СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие памяти у детей

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие памяти у детей»







Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста


















Оглавление

Введение

Глава 1. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Виды памяти и их особенности.

1.2. Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Помощь детям старшего дошкольного возраста в развитии памяти

2.1. Методики изучения памяти детей старшего дошкольного возраста

2.2. Использование дидактических игр в развитии памяти детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Список литературы




















Введение

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального “Я”, формирование внутренней социальной позиции. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы, интеллектуальные способности, являющиеся важнейшей составной частью психического развития ребёнка.

Память в детском возрасте - одна из основных, центральных, психических функций. Не мышление стоит в начале развития ребёнка, а память. Такова основа психического развития.

«Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д. Запоминание часто происходит без заметных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует» - так писал о памяти Д.Б. Эльконин. [11]

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Именно память делает возможным повторное использование опыта в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без неё невозможна никакая деятельность, поэтому значение памяти огромно.

Проблеме памяти посвящены исследования П. П. Блонского, А.Бэна Л. С. Выготского, Н. М. Сеченова, В.А. Сумароковой, К. Грооса, Л. В. Занкова и других учёных. Авторы активно обсуждали вопросы функционирования памяти и механизмы её нарушений. Изучены полнота, точность, прочность произвольного и не произвольного запоминания, а также зависимость запоминания от индивидуальных особенностей.

По мнению учёных Л. И. Божович, Л. С. Выготского, З. М. Истоминой, память носит непроизвольный характер. Однако к концу дошкольного возраста у ребёнка начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание. Происходит это в связи с развитием игры и под влиянием взрослого. В дошкольном возрасте, когда активно развивается психика, проблема развития памяти становится одной из важнейших задач работы педагога, так как память во многом определяет успешность протекания личностного развития ребенка. Дошкольный возраст является сензитивным для становления форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической функцией является в этот период наиболее эффективной и важной в развитии детей.

Без специальной целенаправленной работы приемы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.

При правильно организованной психолого-педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям. В старшем дошкольном возрасте дети учатся мыслить, сравнивать, классифицировать, группировать, находить характерные признаки, а также происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала.

Актуальность темы представляется очевидной в условиях нарастающего информационного прогресса, разработки и внедрения различных развивающих программ, определенной умственной акселерацией современных детей.

Объект исследования: процесс развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: определить особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи данного исследования таковы:

  • Теоретически изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

  • Изучить особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.

  • Показать особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Прежде, чем рассмотреть вопрос об особенностях развития памяти у детей старшего дошкольного возраста, необходимо остановится на рассмотрении видов памяти и их особенностях.



Глава 1. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Виды памяти и их особенности


Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями. Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящими и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого "Я" и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.

В настоящее время принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

При этом отдельные виды памяти вычленяются по трём основным критериям:

1) по характеру психической активности в деятельности: двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память;

2) по характеру целей деятельности: непроизвольная и произвольная;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала:  кратковременная, долговременная, оперативная.

Впервые классификация видов памяти по характеру психической активности была предложена П.П. Блонским.[3]

Рассмотрим характеристики этих видов памяти:

Двигательная (или моторная) память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.

Эмоциональная память - это память на чувства. Заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства.

Образная память - это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и т.д. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений.

Словесно-логическая память заключается в запоминании и воспроизведении наших мыслей.

Непроизвольная память – это способность запоминать и воспроизводить материал автоматически, без волевых усилий.

Произвольная память – присутствует задача что-то запомнить или припомнить, процесс требует волевого усилия.

Кратковременной называют память, способную сохранять информацию в течение 23-30 секунд после прекращения процесса ее восприятия.

Оперативной называют память, время хранения информации в которой рассчитано на решение какой-либо конкретной задачи и определяется особенностями самой задачи.

Долговременная память можно определить как память, рассчитанную не только на длительный срок хранения информации, но и на многократное повторное обращение и использование соответствующей информации без потери.

В наиболее простой форме память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форме предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. 

1.2. Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство - особый период в развитии личности. Ребёнок учится воспринимать, думать, говорить, он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила поведения и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Без нее невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим, невозможна и его деятельность. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль. Память становится в центре сознания, несмотря на ее видимое, внешнее несовершенство.

