СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие социально-трудовых навыков у детей с интеллектуальными нарушениями средствами игровой деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается вопрос организации коррекционно-педагогической работы по развитию социально-трудовых навыков у детей с интеллектуальными нарушениями средствами игровой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие социально-трудовых навыков у детей с интеллектуальными нарушениями средствами игровой деятельности.»

УДК 378.014.3



развитиЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ

У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




© Г.А. Баранова1

1ГОУДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула, ул. Ленина, д.22,

е-mail:[email protected]


© Е.А. Дубкова2

2ГОУ ТО "Щекинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», г. Щекино, ул. Школьная, д.32

е-mail:ekaterina.dubkova.81@mail.ru



Аннотация. В статье рассматривается вопрос организации коррекционно-педагогической работы по развитию социально-трудовых навыков у детей с интеллектуальными нарушениями средствами игровой деятельности.

Ключевые слова: коррекционно-педагогическая работа; социально-трудовые навыки; дети с интеллектуальными нарушениями; средства игровой деятельности; принципы организации игровой деятельности: открытость и доступность игры, динамичность, наглядность, занимательность, эмоциональность, индивидуальность, коллективность; целевые ориентации игровой деятельности; социальный опыт школьников; приобретение знаний о различных сферах жизни и быта людей; накопление практического опыта и его использование; развитие навыков культуры общения; учебная задача, инструктаж; самообслуживание, личная гигиена, бытовой труд, морально-этические нормы поведения; формирование представлений о различных службах и учреждениях, умений обращаться к их услугам; использование различных сюжетно-ролевые игры; моделирование реальных ситуаций; различные виды предметно-практических действий.

THE DEVELOPMENT OF SOCIO-LABOUR SKILLS

IN CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

TOOLS OF THE GAME



© G. A. Baranova1

1ГОУ DPO "Institute of improvement of professional skill and professional retraining of educators of the Tula region", g. Tula, Lenina str. 22,

е-mail:[email protected]


© E.A. Dubkova 2

2GOU TO "Shchekino school for students with disabilities",

g. Schekino, School street, d. 32

е-mail:[email protected]



Abstract. The article discusses the question of the organization of correctional and pedagogical work on the development of social skills in children with intellectual disabilities by means of play activities.

Keywords: correctional and pedagogical work; social and work skills; children with intellectual disabilities; means of gambling activities; the principles of organization of gambling activities: openness and accessibility of the game, dynamics, clarity, interest, emotion, individuality, collectivity; target game activities; social experience of students; acquiring knowledge about different spheres of life of the people; the accumulation of practical experience and its use; development of skills in cultural communication; learning task, instructions; self-service, personal hygiene, domestic work, ethical standards of behavior; formation of ideas about the various services and institutions, skills to apply to their services; the use of various role-playing games; simulations of real situations; different types of subject-action.


Одним из важных направлений федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является внимание к проблеме социального развития учащихся. Значимость социально-трудового образования школьников определяется необходимостью их адаптации к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, повышенным требованиям к личностным качествам: активности, самостоятельности, компетентности, ответственности [1, с.11].

Особое внимание в решении данной проблемы должно быть обращено к детям с нарушениями в интеллектуальном развитии. Анализ исследований: Г.А. Аванесова, Х.С. Замского, А.В. Логосова, П.И. Новикова показал, что нарушенное интеллектуальное развитие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Недооценка значения знаний, умений, позволяющих человеку быть независимым в быту, отрицательно сказывается на всей его жизнедеятельности.

Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни является одной из важных задач современной школы. Весь учебно-воспитательный процесс в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями должен быть направлен на социальную адаптацию в обществе. Необходимо создание специальных условий для разнообразной ежедневной практической деятельности учащихся. Одним из таких условий является применение средств игровой деятельности в формировании социально-трудовых навыков школьников с интеллектуальными нарушениями. Применение данных средств в учебном процессе делает его увлекательным, способствует появлению активного познавательного интереса.

Организация игровой деятельности должна отвечать следующим принципам, сформулированным П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым [5, с.54]:

– открытость и доступность игры предполагает свободное участие желающих, игра должна быть проста и понятна;

– динамичность игры значима для возраста детей и уровня их подготовленности;

– наглядность игры означает, что все игровые действия должны быть открыты в реальных и ирреальных (кино, театр, компьютерные игры) проявлениях действительности;

– занимательность и эмоциональность игры отражают увлекательные, интересные проявления игровой деятельности, усиливают познавательный интерес;

– индивидуальность предполагает личное отношение к игре, развитие личностных качеств, возможность самовыражения и самоутверждения;

– коллективность отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности, учит мыслить и действовать сообща.

