СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие разговорной речи у детей с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие разговорной речи у детей с ЗПР»

Развитие разговорной речи у детей с ЗПР

Вводятся в речь учащихся слова, обозначающие цвет (красный, синий, зеленый, черный, белый), а также слова, обозначающие величину (большой, маленький).

Подбираются предметы, например разноцветные карандаши, ручки, кубики.

Уроки строятся по следующему плану:

  1. Сначала проверяется понимание заданий с использованием подобранных предметов.

ВИТЯ, ДАЙ КАРАНДАШ.

КОЛЯ, ПРИНЕСИ КУБИК.

  1. На столе раскладываются предметы, отличающиеся по цвету и величине:

ВОВА, ПОКАЖИ, ГДЕ КРАСНЫЙ КАРАНДАШ.

ВОВА, ПОКАЖИ, ГДЕ СИНИЙ КАРАНДАШ.

  1. Затем вводятся задания: ВОЗЬМИ, ДАЙ, ОТНЕСИ, БРОСЬ

  2. Задания с включением слов, обозначающих признаки предметов.

ПРИНЕСИ БОЛЬШОЙ КУБИК.

ПОДНИМИ МАЛЕНЬКИЙ КУБИК.

ПОЛОЖИ КРАСНЫЙ КАРАНДАШ В СИНЮЮ КОРОБКУ.

ПОЛОЖИ СИНИЙ КАРАНДАШ В КРАСНУЮ КОРОБКУ.

Задания составляются из несколько взаимосвязанных побудительных предложений, например:

  1. ПРИНЕСИ ПАЛЬТО. ПОВЕСЬ ПАЛЬТО В ШКАФ.

  2. ВОЗЬМИ КАРАНДАШ И РУЧКУ. РУЧКУ ПОЛОЖИ НА СТОЛ, А КАРАНДАШ ПОЛОЖИ В ПЕНАЛ.

  3. ПРИНЕСИ ПАЛЬТО И ШАРФ, ПАЛЬТО НАДЕНЬ, А ШАРФ ДАЙ МНЕ.

  4. ВОЗЬМИ КРАСНЫЙ ШАР И МАЛЕНЬКИЙ КУБИК.

КРАСНЫЙ ШАР ПОЛОЖИ В ШКАФ, А МАЛЕНЬКИЙ КУБИК ДАЙ НАТАШЕ.







Сложные задания по смысловому содержанию можно разделить на две части: описательную, в которой сообщалось, где находится предмет; побудительную, в которой указывалось, что необходимо сделать с предметами.

  1. ТЕТРАДЬ ЛЕЖИТ НА ОКНЕ. ПРИНЕСИ ТЕТРАДЬ.

  2. КНИГА У КОЛИ. ПРИНЕСИ КНИГУ.

  3. МЯЧ ЛЕЖИТ ОКОЛО ТУМБОЧКИ. ВОЗЬМИ МЯЧ; ПОЛОЖИ МЯЧ В ШКАФ.

  4. КНИГА ЛЕЖИТ В ШКАФУ НА ПЕРВОЙ ПОЛКЕ. ПРИНЕСИ КНИГУ.

Заменим название предмета личным местоимением, а направление действия наречиями там и туда.

  1. ВОЗЬМИ КАРАНДАШ. ОН ЛЕЖИТ В СУМКЕ.

  2. ДОСТАНЬ РУЧКУ. ОНА ЛЕЖИТ В СТОЛЕ.

  3. В ШКАФУ НА ВТОРОЙ ПОЛКЕ ЛЕЖИТ МЯЧ. ОН ЗЕЛЕНЫЙ. ПРИНЕСИ МЯЧ.

  4. ИДИ В СПАЛЬНЮ. ОТНЕСИ ТУДА СТУЛ.

  5. ИДИ В КОРИДОР. ТАМ СТОИТ ТАБУРЕТКА. ПРИНЕСИ ТАБУРЕТКУ.

  6. ПОСМОТРИ В ШКАФ. ТАМ НА ВТОРОЙ ПОЛКЕ ЛЕЖИТ АЛЬБОМ. ВОЗЬМИ АЛЬБОМ И ДАЙ ВИТЕ.

В упражнениях по развитию вопросительно-ответных форм общения были использованы следующие вопросительные слова: Кто это? Что это? Что делает? Где лежит? Где висит? Сколько?

Побудительная речь в силу того, что она выражает побуждение к действию, тесно связана с любой деятельностью человека. В побуждении, кроме обозначения действия, всегда упоминается исполнитель этого действия. Побуждение направлено на изменение действительности, на свершение того, чего еще нет. Широкое использование побудительных предложений в обучении придает последнему актуальный, действенный характер. Активный способ обучения дает возможность развивать внимание, память, мышление, речь, пополнять словарный запас детей.

В побудительной речи ярко проявляется отношение детей к своим обязанностям, к обучению и воспитанию в семье. По тому, как выполняет ребёнок задания, можно судить о недостатках в его воспитании, о его исполнительности и дисциплинированности.