Развитие разговорной речи у детей с ЗПР
Вводятся в речь учащихся слова, обозначающие цвет (красный, синий, зеленый, черный, белый), а также слова, обозначающие величину (большой, маленький).
Подбираются предметы, например разноцветные карандаши, ручки, кубики.
Уроки строятся по следующему плану:
Сначала проверяется понимание заданий с использованием подобранных предметов.
ВИТЯ, ДАЙ КАРАНДАШ.
КОЛЯ, ПРИНЕСИ КУБИК.
На столе раскладываются предметы, отличающиеся по цвету и величине:
ВОВА, ПОКАЖИ, ГДЕ КРАСНЫЙ КАРАНДАШ.
ВОВА, ПОКАЖИ, ГДЕ СИНИЙ КАРАНДАШ.
Затем вводятся задания: ВОЗЬМИ, ДАЙ, ОТНЕСИ, БРОСЬ
Задания с включением слов, обозначающих признаки предметов.
ПРИНЕСИ БОЛЬШОЙ КУБИК.
ПОДНИМИ МАЛЕНЬКИЙ КУБИК.
ПОЛОЖИ КРАСНЫЙ КАРАНДАШ В СИНЮЮ КОРОБКУ.
ПОЛОЖИ СИНИЙ КАРАНДАШ В КРАСНУЮ КОРОБКУ.
Задания составляются из несколько взаимосвязанных побудительных предложений, например:
ПРИНЕСИ ПАЛЬТО. ПОВЕСЬ ПАЛЬТО В ШКАФ.
ВОЗЬМИ КАРАНДАШ И РУЧКУ. РУЧКУ ПОЛОЖИ НА СТОЛ, А КАРАНДАШ ПОЛОЖИ В ПЕНАЛ.
ПРИНЕСИ ПАЛЬТО И ШАРФ, ПАЛЬТО НАДЕНЬ, А ШАРФ ДАЙ МНЕ.
ВОЗЬМИ КРАСНЫЙ ШАР И МАЛЕНЬКИЙ КУБИК.
КРАСНЫЙ ШАР ПОЛОЖИ В ШКАФ, А МАЛЕНЬКИЙ КУБИК ДАЙ НАТАШЕ.
Сложные задания по смысловому содержанию можно разделить на две части: описательную, в которой сообщалось, где находится предмет; побудительную, в которой указывалось, что необходимо сделать с предметами.
ТЕТРАДЬ ЛЕЖИТ НА ОКНЕ. ПРИНЕСИ ТЕТРАДЬ.
КНИГА У КОЛИ. ПРИНЕСИ КНИГУ.
МЯЧ ЛЕЖИТ ОКОЛО ТУМБОЧКИ. ВОЗЬМИ МЯЧ; ПОЛОЖИ МЯЧ В ШКАФ.
КНИГА ЛЕЖИТ В ШКАФУ НА ПЕРВОЙ ПОЛКЕ. ПРИНЕСИ КНИГУ.
Заменим название предмета личным местоимением, а направление действия наречиями там и туда.
ВОЗЬМИ КАРАНДАШ. ОН ЛЕЖИТ В СУМКЕ.
ДОСТАНЬ РУЧКУ. ОНА ЛЕЖИТ В СТОЛЕ.
В ШКАФУ НА ВТОРОЙ ПОЛКЕ ЛЕЖИТ МЯЧ. ОН ЗЕЛЕНЫЙ. ПРИНЕСИ МЯЧ.
ИДИ В СПАЛЬНЮ. ОТНЕСИ ТУДА СТУЛ.
ИДИ В КОРИДОР. ТАМ СТОИТ ТАБУРЕТКА. ПРИНЕСИ ТАБУРЕТКУ.
ПОСМОТРИ В ШКАФ. ТАМ НА ВТОРОЙ ПОЛКЕ ЛЕЖИТ АЛЬБОМ. ВОЗЬМИ АЛЬБОМ И ДАЙ ВИТЕ.
В упражнениях по развитию вопросительно-ответных форм общения были использованы следующие вопросительные слова: Кто это? Что это? Что делает? Где лежит? Где висит? Сколько?
Побудительная речь в силу того, что она выражает побуждение к действию, тесно связана с любой деятельностью человека. В побуждении, кроме обозначения действия, всегда упоминается исполнитель этого действия. Побуждение направлено на изменение действительности, на свершение того, чего еще нет. Широкое использование побудительных предложений в обучении придает последнему актуальный, действенный характер. Активный способ обучения дает возможность развивать внимание, память, мышление, речь, пополнять словарный запас детей.
В побудительной речи ярко проявляется отношение детей к своим обязанностям, к обучению и воспитанию в семье. По тому, как выполняет ребёнок задания, можно судить о недостатках в его воспитании, о его исполнительности и дисциплинированности.