Урок № 14 _________________
Развитие речи. М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Подготовка к домашнему сочинению по произведению.
Цели урока. развитие интереса к творчеству писателя; совершенствование навыков чтения «цепочкой»; снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока.
I. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Работа по теме урока
1. Почему Лермонтов выбирает форму исторической песни, близкой к былине? Кто слагал песни о героях?
2. Почему герои «Песни…» расположены в заглавии в таком порядке: «про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?
3. Кто в «Песне…» является настоящим героем и почему?
Не правильнее ли было бы Калашникову поведать царю правду, чтобы Иван Грозный наказал Кирибеевича ? Как вы расцениваете поступок Ивана Грозного, ни за что наказавшего Калашникова? Почему Калашников сам просит для себя смерти у царя? Что обещал Иван Грозный сделать после смерти Калашникова?
Какой же он, наш Герой? Мужественный человек Человек, защищающий свою семью Прямой, искренний Человек чести
В основе поэмы лежит конфликт. Как конфликт помогает раскрыть характер лермонтовских героев? Кто в «Песне…» является настоящим героем и почему? Кто из героев лермонтовской поэмы является нравственным идеалом писателя? Почему?
План сочинения
Вступление. 1. Связь поэмы М.Ю . Лермонтова с устным народным творчеством.
Основная часть. 11. 1. Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича .
1 ) Сходство героев:
а) молодость и красота ;
б) способность к глубокому чувству;
в) сила и смелость .
2) Различия героев:
А) разное социальное положение ;
Б) честность, справедливость Калашникова и бесчестие, привычка к произволу Кирибеевича ;
В) разные мотивы для кулачного боя.
111. Заключение. Отношение народа и автора к героям . Кто в песне настоящий герой и почему?
Домашнее задание. Написать сочинение
Беседа по первой части поэмы.
- Какое чувство возникает после чтения поэмы? Понравилось ли вам это произведение? (После чтения поэмы остаётся чувство, что мы прочитали не литературное произведение, а прослушали историческую народную песню, пропетую сказителем).
- Почему Лермонтов называет своё произведение «Песней...»? Где мы ещё встречались с этим названием? (Вспомним «Полтаву», разделённую на три песни, и «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина. Расскажем, что в седьмом классе мы изучали былины, которые исполнялись в древности под аккомпанемент гуслей, а в восьмом классе будем изучать русские исторические песни, среди которых много песен об Иване Грозном).
- Прочитайте вступление к поэме от имени гусляров. Какие строки в ней говорят о том, как сложена эта песня? (...Мы сложили её на старинный лад, Мы певали её под гуслярный звон И причитывали да присказывали).
- Можем ли мы назвать гусляров героями этого произведения? (Автор ведёт рассказ от имени гусляров, создавая в тексте образ исполнителей старинных песен).
Какими мы представляем себе гусляров?
О каком времени рассказывают события этой поэмы? Как мы об этом узнаём?
Кто главные герои поэмы?
Записывая героев, сразу поговорим о сюжете произведения.
часть — Иван Грозный, Кирибеевич /Экспозиция. Завязка.
часть — Алёна Дмитревна, Калашников / Развитие действия.
часть — Иван Грозный, Кирибеевич, Калашников / Развязка. Эпилог.
Выясним, какие из этих героев являются историческими личностями:
Какие исторические детали использованы автором для того, чтобы передать эпоху Ивана Грозного? (Расскажем, что воля царя считалась проявлением воли Бога на земле, что царь стоял выше всякого суда и следствия).
- Кто такие опричники? Какое значение имела опричнина для уклада русской жизни? (Опричники — члены особого царского войска, созданного Иваном Грозным в годы, когда ожидался конец света. Всего опричников было шесть тысяч человек. Главой опричников был приближённый царя Малюта Скуратов. Расскажем, что опричнина продолжалась семь лет, но на века осталась в народной памяти, потому что опричники принесли очень много горя русским людям. Опричникам было позволено всё. Оскорбить опричника означало оскорбить самого царя).
- Можем ли мы сказать, что Кирибеевич был исторической личностью? (В документах человек с таким именем не упоминается, но мы, читая поэму, верим, что такой человек был. Почему? Он поступает так, как могли поступать опричники).
- Можно ли назвать купца Калашникова и его молодую жену Алёну Дмитревну историческими личностями?
(Степан Парамонович и Алёна Дмитревна — не исторические личности, но нам кажется, что именно так и должны были поступать купец и его жена в подобной ситуации. В «Песне...», с одной стороны, верно с исторической точки зрения, с другой стороны, в соответствии с духом народной традиции представлен быт и поступки героев).
Комментарий учителя.
Главной проблемой поэмы можно назвать проблему долга и чести. Лермонтов обратился к истории России, видимо потому, что в современной ему жизни 1830-х годов не было жизненного материала, который дал бы ему возможность создать ситуацию, раскрывающую эту нравственную проблему. Свое поколение Лермонтов характеризовал так: «Перед опасностью позорно малодушны и перед властию - презренные рабы».
