СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речевого дыхания. Комплекс упражнений

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие речевого дыхания. Комплекс упражнений»

РАЗВИТИЕ

РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ



1. Вдох и выдох через нос

Вдох - глубокий,

выдох - длительный, плавный.


Варианты


Вдох обычный - выдох с имитацией стона.

Вдох через одну ноздрю - выдох через другую.

Вдох толчками выдох обычный.

Вдох обычный – выдох толчками.

Вдох толчками - выдох толчками.

Вдох обычный - выдох с усилением в конце.




2. Вдох через нос, выдох через рот.

Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами.


Варианты


Вдох обычный - выдох с имитацией стона.

Вдох через одну ноздрю - выдох обычный.

Вдох толчками - выдох обычный.

Вдох обычный – выдох толчками.

Вдох толчками - выдох толчками.

Вдох обычный - выдох с усилением в конце.



З. Вдох через рот, выдох через нос

Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги


Варианты


Вдох обычный - выдох с имитацией стона.

Вдох обычный – выдох через одну ноздрю.

Вдох обычный - выдох толчками.

Вдох толчками – выдох обычный.

Вдох толчками - выдох толчками.

Вдох быстрый - выдох медленный.





5. Комбинированный вдох


Задержка дыхания, выдох через нос. Задержка дыхания, выдох через рот (слегка приоткрытый).



4. Вдох и выдох через рот

Если упражнение не получается, зажать нос пальцами


Варианты

Вдох обычный - выдох с имитацией стона.

Вдох толчками – выдох обычный.

Вдох обычный - выдох толчками.

Вдох толчками - выдох толчками.

Вдох обычный - выдох с усилением в конце.


Примечание. При речи и пении мы пользуемся комбинированным носоротовым дыханием, поэтому одновременно тренируем и то и другое.





Тренируем плавный длинный выдох с беззвучной артикуляцией гласных звуков [а], [о], [у] или с переднеязычных глухих согласных, например, звука

[т]. Контролю над правильным дыханием также способствуют такие приемы, как дутье на ватку, на полоски бумаги и т. д.


«Греем ручки». Ребенок вдыхает через нос и с удлиненным выдохом беззвучного [а] «греет» руки.



ИГРОВЫЕ

УПРАЖНЕНИЯ

«Ветер в трубе». Предлагается представить, как ветер дует в трубе долго и протяжно. Нужно как можно дольше протянуть без участия голоса звук

У. Вдох осуществляется через нос.


«Сдутый шарик». Ребенка просят надуть и спустить шарик, а затем повторить звуки, которые ребенок слышал во время выполнения задания.

Сначала должны произноситься короткие сильные беззвучные [ф-ф-ф] (надувание шарика), затем медленно, протяжно шепотом — звуки [т-т-т] (шарик сдувается). В результате правильного произнесения к звуку т добавляется легкий свистящий оттенок [тс-с-с].




«Пауза». Логопед читает хорошо известное ребенку четверостишие. По его просьбе в местах паузы ребенок должен одновременно с раскрытием ладоней и напряжением пальцев кистей произнести короткие сильные шепотные

звуки [па].


«Ветер и занавеска». Ребенок выдыхает то слабую, то сильную струю воздуха через рот на тонкие полоски бумаги («занавеску») по сигналу

логопеда.