СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников через виды образовательной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников через виды образовательной деятельности»

Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников через виды образовательной деятельности



На сегодняшний день Россия претерпевает значительные реформы в социально-экономической сфере, в том числе в сфере образования. Необходимость таких изменений повлекло вступление России в эпоху глобализации информационных технологий.

Социально-экономические преобразования сделали первоочередной проблемой развитие образовательных систем. Анализ причин и поиск путей решения ее привели к формированию новой образовательной модели, ориентированной на личность.

В связи с необходимостью реагирования на такие изменения и адаптации к условиям современной жизни государство разработало ряд стандартов и программ, предназначенных для урегулирования образовательной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

В соответствии с вышеуказанным стандартом образовательная деятельность должна быть основана на следующих принципах:

- полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения детского развития;

- индивидуализации дошкольного образования;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых;

- поддержки инициативности детей в процессе жизнедеятельности;

- приобщения детей к общепризнанным нормам, традициям семьи, народа и государства;

- формирования интереса у ребенка к познавательной деятельности;

- учета этнокультурной обстановки развития детей .

Стандартом установлены требования к образовательной программе дошкольного образования, направленностью которых является обеспечение полноценного развития ребенка, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В целях обеспечения такого развития определены основные его направления:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

При успешном развитии ребенка по всем вышеуказанным направлениям, должны сформироваться основные компетентности ребенка.

Компетентность — результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия

Компетентности формируются под влиянием нескольких составляющих, это не только обучение в детском саду, но и общение в кругу близких, сверстников, отношения в окружающем обществе. Исходя из этого, воплощение компетентностного подхода находится в зависимости от сложившейся социально-эмоциональной обстановки, обстановки, в которой происходит становление ребенка.

Компетентностно-ориентированный подход в образовании в настоящее время является приоритетным направлением образовательной политики.

Особый интерес для нас представляет изучение именно социально-коммуникативного развития ребенка.

Формирование социально-коммуникативной развитости ребенка имеет своей направленностью принятие и освоение норм и ценностей, свойственных обществу:

- морально-нравственные ценности;

- формирование способности общения и взаимодействия ребенка с другими личностями;

- становление самостоятельности, устремленности и самостоятельного руководства своими действиями;

- формирование интеллекта ребенка, эмоциональной устойчивости и отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.


Для формирования и развития социальной компетентности возникает необходимость создания развивающей среды, которая бы не ставила препятствий на пути к воплощению намерений личности, а, наоборот, создавала условия для их реализации.

Основными функциями социальной компетентности являются:

- социальная ориентация;

- адаптация;

- интеграция общесоциального и личного опыта.

Следует отметить, что способы развития социально-коммуникативной компетентности изменяются в зависимости от возрастных особенностей ребенка.

Выделяют три возрастных периода становления личности ребенка:

- младенческий возраст (2 месяца - 1 год);

- ранний возраст (1 -3 года);

- дошкольный возраст (3-8 лет).

Так, в младенческом возрасте следует уделять внимание непосредственному эмоциональному взаимодействию с взрослыми, манипулированию с предметами и познавательно-исследовательским действиям, восприятию музыки, детских песен и стихов, двигательной активности и тактильно-двигательным играм.

Для раннего возраста характерными должны быть:

- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);

- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;

- двигательная активность.

Для полноценного развития детей дошкольного возраста применяются

- игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;

- коммуникативная активность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);

- восприятие художественной литературы и фольклора;

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);

- музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

- двигательная активность (овладение основными движениями).

В литературе выделяются конкретные принципы социально-коммуникативной компетентности ребенка:

- индивидуализация подходов к дошкольникам;

- учение должно основываться на собственной мотивации;

- формирование отчетливого понимания персонифицированной ответственности учащегося за результат действий;

- организация осмысленной, самостоятельной продуктивной деятельности учащегося в соответствии с его интересами и способностями;

- учебный материал должен максимально соответствовать интересам и потребностям учащихся;

- система оценивания должна быть понятна учащимся и служить средством своего самообразования.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что образовательная среда представляется основным базисом при формировании соответствующих компетентностей. Непрерывно развиваясь, претерпевая изменения, находясь в динамике, она требует определенного мониторинга, анализа и фиксации, в ходе которых появляется возможность улучшения, коррекции и координации предшкольного и младшего школьного образования.