В этот период память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа.

Как считал Л. С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал.[5]

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит приметно в 4-летнем возрасте, когда память приобретает элементы произвольности.
В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребёнок начинает понимать указания взрослого в отношении того, что запомнить и припомнить, как использовать приемы и средства запоминания, как проверить и контролировать правильность воспроизведении и т.д.

Возникновение произвольной памяти связано:

- с возрастанием регулирующей роли речи;

- появлением идеальной мотивации;

-   умением подчинять свои действия относительно отдаленным целям (например, наблюдение за бабочкой, чтобы потом ее нарисовать);
-  становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.
     Однако произвольное запоминание у старших дошкольников продолжает оставаться, главным образом, механическим. Оно осуществляется при помощи повторений, но от повторения вслух дети переходят к повторению шепотом или «про себя». В процессе механического запоминания ребенок опирается лишь на внешние связи между объектами. Поэтому дети легко запоминают считалки, словесный каламбур, недостаточно понятные фразы, дословно могут воспроизвести далеко не всегда осмысленный материал. Причина этого связана с интересом к звуковой стороне слов, эмоциональным отношением к ним, с их включенностью в игровую деятельность.

Но уже в старшем дошкольном возрасте становится возможным смысловое запоминание, основанное на установлении содержательных связей между частями запоминаемого материала, между запоминаемым материалом и элементами прошлого опыта, хранящимися в памяти. Такое усвоение происходит только в условиях специального обучения.
Поскольку преобладающим видом памяти у старших дошкольников является образная память, наиболее подходящим материалом для использования в смысловом запоминании в этом возрасте служат картинки.
     Овладение элементами произвольной памяти включает несколько этапов: 
- Словесная постановка цели на запоминание, которая формируется взрослым.
- Появление у ребенка под влиянием воспитателей и родителей намерения что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем запоминание становится произвольным.

Осознание и выделение мнемической цели, которая наблюдается:

  • когда ребенок сталкивается с такими условиями, которые требуют от него активного припоминания и запоминания (например, знакомство с новой подвижной игрой — правила);

  • когда для ребенка важен мотив, побуждающий его к деятельности, и происходит принятие цели (легче всего это происходит в игре; например, ребенок берет на себя роль «покупателя» в игре, принимает задачу «купить» для детского сада то, что ему поручено, и в «магазине» для него ставится необходимой цель вспомнить, что нужно «купить»); цель запомнить и припомнить для ребенка в игре имеет конкретный смысл.

    -   Осознание и использование ребёнком некоторых приемов запоминания, которые выделяются из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Первоначально происходит повторение вслед за взрослым того материала, который необходимо запомнить, далее проговаривание, осуществление внешних действий, пространственное перемещение и т. п. В дальнейшем осуществляется смысловое соотнесение и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным.

-   Действия самоконтроля, которые впервые появляются у детей в 4 года. Дети 5—6-ти лет уже успешно контролируют себя, запоминая или воспроизводя материал, исправляют неточности.

До самого конца дошкольного детства основным видом запоминания остается непроизвольное запоминание. К произвольному запоминанию дети обращаются редко и, главным образом, по требованию взрослых.

К 6 годам жизни в психике ребенка появляется важное новообразование – у него развивается произвольная память. К произвольному запоминанию и воспроизведению малыши обращаются в сравнительно редких случаях, когда такая необходимость возникает непосредственно в их деятельности или когда этого требуют взрослые. В то же время, именно этому виду памяти предстоит сыграть наиболее важную роль в предстоящем обучении в школе, поскольку возникающие в процессе такого обучения задачи, как правило, требуют постановки специальной цели запомнить. Чтобы они могли запомниться непроизвольно, ему необходимо будет производить для запоминания сознательные волевые усилия и использовать определенные приемы. А этому можно и нужно заранее научиться.

