СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческой одарённости обучающихся через научно-исследовательскую деятельность

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России. Статья посвящена вопросу развития творческой одаренности детей через организацию в школе научно-исследовательской работы.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческой одарённости обучающихся через научно-исследовательскую деятельность»

Развитие творческой одарённости обучающихся

через научно-исследовательскую деятельность

Банеева Инна Юрьевна,

учитель биологии и географии

высшей квалификационной категории,

руководитель Школьного научного общества учащихся

Аннотация.

Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России. Статья посвящена вопросу развития творческой одаренности детей через организацию в школе научно-исследовательской работы.


Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и спо­собностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%. Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы развитие способностей ребенка невозможно.

«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти пронизанные болью слова Антуана де Сент-Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того, чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых. Вот почему необходимо создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных воз­можностей каждого ребенка.

Одарённые дети характеризуются внутренней мотивацией, большим любопытством. Необходимы разнообразные способы реализации учебной задачи, дать возможность выбора. И ребенок найдет себя сам. Ребенок генетически предрасположен к учению, ему изначально интересно все, что происходит в мире. Любознательность детей способствует активному изучению действительности.

Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России. Таким образом, необходим поиск условий, позволяющих качественно улучшить работу по выявлению, поддержке и дополнительному развитию одаренных детей при сохранении высокого уровня универсального образования.

Наша задача создать условия для развития учащихся. И мы считаем, наиболее подходящим в этой области – это организация исследовательской деятельности учащихся. Определенная группа детей школьного возраста, приобщаясь к научным знаниям через эксперименты, опыты на уроках, мечтают расширить свои знания, другие стать серьезными учеными в будущем. Для поддержания и развития познавательного интереса школьников можно и важно предложить детям заняться исследовательской работой.

Если ранее исследовательская деятельность не была обязательным требованием, то в стандартах нового поколения это становится обязательным. Мы рассматриваем исследовательскую деятельность, как условие самоопределения, а это необходимое требование самоорганизующейся личности. Исследовательская работа дает обучающимся большой прирост. В этой области уже на протяжении многих лет мы имеем стабильные результаты.

Чтобы способствовать развитию творческой личности, разработана система организации исследовательской деятельности учащихся.

Учебно-исследовательская работа с учащимися ведется по следующим направлениям:

  • исследовательская работа как составляющая часть учебного процесса – сообщения, доклады, проекты учащихся, мини - исследования;

  • исследовательская деятельность как дополняющая часть учебного процесса – элективные курсы, кружки, конкурсы;

  • исследовательская деятельность параллельная учебному процессу – научно-практические конференции разного уровня, олимпиады.

Так, в 2012 году в школе было создано научное общество учащихся «Поиск» с целью:

  • пробудить интерес у учащихся к наукам;

  • осуществлять непрерывное восходящее развитие природных и формирование новых способностей в познавательной деятельности;

  • формирование индивидуального стиля ученика-исследователя.

В основу работы положены принципы развития творческого мышления и творческих способностей, учета индивидуальных особенностей и профессиональной направленности, самостоятельного исследовательского поиска.

Учащиеся, проявившие интерес к изучению отдельных предметов, занимаются в развивающих кружках: «Юный турист», «Юный исследователь», «Научная лаборатория».

Учащиеся, имеющие повышенную мотивацию к исследовательской деятельности, активно участвуют в городских, региональных, всероссийских конкурсах и научно-практических конференциях. Первыми слушателями и экспертами являются учащиеся и педагоги на ежегодной школьной конференции «Старт в науку». Основная цель её - создание творческой образовательной среды для педагогов и учеников. Подготовка и проведение конференции способствует развитию творческой одаренности учащихся школы. Ведь научно - практическую конференцию школьников можно рассматривать как средство расширения образовательной среды школы.

В подготовке конференции принимают участие все заинтересованные лица. Выступления проходят по секциям, в ходе которых и учителя, и учащиеся обмениваются взглядами на различные проблемы. Эта конференция является стартовой площадкой для выхода на более высокий уровень.

Лучшие исследовательские работы рекомендуются для участия в ежегодной научно - практической конференции школьников города «Шаг в науку - ЮНИОР» и «Шаг в будущее». Ежегодно учащиеся участвуют и занимают призовые места в научно-практических конференциях Всероссийского уровня «Национальное Достояние России»; Всероссийский конкурс исследовательских работ «Шаги в науку» http://www.future4you.ru; Всероссийский конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся Всероссийской конференции «Юный исследователь» http://www.future4you.ru; Всероссийский конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся Всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура»» http://www.future4you.ru; Межрегиональный конкурс исследовательских работ школьников «Учимся финансовой грамотности на ошибках и успехах литературных героев».

Внедрение основ исследовательской деятельности позволяет привлекать все больше учащихся к участию в различных конкурсах, проектах, олимпиадах, конференциях, в том числе дистанционных. Ряды наших исследователей растут с каждым годом. Это дает учащимся бесценные уроки, порождают стремление оправдать оказанное доверие, победить в научном соревновании, достичь успеха.

Навыки исследовательской деятельности готовят учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем. Развитие интеллекта школьников, их творческого потенциала, формирование личности происходит наиболее эффективно, если в учебном процессе важное место отведено научному эксперименту, учебно-исследовательской деятельности учащихся, что реально осуществимо в условиях дополнительного образования в школе.

Если учитель поможет каждому одарённому учащемуся ставить перед собой задачи, решение которых обеспечит максимум дальнейшего развития, которые будут отвечать его интересам, и поможет овладевать методами, исследовательскими навыками для решения этих задач, то успешно осуществится развитие способностей к самовыражению одарённых учащихся.


Литература:

  1. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.

  2. Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребенка. М., 1996.

  3. Кураева Н. М. Развитие творческих способностей учащихся особенности творческой одаренности // Электронный ресурс. Режим доступа: [http://shelgimn.ucoz.ru/publ/6-1-0-19]

  4. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6.

  5. Рабцевич Т.А. Развитие творческой одаренности и самореализации личности учащихся в условиях профильной школы» // Электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.openclass.ru/node/65259]

  6. Селевко Г. К. «Организация внеурочной деятельности учащихся» // «Образование в современной школе» № 3 2002.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!