Профессиональное мастерство педагога проявляется в умении реализовать на практике целый спектр целевых ориентаций игровой деятельности:

– дидактические – расширение кругозора, игра помогает в организации познавательной деятельности, формировании определенных социально-трудовых умений и навыков;

– воспитывающие – воспитание самостоятельности, воли, нравственных, эстетических позиций, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;

– развивающие: развитие познавательных и психических процессов, творческих возможностей, эмпатии;

– социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; саморегуляция; обучение общению, психотерапия.

Целесообразно включенные в образовательный процесс игры или их элементы придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы учащихся, ориентируют их на решение поставленных задач.

Игра активизирует взаимодействие когнитивного и эмоционального начала в учебном процессе. Она не только вдохновляет детей мыслить, но и обеспечивает целенаправленность действий, дисциплинирует ум ребенка.

Анализ исследований (Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.К.Бондаренко) показал, что в качестве средств игровой деятельности могут выступать[2]:

– специально созданные для игры и используемые строго по назначению предметы игровой деятельности: игры, игрушки, разнообразные по назначению, масштабам;

– средства в виде подручных игровых предметов – игровое замещение предметов в воображении играющего (играющих);

– содержание, инструктаж, предлагаемые в игре.

При подборе игры или игрового задания нужно учитывать интересы и склонности ребенка. Включая его в игровую деятельность, следует постепенно увеличивать уровень сложности игры, задания, определяемые строго индивидуально для каждого ребёнка.

Различные виды игр, дидактический материал, включенный в содержание программ учебных предметов, связанных с формированием социально-трудовых навыков школьников, содействуют расширению круга понятий, представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам поведения.

Ознакомление учащихся с предметами быта включает: усвоение точного названия, назначения, правил обращения с этими предметами; выработку необходимых рациональных, правильных навыков использования этих предметов по назначению.

Нужно подчеркнуть, что знакомство с миром общения и человеческих отношений должно способствовать[3]:

– усвоению правил поведения в повседневной жизни и общественных местах,

– выработке навыков общения со сверстниками и взрослыми;

– формированию представлений о различных службах и учреждениях и умений обращаться к их услугам.

Однако дети с интеллектуальными нарушениями спонтанно не овладевают необходимыми социально-трудовыми навыками. Учащиеся нуждаются в проведении целенаправленной коррекционно-педагогической работы по обучению выполнять различные виды предметно-практических действий.

Анализ школьной практики показал,ܖ чтоܖ существеннымܖ недостаткомܖ социально-трудовойܖ деятельностиܖ школьников с интеллектуальными нарушениями, являетсяܖ невозможностьܖ самостоятельноܖ, , безܖ помощиܖ учителяܖ справитьсяܖ сܖ поставленнойܖ задачей,ܖ чтоܖ затрудняетܖ процессܖ социализации.ܖ Такое отношениеܖ учениковܖ кܖܖ заданиямܖ определяетсяܖ недостаточнымܖ развитиемܖ мыслительныхܖ процессов. Часто дети испытывают затруднения в установлении необходимыхܖ связейܖ иܖ отношений, выработке обоснованного планаܖа действий при выполнении учебного задания. Ребенокܖܖ неܖ стремитсяܖ получитьܖ реальныеܖ иܖ значимыеܖ результаты. Он формальноܖ выполняетܖ отдельныеܖ операции кܖ предлагаемым заданиям.ܖ

Заданияܖ должны быть достаточноܖ конкретны,ܖ понятныܖ иܖ посильныܖ дляܖ каждогоܖ ребёнка. Успешность социально-трудовойܖ деятельностиܖ школьниковܖ зависитܖ отܖ характераܖ инструктажа.ܖ Часто учащиеся оказываютсяܖ неܖ вܖ состоянииܖ самостоятельноܖ реализоватьܖ определеннуюܖ вܖ общейܖ формеܖ инструкциюܖ оܖ целиܖ иܖ характереܖ деятельности.ܖ Этоܖ негативноܖ сказываетсяܖܖ наܖܖ формированииܖܖ социально-трудовыхܖܖ навыков,ܖܖ мотивации предлагаемой имܖ деятельности.ܖ Поэтому учительܖ должен сопровождать свой рассказ и показܖ предстоящей работы подробнымܖ объяснениемܖ иܖ указаниями. Такой инструктаж должен включать примеры конкретных способов действий по выполнениюܖ определенных операций с учебным материалом.ܖ Еслиܖ заданиеܖ достаточно сложное,ܖ кромеܖ подробныхܖ объясненийܖ педагогܖ оказываетܖ необходимуюܖ помощьܖ вܖ процессеܖ выполняемой учениками деятельности. При этом учитель осуществляет контроль иܖ коррекциюܖ учебных действий школьников,ܖ допускаемыхܖ ошибокܖ иܖ неточностейܖ вܖ работе [4].ܖ Педагог обращает большое вниманиеܖ на развитиеܖ уܖ учащихся уменийй выполнятьܖ заданиеܖ поܖ образцу.ܖ




Следует отметить, что наше исследование связано с развитием социально-трудовых навыков у детей младшего школьного возраста. Поэтому в процессе работы с учениками большое внимание было уделено включению в коррекционно-развивающеее обучение различных сюжетно-ролевых игр, в которых учащиеся обыгрывают разнообразные жизненные ситуации, связанные с формированием социально-трудовых навыков.

