, раса.
Выросший, рассмешил, дикорастущий, растеневод.
Возраст, ростовщик, Ростов, разбить.
Можно воспользоваться вариантом этой игры. Слова с пропуском орфограмм записаны на доске.
Задание: из каждых четырех слов запишите только три. Догадайтесь, какое слово нужно исключить.
Можно дать дополнительное задание «достроить» цепочку.
И г р а « П о м о г и П е т е О ш и б к и н у » дисциплинирует внимание учащихся, они очень любят находить и исправлять чужие ошибки.
Например.
1. В слове соленый Петя написал гласную А. «Проверочное слово сало», - объяснил он. Правильно ли это?
2. Слово ненавидел в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - заявил Ошибкин. Прав ли Петя?
3. Не был Петя написал слитно. «Это слово, - сказал он, - можно заменить синонимом без не – отсутствовал». Почему он неправ?
4. Шепот Петя написал с буквой О. «После шипящих под ударением пишется О», - выучил он. Как вы объясните написание слова?
5. Цыган Петя пишет с буквой И. «В корне слова после ц пишется и, это точно помню», - сказал Петя. Почему он ошибся?
6. Слово вырастали у Ошибкина написано с буквой О. Рядом стоит проверочное слово – рост. Сделал ли Петя ошибку?
7. «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово 2-го склонения мужского рода», - услышали ребята на уроке, когда отвечал Петя. Как его исправить?
8. Петя написал: «Был фчера на фудболе». Ошибки он сделал или описки?
И г р а « К т о б о л ь ш е ? » развивает логическое мышление, обогащает словарный запас учащихся, способствует формированию орфографической зоркости у учащихся, осознанное применение правил. Начинать целесообразно с устных упражнений, затем переходить к письменным. Задания такого типа помогают учащимся сделать шаг от оперирования «чужим» материалом к использованию в речи своих примеров с данными орфограммами.
Даётся задание: кто больше подберёт слов–примеров на определённый вид орфограммы. Игра может проводиться устно, тогда ученики распределяются по рядам-командам, представители каждого ряда отвечают поочерёдно. На доске учитель или один из учеников записывает только верные ответы.
Если игра проводится письменно, то сначала учитель выясняет, у кого из учеников больше пяти, восьми и так далее слов. Ученик, который подобрал большее количество примеров, зачитывает их, а класс проверяет его работу. Выигрывает тот, кто подберёт большее число слов на заданный вид орфограммы.
И г р а « У г а д а й к а » помогает учащимся усваивать опознавательные признаки орфограмм, различать орфограммы по их отличительным признакам.
Учитель диктует слова, дети записывают их, обозначают орфограммы. Затем учитель называет опознавательные признаки орфограмм, а ученики находят слово с описанной орфограммой и объясняют написание. Например:
Орфограмма находится в окончании после шипящей. Выбор зависит от места ударения в слове.
Орфограмма находится в корне с чередующимися гласными. Выбор зависит от того, оканчивается ли корень на ст, щ.
Орфограмма находится на конце слова после шипящей. Выбор написания зависит от склонения существительного.
Орфограмма находится между корнем и приставкой, оканчивающейся на твёрдый согласный, пишется перед е, ё, ю, я.
И г р а « Я - в о л ш е б н и к » пробуждает интерес к работе, формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, поможет ученикам ориентироваться в системе понятий существительные собственные и нарицательные.
Задание: преврати имена нарицательные в имена собственные.
Птица орел – (город Орел). Цветок роза – (девочка Роза). Воздушный шарик – (пес Шарик). Плодородная земля – (планета Земля).
Задание: измени слово так, чтобы в нём появилась орфограмма.
Место – местный, здоровье – здравствуй, честен – честный, свет – посветить, шуба – шубка, просить – просьба, косить – косьба.
Игры при работе со словарём.
Следующие игры способствуют воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой школьника, необходима тренировка. Игра оживит работу, разнообразит её.