А.И. Герцен писал об этом времени: «Нужно было иметь другую закалку, чтобы дышать воздухом этой зловещей эпохи. Надобно было с детства приспособиться к этому резкому и непрерывному ветру, сжиться с неразрешимыми сомнениями, с горчайшими истинами, с собственной слабостью, с каждодневными оскорблениями, надобно было с самого детства приобрести привычку скрывать все, что волнует душу, и не только ничего не терять из того, что в ней схоронил, а, напротив, - дать вызреть в безмолвном гневе всему, что ложилось на сердце. Надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из гуманности, надо было обладать безграничной гордостью, чтобы, с кандалами на руках и ногах, высоко держать голову».
- Почему Лермонтов выбирает форму исторической песни, близкой к былине? ( Народ слагает песню тогда, когда испытывает сочувствие к герою. Песня правдива, ибо рассказывает о реальных или легендарных событиях, с помощью этой формы у поэта появляется возможность создать иллюзию объективного отношения к героям, ибо герои показаны как бы глазами народа. Так, в поэме народное мнение выражают гусляры) .
6. Итоги урока
«Песня про купца Калашникова» - это историческая поэма, написанная в фольклорной традиции. Лермонтов показывает суровую эпоху царя Ивана Грозного. Именно здесь поэт находит образец для подражания в лице Степана Калашникова. Калашников мог бы уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остаётся в наших глазах победителем.
Образ царя Ивана Васильевича отвечает исторической истине. С одной стороны, он демон, свирепый тиран. Но с другой - не лишён справедливости, щедр с любимцами. Он воздаёт должное купцу, но казнит его, а семье даёт привилегии.
Лермонтов обращается к истории, описывая сильные личности, которые, по его мнению, должны были явиться примером для его современников.
Тема 2. Бой на Москве-реке. Смысл столкновения Калашникова и Кирибеевича.
Цель: раскрыть содержание конфликта между героями в «Песне…»; показать особенности героев поэмы, определить нравственный идеал автора, совершенствовать навыки анализа художественного произведения.
1. Повторение:
- Почему герои «Песни...» расположены в заглавии в таком порядке: царь Иван Васильевич, молодой опричник и удалой купец Калашников? (Герои «Песни...»расположены в порядке иерархии: сначала царь, затем преданный ему опричник, а уж потом «простой» человек, купец.)
В 1840 году вышел первый и единственный прижизненный сборник произведений Лермонтова, который начинался «Песней. ..». Как вы думаете, почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с «Песни...»?
- Какие фольклорные традиции продолжает Лермонтов в «Песне. ..»? (Прежде всего, былинные традиции, традиции народных песен, баллад. В диалоге Степана Парамоновича и Алены Дмитриевны - традиции народной песни, плача.)
- Почему Кирибеевич не сказал всей правды царю?
- Помог бы ему царь, если бы знал, что Алена Дмитриевна - замужняя женщина?
2. Характеристика героев. Беседа по 2 части произведения
- Какие картины старой Москвы и ее быта рисует Лермонтов? Что привлекает ваше внимание в этих описаниях? (В начале второй главы отметим детали, точно рисующие быт того времени: «Отзвонили вечерню во святых церквах...»; «Запирает Степан Парамонович / Свою лавочку дверью дубовою / Да замком немецким со пружиною...»; «И пошёл он домой... за Москву-реку» (купеческие дома в Замоскворечье). Объясним детям, что замужняя женщина не могла показаться перед людьми без головного убора. До сих пор сохранилось слово «опростоволоситься», которое означает «опозориться, осрамиться»).
Какими средствами изображаются герои поэмы?
Кому из героев поэмы вы сочувствуете?
По каким приметам можно утверждать, что купец предчувствовал беду? («Недобрый день задался», «заря туманная», «набегают тучки на небо», «метелица» и т. д., т. е. явления природы подсказывают и герою и читателю о том, что впереди будут тревожные события.)
Что заставило «смутиться думой крепкою» Калашникова, вернувшегося домой? (Нарушился порядок в доме, раз нет ещё жены.)
- В чем подозревает свою жену Калашников? Почему он так строго ее встречает? Как объяснить слова, которыми встречает муж Алену? («Уж ты где жена, жена шаталася?» и т. д.).
- Как объясняет Алёна Дмитриевна свое долгое отсутствие? Как она реагирует на обвинения мужа?
- Почему Алёна Дмитревна говорит мужу: «Не боюся смерти лютыя, / Не боюся я людской молвы, / А боюся твоей немилости»? Что мы узнаём об отношениях внутри обычной семьи?
- Что вы знаете о Домострое? «Домострой», расскажем им, что это книга, которая определяла отношения в семье во времена Ивана Грозного. Муж считался полным хозяином своей жены; старший брат в семье, где умер отец, считался главой всей семьи. Мы видим, что Калашников сначала подозревает жену в неверности и готов её запереть «за железный замок», чтобы она его «имя честное не порочила». Эти слова купца точно характеризуют отношения между мужем и женой во времена Ивана Грозного.
- Боится ли Алёна Дмитревна людского суда? Как она говорит об этом?