Включение в учебный процесс элементов сюжетно-ролевых игр и использование метода моделирования реальных ситуаций позволит педагогу решить следующий комплекс задач[2]:

– расширение социального опыта школьников;

– приобретение знаний о различных сферах жизни и быта людей;

– накопление практического опыта и его использование;

– развитие навыков культуры общения;

– формирование целенаправленной деятельности;

– подчинение нормам и правилам поведения;

– развитие спонтанной диалоговой речи;

– формирование привычки анализировать условия, находить различные способы решения проблемы.

В ходе учебных занятий с младшими школьниками можно использовать различные сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Культура поведения», «Транспорт», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Торговля», «Учреждения и организации», «Экономика домашнего хозяйства», «Трудоустройство». Моделирование реальных ситуаций позволяет закреплять и расширять знания учащихся о различных сферах жизни и быта людей.

Нужно отметить, что участие школьников в обыгрывании реальных ситуаций имеет большое значение для развития у них навыков общения. Основной характеристикой общения является возможность выстраивания своих отношений с другими людьми. Поэтому педагог, используя элементы сюжетно-ролевых игр, включает в учебный процесс реальные жизненные ситуации, обыгрывание которых помогает школьникам сформулировать обращение, просьбу или вопрос к своему собеседнику.
Выполнение роли требует подчинения определённым правилам, нормам поведения, которые служат как бы эталоном для играющего. Наличие партнёров в игре повышает необходимость соблюдения этих правил, следованию определённой теме игры. Участвуя в играх со специально подобранным содержанием, школьники в определённой мере приобретают навыки культуры общения, привычку следовать требованиям, нормам поведения в различных ситуациях.

Специально подобранные и включенные в учебный процесс учебно-игровые ситуации содействуют развитию у школьников диалоговой речи, обогащают их словарный запас. В ходе игры возможна постоянная активизация деятельности учащихся системой поручений и указаний, требующих речевой коммуникации: «Скажи…», «Спроси…», «Ответь…», «Узнай…». Кроме этого, использование элементов игровой деятельности в образовательном процессе позволяет ученикам обыграть те или иные жизненные ситуации несколько раз, увидев при этом отрицательные и положительные стороны того или иного разыгранного поступка.


Список литературы и источников


1. Баранова Г.А. Повышение квалификации педагога в условиях инклюзивного образования// Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2015. № 3. С.10.

2. Борисова Н.В.ܖ Образовательныеܖ технологииܖ какܖ объектܖ педагогическогоܖ выбора:ܖУчебноеܖ пособиеܖ[.ܖ М.:ܖ Владосܖ 2014.ܖ

3. Жигореваܖ М.В.ܖ Проектированиеܖ индивидуальныхܖ программܖ обученияܖ детейܖ сܖ комплекснымиܖ нарушениямиܖ развитияܖ // Коррекционнаяܖ педагогика.ܖܖ 2015.ܖܖ №ܖ 8.ܖܖ С.ܖ 5ܖ –ܖ 21.ܖ

4. Костюкܖ А.ܖВ.ܖ Психолого-педагогическиеܖ технологииܖ формированияܖ навыковܖ социальногоܖ поведенияܖ уܖ детейܖ сܖ ограниченнымиܖ возможностямиܖ здоровьяܖ иܖ детей-инвалидов:ܖ методическиеܖ рекомендации.ܖ Екатеринбург:ܖ ГАОУܖ ДПОܖ СОܖ «ИРО». 2013ܖ.

5. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М.: МПУ, 1996. С. 54.




Баранова Галина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, baranova-galina5@mail.ru, Россия, Тула, ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». 

Baranova Galina Anatolevna, candidate pedagogical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Institute rise qualification and professional overpreparation workers of education Tulsky region.


Дубкова Екатерина Александровна, социальный педагог, ekaterina.dubkova.81@mail.ru, Россия, Щекино, ГОУ ТО "Щекинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Dubkova Ekaterina Aleksandrovna, social worker, [email protected], Russia, Miass, GOU TO "Shchekino school for students with disabilities".













© Г.А. Баранова, Е.А. Дубкова, 2017