Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Среняя школа №102 с улубленым изучением отдельных предметов»
Методическая разработка
Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики способами креативного мышления
Автор: Горшенкова Валентина Александровна,
учитель информатики высшей квалификационной категории
«МАОУ СШ 102» город Нижний Новгород
Нижний Новгород, 2025
Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики способами креативного мышления
Креативность — это изобретение, экспериментирование, рост, принятие рисков, нарушение правил, совершение ошибок и веселье. — Mary Lou Cook (общественный деятель, мотивационный спикер)
Предлагаю вам несколько определений понятия «Креативность», выбирайте понравившееся.
Креативность – это способность и готовность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности (от лат. creatio – созидание).
Креативная личность – это личность, способная и готовая к субъективному и объективному творчеству как процессу и результату.
Креативный человек – это человек, склонный к нестандартным способам решения задач, способный к оригинальным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов.
Креативные способности – совокупность индивидуальных особенностей человека, определяющих возможность осуществления творческой деятельности и достижения ее результативности
Не секрет что детей намного легче научить чему-либо, если они заинтересованы, замотивированы.
Развивая креативное мышление, любой учитель одновременно решает сразу несколько задач:
формирует у учащегося нетривиальное мышление, лишенное стереотипов, что помогает в решении разных проблем;
развивает подвижность и гибкость ума;
параллельно с мыслительными способностями развиваются фантазия и усидчивость.
Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими. Развитие креативности у детей, может осуществляться разными способами, например, это занятия творчеством, упражнения, постановка необычных задач. Для того чтобы быстрее думать, лучше решать поставленные задачи и находить выход из сложных ситуаций, необходимо использовать нестандартные приемы и задания.
Это могут быть:
логические задачи;
ребусы, анаграммы;
игры «Танграм», «Крестики-нолики»
редактирование и форматирование теста
таблицы, схемы, графика, модели
Включение в задание по информатике понятия «креативности» можно включать практически в каждый урок, особенно в темах по информационным технологиям (электронные таблицы, текстовый редактор, графический редактор, проектные задания, моделирование, создание плакатов и т.д.) и стараться сделать это привычным.
Главный принцип креативности – взять то, что уже существует, и использовать это по-другому. Вот некоторые примеры, используемые мною для развития креативного мышления на уроках информатики.
В рамках темы «Кодирование информации» учащимся предлагается зашифрованное сообщение либо кроссворд, разгадав который дети узнают тему урока, либо переход к следующему этапу, либо какой –то термин и т.д.
В содержательной части урока в зависимости от темы и направленности практической работы можно использовать следующие задания:
Задание: ответьте на вопрос задачи средствами электронных таблиц.
Предлагается ввести данные и необходимые расчетные формулы. Учащимся дается простор для творчества и дизайнерского оформления таблицы.
При изучении темы «Логические задачи» можно задавать следующие текстовые задачи.
Задача 1.
Из двух близнецов – Вити и Мити – один всегда говорит правду, а второй всегда врет. Какой единственный вопрос относительно их имен нужно задать любому из братьев, чтобы узнать, кто из них Митя, а кто Витя?
Задача 2.
Отгадай профессию. Пятеро строителей (Андреев, Борисов, Иванов, Петров и Сидоров) предложили Вове отгадать, какие у них профессии. Один из них — маляр, другой — плотник, третий — штукатур, четвертый — каменщик, а пятый — электрик. Строители рассказали Вове о себе, что Петров и Иванов никогда не держали в руках кисти; Петров и Борисов живут в одном доме со штукатуром; Андреев и Петров подарили электрику красивую вазу; Борисов и Петров помогали плотнику строить гараж; Борисов и Сидоров по субботам встречаются у электрика, а штукатур по воскресеньям приходит в гости к Андрееву. Капитан Врунгель и кенгуру.
Предлагается использовать при решении данной задачи текстовый процессор, занеся данные в таблицу типа «Объект-объект».
«Компьютерное моделирование», «Векторная графика»
Танграм – «семь дощечек мастерства» – древняя китайская головоломка, состоящая из семи плоских фигур (танов), которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, букву или цифру и т. д.)
Работа выполняется в векторном редакторе по заготовленному файлу с использованием инструментов меню редактора: производится перемещение вырезанной детали по экрану, копирование деталей, поворот деталей, отображение деталей.
Задание: Используя предложенные детали танграма, выполните рисунок по образцу. Можно предложить учащимся усложнить задание и сначала нарисовать фигуры самостоятельно. Творчество хорошо развивает нестандартное мышление.
Рассмотрев наиболее часто используемые в своей работе приёмы развития креативного мышления, хочется отметить, они способствуют лучшему запоминанию изученного материала, развитию познавательной деятельности, активизируют деятельность обучающихся на уроке, развивают логическое мышление. Учащиеся учатся не только получать информацию, но учатся анализировать её и применять в практической деятельности.
«БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК»
Ахмадуллин Ш.Г, Ахмадуллин И.Т. Критическое мышление. Издательский дом «Нева», 2022
Богомолова О.Б. Логические задачи. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л. Сборник задач «Занимательные задачи по информатике». «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013
Тихомирова Л.Ф. Логика дети. Ярославль Академия развития Академия Холдинг, 2005.