Следует выделить еще одно достижение в развитии памяти детей дошкольного возраста. Осознание цели запомнить стимулирует осознанный поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Первоначально способы запоминания и припоминания очень примитивны: это повторение поручения вслед за взрослым, проговаривание материала шепотом, прикосновение к картинкам, их пространственное перемещение и т.п. В дальнейшем появляются и более сложные приемы запоминания: применение вспомогательных средств, требующих умение создавать новые связи, новую структуру, искать опору на уже известное. Начинается развитие произвольной, логической памяти.

У ребенка 5–7 лет можно и нужно развивать все виды памяти – образную и словесно-логическую, кратковременную, долговременную и оперативную.

Таким образом, можно сделать следующие выводы по развитию памяти у детей дошкольного возраста:

  • преобладает непроизвольная образная память;

  • словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание, расширяет познавательную деятельность ребенка;

  • складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции процесса запоминания сначала со стороны взрослого, а затем и самого ребенка;

  • формируются предпосылки для овладения логическими приемами запоминания.

Таким образом, рассмотрев особенности памяти детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что, важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит приметно в 4-летнем возрасте, когда память приобретает элементы произвольности, а уже в старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Первоначально происходит повторение вслед за взрослым того материала, который необходимо запомнить, далее проговаривание, осуществление внешних действий, пространственное перемещение и т. п. В дальнейшем осуществляется смысловое соотнесение и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным.

Глава 2. Помощь детям старшего дошкольного возраста в развитии памяти

2.1. Методики изучения памяти детей старшего дошкольного возраста


Для исследования памяти у детей дошкольного возраста мы активно используем следующие методики:

Методика: «Построй из палочек» (лесенка).

Цель: выявить уровень развития конструктивных способностей, умение работать по памяти и образцу.

Оборудование: 20 плоских палочек одного цвета, экран.

Проведение обследования: ребенку показывают, как построить лесенку из десяти палочек, и просят запомнить. Затем взрослый закрывает лесенку экраном и предлагает ребенку сделать такую же по памяти. При затруднениях проводится обучение.

Обучение: взрослый строит «лесенку», обращая внимание ребенка на то, как он это делает. Закрывает свою «лесенку» экраном и просит ребенка построить такую же. Если у ребенка отмечаются трудности, задание предлагают выполнить по образцу.

Оценивается: принятие задания; способы выполнения – по памяти, по образцу, после обучения, по показу.

Оценка действий ребенка в баллах:

1 балл: ребенок не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла: ребенок принимает задание, но не понимает его условий, раскладывает палочки иначе, чем в образце, не может построить не только по памяти, но и по образцу, выполняет задание на основе показа или воспроизводит только элементы лесенки.

3 балла: ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить сразу не может, после повторного показа ребенок самостоятельно выполняет задание по образцу.

4 балла: ребенок принимает и понимает задание, умеет воспроизвести конструкцию по памяти.


Методика: «Чтение стихов, потешек».

Цель: выявить особенности мнемических процессов (запоминание, сохранение и воспроизведение).

Проведение обследования: ребенку предлагается прочитать любимое стихотворение наизусть.

Оценивается: самостоятельность чтения стихов, выразительность, точность, соблюдение ритма.

Оценка результатов:

Низкий уровень: ребенок задание принимает и проявляет интерес, но доступно воспроизведение двустишия после неоднократного повторения.

Ниже среднего уровень: ребенок читает любимое стихотворение, но доступно чтение коротких стихотворений, ритм часто нарушен, воспроизводит с персеверациями.

Средний уровень: ребенок читает стихотворение при минимальной помощи взрослого, стремится передать ритмический рисунок, но может опускать или повторять отдельные фразы.

Высокий уровень: ребенок самостоятельно рассказывает наизусть стихи, потешки, проявляет интерес к запоминанию, с удовольствием воспроизводит словесный материал, сопровождая жестами и интонацией.

Методика: «Опосредованное запоминание». В основу задания положены методики, разработанные Л.С. Выготским, Л.В Занковым, А. Н. Леонтьевым.

Цель: выявить понимание инструкции и сохранение ее до конца эксперимента, умение пользоваться приемами опосредованного запоминания. Точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания.

