Развитие речи детей с нарушениями интеллекта с использованием приёмов мнемотехники.
Автор: В.С.Быстрова
учитель начальных классов
ГБОУ АО « СКОШ №5» г.Новодвинск
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей с нарушениями интеллекта отмечается недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами.
Формирование устной речи умственно отсталых детей – одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. От нее зависит успех всей коррекционно-развивающей работы. На уроках в коррекционной школе большое внимание необходимо уделять формированию номинативной функции речи. Дети усваивают и запоминают названия различных предметов, обобщающих понятий, действий, признаков, отношений предметов, понятий между собой. Словарный запас формируется медленно. Дети с умеренной умственной отсталостью испытывают значительные затруднения в усвоении семантики слов.
Необходимо обогащать словарь ребенка новой лексикой, объяснять каждое новое слово и вводить в активный словарь, упражнять его в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений. Школьники с проблемами в интеллектуальном развитии самостоятельно не овладевают приемами осмысленного запоминания, поэтому на учителя ложится задача их формирования.
Одной из таких технологий, помогающих развить речевые способности, является мнемотехника, основанная на принципе (символической и графической) наглядности — одном из старейших и важнейших в дидактике — означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.
Своим педагогическим опытом работы с детьми по мнемотехнике мы хотим поделиться.
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для:
- обогащения словарного запаса;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному произведению или подобрать уже готовые изображения.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или фрагмент повествования придумывается картинка (изображение); таким образом, все зарисовывается схематически. Для лучшего запоминания и усвоения материала картинки можно подобрать совместно (педагог + ученик). Глядя на эти рисунки – схемы, ребёнку легче воспроизвести текстовую информацию. В мнемотаблице можно изображать всё, что посчитаете нужным (предметы, действия предметов, жесты и т.д.).
Принцип мнемотехники строится от простого к сложному (с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам).
Непосредственную образовательную деятельность по мнемотаблицам строим в три этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: Пересказ (сказки, рассказа, стихотворения). Обработка метода запоминания.
В своей работе мы используем:
- заучивание материала с помощью готовых мнемотаблиц;
- раскрашивание мнемоталицы, составленной в соответствии с содержанием текста;
- составление мнемоталицы из готовых рисунков-символов с последующим заучиванием материала;
Следует отметить, что при работе с мнемоталицами успешному запоминанию способствуют установка на запоминание и заинтересованность (чаще всего составляем мнемоталицу по тому произведению, которое выбрал сам ученик).
С. Михалков « Важный совет».
Нельзя воспитывать щенков
Посредством крика и пинков.
Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй подзови щенка!
- составление мнемотаблицы из готовых изображений
Вадим Левин « Мой приятель – воробей».
За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я:
Когда приходят холода -
Не улетает никуда!
- раскрашивание мнемотаблицы, составленной в соответствии с содержанием текста
- использование готовой мнемотаблицы
Обучение детей – это увлекательное, но трудоёмкое занятие. Проведение занятий с использованием приёмов мнемотехники требует предварительной подготовки материала, изготовления наглядных пособий. Мнемотехника является эффективным методом, который может использоваться в работе с детьми с нарушением интеллекта. Она помогает достичь хороших результатов в развитии речи детей.
Библиографический список:
1 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2 Розова, Ю.Е., Коробченко, Т.В. Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда: учебно – методическое пособие / О.В.Елецкая. – М.: Редкая птица, 2017. – 92 с.