- Можем ли мы узнать из этой части, как относятся гусляры к поступку Кирибеевича? (В этой части нет оценки поступка Кирибеевича от имени гусляров, но в описании переживаний Алёны Дмитревны мы видим что гусляры сочувствуют ей: И услышав то, Алёна Дмитревна Задрожала вся, моя голубушка, Затряслась, как листочек осиновый, Горько-горько она восплакалась, В ноги мужу повалилася).
Почему купец Калашников принимает решение биться с царским опричником?
Почему позор женщины — это позор и её мужа, и всей семьи?
- Почему конфликт Калашникова и Кирибеевича не мог разрешиться мирно?
Как ведёт себя Кирибеевич перед началом поединка? Кому он кланяется? Как посмеивается над «плохими бойцами»?
Как ведёт себя Степан Парамонович? Кому он кланяется? Как отвечает на хвастливый вопрос Кирибеевича?
Где ищет помощи Калашников? (Ищет помощи у своей семьи, братьев: «Мы тебя, родного, не выдадим».)
Почему Степан Парамонович призывает братьев вступиться за честь семьи, если Кирибеевич его побьёт? Подтвердите ответ цитатой из реплики братьев.
В словах Калашникова, обращённых к братьям, мы также видим оценку поступка Кирибеевича:
...Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич...
(Расскажем детям, что в описываемое время существовало представление о Божьем промысле во всех, даже случайных, событиях. Часто спорные вопросы решались либо жребием, либо в открытом бою. Считалось, что тому, кто победил, помогла Божья воля, следовательно, он прав. Степан Парамонович задумал самочинно превратить охотницкий бой, в котором дрались не на смерть, а для забавы, в подобный судебный поединок. Царь не давал на это своего благословения и вряд ли мог согласиться на это. Следовательно, убийство Кирибеевича купцом было воспринято как преступление, которое каралось смертной казнью. По закону того времени решение царя казнить Калашникова выглядит как нормальное, естественное решение. Чтобы отдать приказ казнить Калашникова, царь не обязан был спрашивать у купца причины его поступка: царь являлся наместником Бога на земле, соответственно, его слово было выше слова суда).
- Читаем описание схватки. (Калашников ударил Кирибеевича не по правилам — в висок, но при этом не приводят никаких ссылок, на каких основаниях можно считать этот удар запрещённым. В самой песне нет никаких указаний на то, что это нарушение правил. Мы считаем, что нет необходимости акцентировать внимание на ударе Калашникова: не этот удар является причиной гнева Грозного, а само превращение охотницкого боя в судебный поединок).
Как отвечает Калашников на грозный вопрос царя?
Каким представляется нам царь Иван Грозный? (Грозный казнит Калашникова и одновременно даёт льготы
его братьям-купцам. В народной традиции царь предстаёт перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно. Поясним слово «позорною» в выражении «смертью лютою, позорную»: «позорною» означает «прилюдною», то есть купца казнили на глазах у всех людей.
Почему Калашников отказался назвать причину, по которой он убил опричника?
Как гибнет каждый из них и какую память о себе оставляет?
Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою? Справедливо ли он поступил? Помиловал бы царь Калашникова, если бы тот сказал, за что убил Кирибеевича?
- Прочитайте, как схоронили Калашникова, как ведут себя люди у его могилы.
Сравним эти строки с отрывком из народной песни «Василий и Софья»:
.. .Старый идёт — богу молится да наплачется,
Пожилой идёт — удивляется,
Малый идёт — натешится, наиграется!
- Какое отношение народа к герою выражают гусляры?
Какие художественные приемы используются в поэме? Какова их роль?
Каковы ваши впечатления от образа Ивана Грозного? Как передана в поэме сложность его характера?
Комментарий учителя.
Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав царю, что убил Кирибеевича «вольною волей», то есть без особого повода, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. В этом поступке проявилось полное право на сохранение тайны перед лицом власти. Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного разоблачиться перед всеми в личном переживании - любви к Алёне Дмитриевне, но вольный купец не признаёт вмешательства в свою жизнь. Во времена террора и бесчестья Калашников отстаивает неприкосновенность своей семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обычаю, а как разбойник - «промеж трёх дорог». Но, несмотря на это, он оставил о себе добрую память.
Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и оклеветанный, становится народным героем.
3. Итоги урока
В жестокие времена опричнины произвол и беззаконие были обычным делом. Простой народ боялся опричников, знатные люди избегали с ними встреч. Но опричники были опорой царя.
Калашников отстоял свою честь, честь своей семьи, но поплатился за это собственной жизнью, по приказу царя пошёл на плаху за сознательное убийство его «верного слуги». «Песня про... удалого купца Калашникова» написана Лермонтовым в духе песни-повествования певцов-гусляров, которые поют славу казнённому Калашникову, осуждают царское решение, разошедшееся с мнением народным.
Белинский справедливо заметил: «Поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенёсся в историческое прошедшее». Во все времена конфликт между честью и бесчестием, независимой гордой личностью и «лукавым рабством» не утрачивает своей остроты.
- Какие чувства вызывает у вас концовка поэмы?