СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи детей с нарушениями интеллекта с использованием приёмов мнемотехники.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мнемотехника- это схема, в которую заложена определённая информация. Схемы служат дидактическим материалом в раоте по развитию связной речи.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи детей с нарушениями интеллекта с использованием приёмов мнемотехники.»

Развитие речи детей с нарушениями интеллекта с использованием приёмов мнемотехники.

Автор: В.С.Быстрова

учитель начальных классов

ГБОУ АО « СКОШ №5» г.Новодвинск


Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей с нарушениями интеллекта отмечается недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами.

Формирование устной речи умственно отсталых детей – одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. От нее зависит успех всей коррекционно-развивающей работы. На уроках в коррекционной школе большое внимание необходимо уделять формированию номинативной функции речи. Дети усваивают и запоминают названия различных предметов, обобщающих понятий, действий, признаков, отношений предметов, понятий между собой. Словарный запас формируется медленно. Дети с умеренной умственной отсталостью испытывают значительные затруднения в усвоении семантики слов.

Необходимо обогащать словарь ребенка новой лексикой, объяснять каждое новое слово и вводить в активный словарь, упражнять его в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений. Школьники с проблемами в интеллектуальном развитии самостоятельно не овладевают приемами осмысленного запоминания, поэтому на учителя ложится задача их формирования.

Одной из таких технологий, помогающих развить речевые способности, является мнемотехника, основанная на принципе (символической и графической) наглядности — одном из старейших и важнейших в дидактике — означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

Своим педагогическим опытом работы с детьми по мнемотехнике мы хотим поделиться.

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для:

- обогащения словарного запаса;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному произведению или подобрать уже готовые изображения.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или фрагмент повествования придумывается картинка (изображение); таким образом, все зарисовывается схематически. Для лучшего запоминания и усвоения материала картинки можно подобрать совместно (педагог + ученик). Глядя на эти рисунки – схемы, ребёнку легче воспроизвести текстовую информацию. В мнемотаблице можно изображать всё, что посчитаете нужным (предметы, действия предметов, жесты и т.д.).

Принцип мнемотехники строится от простого к сложному (с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам).

Непосредственную образовательную деятельность по мнемотаблицам строим в три этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: Пересказ (сказки, рассказа, стихотворения). Обработка метода запоминания.

В своей работе мы используем:

- заучивание материала с помощью готовых мнемотаблиц;

- раскрашивание мнемоталицы, составленной в соответствии с содержанием текста;

- составление мнемоталицы из готовых рисунков-символов с последующим заучиванием материала;

Следует отметить, что при работе с мнемоталицами успешному запоминанию способствуют установка на запоминание и заинтересованность (чаще всего составляем мнемоталицу по тому произведению, которое выбрал сам ученик).

С. Михалков « Важный совет».

Нельзя воспитывать щенков

Посредством крика и пинков.

Щенок, воспитанный пинком,

Не будет преданным щенком.

Ты после грубого пинка

Попробуй подзови щенка!

- составление мнемотаблицы из готовых изображений

















Вадим Левин « Мой приятель – воробей».

За что люблю я воробья?

За то, что он такой, как я:

Когда приходят холода -

Не улетает никуда!

- раскрашивание мнемотаблицы, составленной в соответствии с содержанием текста


























- использование готовой мнемотаблицы

Обучение детей – это увлекательное, но трудоёмкое занятие. Проведение занятий с использованием приёмов мнемотехники требует предварительной подготовки материала, изготовления наглядных пособий. Мнемотехника является эффективным методом, который может использоваться в работе с детьми с нарушением интеллекта. Она помогает достичь хороших результатов в развитии речи детей.

Библиографический список:

1 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2 Розова, Ю.Е., Коробченко, Т.В. Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда: учебно – методическое пособие / О.В.Елецкая. – М.: Редкая птица, 2017. – 92 с.