СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие психоэмоциональной сферы обучающихся средствами предмета «Физическая культура»».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие психоэмоциональной сферы обучающихся средствами предмета «Физическая культура»».

Просмотр содержимого документа
«Развитие психоэмоциональной сферы обучающихся средствами предмета «Физическая культура»».»



Тема методической системы: «Развитие психоэмоциональной сферы обучающихся средствами предмета «Физическая культура»».


Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От здоровья и жизнерадостности детей зависит

их духовная жизнь, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.


В.А. Сухомлинский


Здоровье обучающихся является одним из приоритетных направлений политики государства в области образования. Данная идея отражена в законе РФ «Об образовании в РФ» и ряде других нормативно-правовых актов системы образования, где в качестве одного из основных направлений деятельности образовательных организаций обозначено формирование культуры здорового образа жизни обучающихся, которое должно происходить целенаправленно и непрерывно.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Все компоненты здоровья взаимосвязаны и взаимообусловлены. Здоровье школьников находится в прямой зависимости от условий обучения, двигательной активности, правильного режима дня, условий семейного воспитания. Для обучающихся сохранение и развитие резервов здоровья должно стать важнейшим условием для получения новых знаний. Общеизвестно, что предмет «Физическая культура» нацелен на укрепление и формирование физического здоровья школьников. Однако, его роль велика и в развитии и формировании психического компонента здоровья, развития психоэмоциональной сферы школьников.

Физическая культура один из предметов учебного плана, который может компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастающее переутомление, хроническую усталость, гиподинамию, снижение двигательной активности, что в свою очередь вызывает психоэмоциональные нарушения и стрессы.

В связи с этим актуальным направлением педагогической науки и практики являются вопросы обучения школьников приемам регулирования психоэмоционального состояния. Решить данную проблему возможно с помощью занятий физической культурой, например: дыхательных упражнений, ролевой, игровой деятельности, снижающих стресс, помогающих приобрести уверенность, снять нервное напряжение, подтверждением этому являются исследования В.И. Ляха, А.П. Матвеева, Н.К. Смирнова и других ученых, изучающих вопросы физического воспитания и организации здоровьесберегающего образовательного пространства.

Таким образом, освоение учащимися на уроках физической культуры приемов саморегуляции эмоционального и физического состояния способствует повышению успеваемости и в других образовательных областях, и в повседневной жизни.

Поэтому тема моей работы: «Развитие психоэмоциональной сферы обучающихся средствами предмета «Физическая культура».


Цель: формирование у обучающихся навыка регулирования состояния психоэмоциональной сферы средствами предмета физического культуры.


Задачи

  • изучить условия развития психоэмоциональной сферы обучающихся и приемы саморегуляции психоэмоционального состояния;

  • создать психологически комфортную обстановку на уроках и во внеурочной деятельности для полного развития психоэмоциональной сферы учащегося.

  • создать условия для формирования навыков саморегуляции психоэмоционального состояния;

В настоящее время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является Федеральный государственный образовательный стандарт, который предполагает реализацию личностного становления ребенка. В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должны овладеть учащиеся. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний, определена Стандартом как главная ценность обучения. Практическая направленность уроков, занятий позволяет учителям создавать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, саморегуляции, адекватной самооценки, умения сотрудничать, реализации жизненных проектов учащихся. Одним из существенных показателей эффективности обучения признается формирование регулятивных действий.


Важным регулятивным действием является саморегуляция эмоционального и физического состояния учащихся.

Уроки физической культуры являются предметным полем для развития и отслеживания уровня саморегуляции эмоциональных состояний учащихся. В процессе сопряженного психофизического воздействия двигательная активность включает в себя не только освоение того или иного движения и навыка, но и познавательный, и личностный аспекты, а психологическая атмосфера занятий способствует развитию уверенности в себе, ощущению «чувства локтя», оптимизма.

При проведении урока, необходимо не только способствовать тому, чтобы физические упражнения благоприятно воздействовали на физическое и эмоциональное состояние детей, необходимо чтобы дети знали о механизмах такого действия.

В соответствии с поставленной целью и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта мной используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы.


Развитие психоэмоциональной сферы реализуется: в рамках урока, через внеурочную деятельность, а также во время проведения физкультминуток и физкультпауз на других уроках.

Так на уроке физической культуры я обращаю внимание, на то, что напряженные эмоциональные состояния меняют мимику, темп речи, дыхание, пульс, цвет лица, приводящие к ошибкам ориентировки в пространстве, подавленному настроению. И для того, чтобы снять напряжение, я применяю следующие приемы саморегуляции:

- визуализация;

- дыхательные упражнения;

- релаксационные упражнения;

- аутогенная тренировка;

- подвижные и ролевые игры;

- мимические упражнения.

В водной части урока я использую активные методы обучения, например:

игра «Физкульт-привет!». Учитель, вытягивая руки в стороны, произносит: «Физкульт…». Все ребята подбегают, каждый кладет свою руку на руку учителя и одновременно поизносят: «Привет!». И быстро возвращаются на свои места. (Соревнуются, кто быстрее построятся мальчики или девочки?). Цель данного упражнения - эмоциональный настрой на урок, тактильное общение, развитие доверия друг к другу (открытые ладони), быстроты как физического качества и быстроты реакции – как психического.