Данные виды заданий способствуют формированию у детей навыков самоконтроля. Без контроля не может быть эффективной, целенаправленной работы по формированию орфографических навыков.
И г р а « С п р а в о ч н о е б ю р о ».
В виде соревнование проводится словарный диктант. Учитель даёт задание: кто быстрее найдет «адрес» слова в словарике и объяснит, как это слово написать. Такая работа проводится со словами, содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне, удвоенные согласные: апельсин, почерк, гитара, чехол, слева, шофер, костюм, расчет.
И г р а « З м е й к а » также помогает отработать навык написания словарных слов.
Она проводится с использованием словаря «Пиши правильно». Нужно записать слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого слова. Один ученик работает у доски, остальные с места по одному называют слова. В тетрадях шестиклассников может быть такая запись:
Лейтенант – талант – типография – январский – искусство – одиннадцать – трибуна – атмосфера – ровесник – командир – ракета – арматура – реформа – миллиард – двести – иллюстрация – искусный – салат.
И г р а « В н и з п о л е с т н и ц е »
Задание: попробуйте составить необычную лесенку. Для этого вам придётся из словаря «Пиши правильно» записать слова на букву «Б» (или любую другую) так, чтобы каждая ниже стоящая ступенька состояла из слова на одну букву больше, чем предыдущее. У учеников 6 класса получится следующая запись:
Бетон
Бассейн
Бахрома
Богатырь
Багряный
Бордовый
Биография
Бирюзовый
Словарные диктанты на основе игры.
И г р у « К т о м е н ь ш е с д е л а е т о ш и б о к ? » можно проводить довольно-таки часто при написании словарных диктантов, контрольном списывании, при работе с перфокартами. Задание держит ученика в напряжении на протяжении всего диктанта, мобилизуют его внимание, волю. Никому не хочется быть последним. Желательно, чтобы результаты учащиеся узнали на этом же уроке, иначе погаснет дух соревнования.
Результаты диктантов можно узнать при взаимопроверке, а проверка работ по перфокартам не займёт у учителя много времени на уроке.
И г р а « Н а з о в и о д н и м с л о в о м ! » может стать занимательной основой для словарного диктанта. По лексическому значению ребята должны назвать слово, о котором идёт речь. Затем выясняется, какая орфограмма объединяет записанные слова и объясняется их написание.
Тема: «Буквы о – а в корнях –раст-, -рос-, -ращ-».
Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16 лет. (Подросток)
Частый кустарник, которым заросло какое-либо место. (Заросли)
Водяное растение, у которого нет корня, стебля и листьев. (Водоросли)
Стебель растения в самом начале развития. (Росток)
Тот, кто даёт деньги в рост, в долг под большие проценты. (Ростовщик)
Крупный, высокого роста человек. (Рослый)
Отдельная область деятельности, науки, производства. (Отрасль)
Наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений. (Растеневодство)
Тема: «Приставки пре-, при-».
Место стоянки судов. (Пристань)
Глава государства. (Президент)
Помеха, затруднение. (Препятствие)
Первое представление фильма. (Премьера)
Купить что-либо. (Приобрести)
Подарить. (Презентовать)
Льгота. (Привилегия)
Легенда. (Предание)
Оперная певица, исполняющая первые роли. (Примадонна)
10) Вступление к музыкальному произведению. (Прелюдия)
И г р а « О т г а д а й – к а » представляет собой словарный диктант на основе загадок. Ученики записывают отгадки, обозначая орфограммы.
Тема: «Правописание гласных после шипящих и Ц».
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щётка)
По пригоркам, по равнинам
Я веду свою машину.
Я люблю дорог простор,
А зовут меня… (Шофёр)
Не моторы, а гудят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (Пчёлы)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Жёлудь)
По десятку на шесточке
Сели умные кружочки.
И считают громко вслух.