Оборудование: картинки с изображением девяти знакомых ребенку предметов: чашка, будильник, лопата, расческа, гриб, листок, книга, елка, очки. На таблице пять слов (дерево, время, чай, волосы, работа).

Проведение обследования: перед ребенком в ряд раскладывают девять картинок и говорят: «Сейчас я буду называть слова. Чтобы легче было их запомнить и вспомнить, подбирай для каждого слова самую подходящую картинку. Например, к слову «время» – подходит картинка – «будильник», потому что он показывает время».

После чего ребенок начинает работать и объясняет каждую установленную связь между словом и установленной картинкой.

После того, как все слова названы и к ним отобраны картинки, их убирают в сторону и дают задание отвлекающего характера. Через 20 – 30 минут ребенку предъявляют отобранные картинки и просят вспомнить слова, которые назывались.

Оценивается: принятие и понимание задания, умение пользоваться приемами опосредованного запоминания, наличие интереса к заданию

Оценка результатов:

Низкий уровень: ребенок проявляет интерес к картинкам, а не к заданию и не понимает его смысла. Картинки мешают запоминанию слов. При предъявлении отобранных картинок, ребенок не пытается вспомнить слово, а просто называет, что изображено на картинке.

Ниже среднего уровень: ребенок проявляет интерес к картинкам, но самостоятельно задание не выполняет. Доступно установление смысловых связей между словом и картинкой, только с помощью взрослого, не могут использовать картинку как средство для запоминания и последующего воспроизведения.

Средний уровень: ребенок проявляет интерес к картинкам, доступен смысл инструкции, может использовать картинку как средство для запоминания и последующего воспроизведения, но при припоминании слов у некоторых детей могут возникнуть трудности, но не бывает неадекватного выполнения (называние изображенного на картинке, вместо заданного слова).

Высокий уровень: ребенок проявляет стойкий интерес к заданию. Характерна выраженная мыслительная активность при установлении связи слова с картинкой.

2.2. Использование дидактических игр в развитии памяти детей старшего дошкольного возраста

Раньше, чем игра стала предметом научных исследований, её широко использовали в качестве важного средства в воспитании и обучении детей. В любых системах обучения игре уделяется особое место. И определяется, это тем, что игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью ребенка. Игра оказывает влияние на формирование психических процессов ребёнка.

Большую ценность в развитии памяти детей дошкольного возраста оказывают дидактические игры. Формирование памяти у детей происходит в активной деятельности, пробуждает его интересы и помогает строить отношения к действительности. Играя с ребенком, мы создаем удачные условия для того, чтобы у ребенка хорошо развивалась память.

Рассмотрим различные игры на развитие памяти.

«Что изменилось?» 

Разложите на столе перед ребенком несколько предметов (или карточек). Дайте ребёнку время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами поменяйте предметы местами или уберите один их них. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что поменялось.

«Вспомни и нарисуй».

На 1 минуту покажите детям картинку (чем больше на ней мелких деталей, тем задание сложнее), а затем попросите нарисовать то, что он запомнил.

«Опиши соседа».

Эта игра подходит для группы детей. Детям дается задание запомнить, как выглядит сосед. После этого его просят отвернуться и по памяти описать внешность и одежду товарища.

«Дорога домой».

Во время прогулки, находясь довольно далеко от дома, попросить ребенка показать, как вернуться к дому. По дороге обращать внимание на места, по которым можно ориентироваться, например, магазины, деревья, детские площадки.

«Мемори».

Эта игра состоит из парных карточек или фишек. Перед началом они все перемешиваются и кладутся на стол «рубашкой» вверх. Игроки поочередно переворачивают по две фишки, и если они одинаковые, забирают их себе и открывают следующие. Если фишки не совпали, то ход переход к сопернику. Цель игры - набрать как можно больше парных фишек.

«Слова».

Эта игра очень похожа на всем известную игру «Города». Она не только развивает память ребенка, но и способствует переходу слов из пассивного словаря в активный, а также улучшает фонематический слух. Итак, назовите слово и попросите ребёнка придумать слово на его последнюю букву. Затем уже это делает взрослый, и так по кругу. Другой вариант этой игры – называть слова на одну заранее выбранную букву.