При сообщении цели и задач урока акцентируется внимание на ощущениях, связанных с настроением (раздраженность, плохое самочувствие, хорошее настроение), проводится краткая беседа о роли мимических мышц в создании настроения человека, дается установка на создание собственного положительного настроения с помощью мимики, например: «Придайте лицу выражение радости, грусти. Что изменилось в ваших ощущениях? А сейчас попробуйте догадаться, какое настроение у учителя (учитель показывает различные выражения настроения или показывает картинки).

В практической части урока я использую ходьбу, бег с выполнением имитации движений зверей или людей с соответствующим настроением. Дети выполняют статические, динамические и ролевые задания.

Ролевые: показываю как движется пингвин (на внутренней стороне стопы), мишка (на внешней стороне стопы), лисичка (скрестным шагом). Во время упражнений необходимо следить за осанкой, соответствием мимики и движений выбранному настроению.

Статическиее: (поза, мимика, взгляд): передать вид сердитого человека, удивленного, застенчивого, веселого и др.

Динамические: изобразить движения усталого, хромого, жизнерадостного; пожилого человека, ходьбу по горячему песку, по камням, кочкам.

Для восстановления дыхания я использую упражнение «Вверх по радуге» (дыхательная гимнастика). Закрыв глаза, представляем радугу. На вдохе - подняться по радуге, на выдохе – скатываться.

При выполнении общеразвивающих упражнений целесообразно применяю технологии ритмопластики, например, сжимать и разжимать кулачки. Можно играть, будто кулачок — это бутончик цветка: утром он просыпается и раскрывается, а вечером засыпает, лепестки смыкаются.

Сжимать кулачки с разной силой: кулачок может быть мягким, легко раскрывающимся, в него легко просунуть палец. А может быть крепким, сильным. Такой кулачок не разожмешь без усилия.

Примечание: при выполнении ОРУ обратить внимание детей на выразительность, соответствие движений, артистичность.

В основной части урока использую подвижных игр с применением «сюжетной визуализации», так как ведущим средством физического воспитания в начальной школы является игра. Игра включает в себя имитационные ситуации, ролевые, соревновательно-игровые моменты и упражнений. В процессе игровой деятельности значительно развивается способность учащихся к произвольному регулированию своего поведения. Сопряженным воздействием на психическую и физическую сферы отличаются многие известные подвижные игры:

Игра «Осторожные звери». В этой игре участвуют осторожные звери и охотник, который стоит спиной к ним. Осторожные звери могут двигаться (изображать животных, птиц, насекомых) только тогда, когда на них не смотрит охотник. Как только охотник оборачивается, звери застывают на месте, а охотник должен угадать, кого из зверей изображает тот или иной участник.

В заключительной части урока я предлагаю игры на восстановление дыхания, анализ проведенных игр, рефлексия учащихся по результатам урока. Использую игру

«Волшебный кувшинчик». Учащимся предлагаю представить свою голову расписным кувшинчиком с ручками, в котором накопилось зло, боль, обиды. И наклоняя голову к полу, ребята, как бы, выливают все плохое, что там накопилось. А затем выливают грязную воду. Также в заключительной части урока можно использовать дыхательные упражнения: «Кошка показывает когти» - вдох, на выдохе - полуприсед, вытягивая руки вперед, учащиеся изображают ласковую кошку.

Рефлексия: Учащиеся рисуют фломастером соответствующего цвета свое настроение на плакате. Подводится итог урока, обращается внимание на смайлики, нарисованные детьми, возможен опрос учащихся о том, как менялось их настроение в течение урока. Закончить урок можно аплодисментами и благодарностью друг другу.


Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.


На протяжении нескольких лет работы с учащимися младших классов мною применялась методика развития психоэмоциональной сферы обучающихся средствами предмета физической культуры.


Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, и на его физическое здоровье, то есть творческий процесс исцеляет. Мои ученики принимают участие в создании проектов: «Гимнастика», «О, как прекрасен спорт!», «Баскетбол», «Волейбол», исследовательских работ: «Роль физкультуры в семье", «Мой любимый вид спорта – лыжный спорт».

Организуя работу над развитием психоэмоциональной сферы в рамках урока и внеурочной работы, мною совместно с психологом школы в течение месяца проводилась диагностика изменения уровня эмоциональных состояний по методике А.Н. Лутошкина.


Результаты диагностики представлены в таблице за октябрь 2019 (12 уроков)


Кол-во уроков

психоэмоциональное состояния улучшилось

9

психоэмоциональное состояния не изменилось

3

психоэмоциональное состояния ухудшилось

0


Результаты диагностики представлены в таблице за октябрь 2020 (13 уроков)


Кол-во уроков

психоэмоциональное состояния улучшилось

10

психоэмоциональное состояния не изменилось

3

психоэмоциональное состояния ухудшилось

0

Результаты диагностики представлены в таблице за октябрь 2021 (12 уроков)


Кол-во уроков

психоэмоциональное состояния улучшилось

10

психоэмоциональное состояния не изменилось

2

психоэмоциональное состояния ухудшилось

0


В результате диагностики были выявлены положительные изменения психоэмоциональной сферы, получены количественные и качественные изменения в поведении детей, что в свою очередь доказывает эффективность использования данной методики.