Только слышно: стук да стук. (Счеты)
Зубастая пила
В лес густой с утра пошла.
Весь лес обходила,
Ничего не спилила. (Расческа)
И г р а « П о щ у ч ь е м у в е л е н и ю » помогает ученикам ориентироваться в системе изученных орфограмм, чётко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что ученики по очереди высказывают пожелание, какую орфограмму они хотели бы видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные называют и записывают слова с указанной орфограммой.
« Ш у т л и в ы й д и к т а н т » заставит обратить внимание учеников на то, что правописание слов зависит от их лексического значения.
Можно поразмышлять над следующими выражениями: Иль я тобою очарован? Его расстроили за дачей. Овраг, меня перехитрил ты! Пришлось остаться на острове с утками. Сделать за плату? На берегу Невы бродили? Катя из Нежина? Будет вам по калачу, а не то поколочу.
Ценят золото по весу, Сидел он на окошке
А по шалостям – повесу. И размышлял о кошке.
На цветенье скор пион,
А на подлость – скорпион.
Метаграммы
Материалом для работы над орфограммой, развития орфографической зоркости и логического мышления у школьников послужат мегаграммы. Метаграммы – это загадки, в которых нужно отгадать пару слов, различающихся одним звуком или буквой. При их решении ученики понимают, что к слову надо относиться очень внимательно, ведь от лексического значения может зависеть и написание слова.
Метаграммы можно использовать в качестве орфографической зарядки, по 1-2 на уроке.
Тема: «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова».
С буквой К меж берегов Мне не пройти ветвистый лес –
Я теку привольно. Мои рога в ветвях застрянут,
С буквой С я без зубов, Но поменяй мне Л на С -
Но кусаюсь больно. И литья все в лесу завянут.
(Ока – оса) (Олень – осень)
Тема: «Проверяемые безударные гласные в корне слова»
С буквой А с грибами сделай,
Ешь, не бойся ничего!
Не открыть малышке двери –
Помоги-ка с буквой О.
(Отвари – отвори)
С буквой Е ты делай в хоре
И таланта не таи.
Принял горькое лекарство –
Делай быстро с буквой И.
(Запевай – запивай)
С Е торопят, если знают,
Что недолго уж до срока.
С И – учительница часто
Говорит в конце урока.
(Спеши – спиши)
С И нам долго находиться
Можно в городе, в селе.
При еде, чтоб не давиться
Надо сделать с буквой Е.
(Проживать – прожевать)
С И недолго сделать кошке,
Если есть сметана в плошке.
С Е же сделать нелегко,
Коль забрался высоко.
(Слизать – слезать)
Делать с И спокойно нужно,
Если слушаешь урок.
Будешь с Е ещё не скоро:
Не пришёл пока твой срок.
(Сидеть – седеть)
Заключение
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут стать опорой прочных знаний.
Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в русском языке. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих к подобным находкам и открытиям.
В своей работе я широко использую игровые формы работы. Они помогают сделать творческими и радостными уроки русского языка. Их разнообразие и использование в системе содействует развитию воли, памяти, мышления, а самое главное – пробуждает интерес к изучению родного языка, ребята учатся активно мыслить.
Игры, предложенные в данных методических рекомендациях, способствуют росту орфографической грамотности в целом, расширению лексического запаса школьников, повышению их общей успеваемости по русскому языку.
Игр очень много, но при подборе материала к уроку следует иметь в виду, что все игры должны быть связаны с темой конкретного урока и направлены на решение учебной задачи.
Учитель должен помнить о том, что ему необходимо сделать урок интересным, а не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать играя, а не просто играть.
Список литературы.
1. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
2.Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1992.
3.Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.
4.Журнал «Русский язык в школе», №1 1990.
5.Журнал «Начальная школа. Плюс до и после», №2 2003.
6.Журнал «Начальная школа. Плюс до и после», №3 2004.
7.Журнал «Русский язык в школе», №2 2005.