«10 слов».

Предложите ребёнку запомнить 10 слов, которые не связаны по смыслу. Читайте слова в умеренном темпе, делая между ними небольшую паузу.

«Я знаю пять…».

Игра заключается в том, чтобы повторять названия чего-либо, отбивая мяч. Например: «Я – знаю – пять – городов: Москва – раз, Санкт-Петербург – два, Вологда – три… и так далее».

«Назови пару».

Назовите ребенку 5-6 пар слов, связанных друг с другом по смыслу (например, суп – ложка, зима – снег, телевизор – мультики). Затем попросите вспомнить второе слово из каждой пары в ответ на первое. Постепенно количество пар слов можно увеличивать.

«Руки помнят».

Положите в непрозрачный мешочек несколько предметов, которые отличаются по фактуре (это могут быть фигурки животных или геометрические фигуры). Заранее подготовьте фотографии этих предметов или нарисуйте их, а также добавьте изображения вещей, которых нет в мешочке. Попросите ребёнка пощупать все предметы в мешочке, а затем сказать, какие из предложенных на картинках предметов там были.

«Графический диктант».

Нарисуйте на листе в клеточке несложный узор, попросите ребенка его продолжить. Затем дайте чистый лист и предложите воспроизвести узор, который он рисовал ранее.

«Марионетки».

Попросите ребенка закрыть глаза, встаньте сзади и, держа его за плечи, проведите его по определенному маршруту, например, два шага вперед, один шаг вправо и три шага назад. Открыв глаза, ребенок должен повторить этот маршрут.



Заключение


Формирование и воспитание памяти старших дошкольников, также как и формирование других психических процессов, происходит в процессе деятельности. От особенностей ее структуры в старшем дошкольном возрасте во многом зависит и характер памяти. Деятельность дошкольника характеризуется тем, что она направлена на ближайшие конкретные цели, а ведущей деятельностью является игровая. Поэтому педагоги используют разные виды игр для всестороннего развития детей, в том числе и развития памяти.

В старшем дошкольном возрасте развития достигает словесно-логическая память. Ребенок 6-7 лет уже свободно пользуется словом для установления смысловых связей при запоминании. При помощи слова он группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи”. Все это способствует и увеличению объема запоминаемого материала.

Большую роль в повышении продуктивности запоминания в старшем дошкольном возрасте играет то, что к 6 - 7 годам представления ребенка об окружающем начинают систематизироваться. Те или иные объекты относятся им к той или другой категории предметов или явлений. Последнее облегчаёт установление между ними логических связей, что облегчает их запоминание.

Таким образом, память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Первоначально непроизвольное и механическое запоминание постепенно становится осознанным процессом, увеличивается объем памяти. Задача взрослого – в игровой форме помочь ребёнку максимально раскрыть свои способности.



Список литературы

  1. Афонькина Ю.Н. Игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников / Ю.Н. Афонькина, Г.К. Урунтаева, // Дошкольное воспитание. М. : Просвещение, 2012. - 214 с.

  2. Аткинсон Р.Ш. Человеческая память и процесс обучения / - М. : Сфера, 2011. - 526 с.

  3. Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. / П.П. Блонский. - М. : Просвещение, 2013. - 286 с.

  4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. / - М. : Просвещение, 2015. - 613 с.

  5. Выготский, Л.С. Психология: Мир психологии. / - М. : Экспо - Пресс, 2012. - 1008 с.

  6. Дьяченко, О.М., Лаврентьева, Т.В. Психическое развитие дошкольников. / - М. : Феникс, 2014. - 362 с.

  7. Жировина, Л.Ф. Развиваем память детей / Л. Ф. Жировина // Ребенок в детском саду. [Текст] / - М., 2012. - 178 с.

  8. Стародубцева, И.В. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников». / М. : АРКТИ, 2014. - 412 с.

  9. Игры в детском саду. / - Минск: ACT - Харвест, 2015. - 245 с.

  10. Симонова, Л.Ф. Память. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг / - 2014. - 216 с.

  11. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до 7 лет. / - М. : Просвещение, 2013. - 328 с.