РАЗВИТИЕ УСТНОЙ КОММУНИКАКАЦИИ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Нарушение слуха, особенно врожденное или наступившее в раннем возрасте, влечет за собой настолько тяжелые последствия для устной речи и ее развития у ребенка, что без специального педагогического вмешательства они оказываются непреодолимыми. В результате специального обучения неслышащие дети способны усвоить устную речь. Методы обучения, рассчитанные на «типичного» или «среднего» ребенка являются неподходящими для детей с нарушением слуха, поскольку существует общее недоразвитие речи и восприятия[4]. Если ребенок не может научиться понимать речь и говорить естественным путем, то его надо целенаправленно этому учить с помощью специальных приемов, опираясь на другие сохранные системы. Они должны помочь ребенку компенсировать то, что он не слышит[3].
Формирование устной речи не снимает необходимости обучения неслышащих детей ее восприятию, а равно и произношению, но ставит решение этих задач в более благоприятные условия - в процессе формирования коммуникации[2]. В специально создаваемой для неслышащих речевой среде языковой материал необходимо представлять в упорядоченном, систематизированном виде. С этой целью была составлена Программа развития устной коммуникации неслышащих подростков 9 класса.
Цель программы: оказание помощи подросткам с нарушениями слуха в овладении необходимыми знаниями и навыками развития устной речи как средством коммуникации.
Основной целью занятий является совершенствование навыков восприятия учащимися устной речи на слуховой, слухозрительной и зрительной основе и коррекция произносительной стороны речи.
Задачи:
Формирование у детей потребности в коммуникативном общении со слышащими взрослыми и сверстниками, преодоление страха общения со слышащими людьми.
Развитие коммуникативной компетенции как основной жизненной компетенции для ребенка с нарушениями слуха.
Формирование навыков понимания и построения высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением.
Обучение общению устной речью, формирование навыков ведения диалогов.
Формирование у учащихся фонетически грамотного, членораздельного произношения, достаточно естественного звучания речи.
Повышение уровня речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря учащихся.
Методы коррекционной работы:
Словесные методы обучения.
Наглядные методы обучения.
Практические методы обучения.
Проблемно-поисковые методы обучения.
Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения.
Создание ситуации успеха в учении.
Методы письменного контроля.
Игровые методы.
Приёмы коррекционной работы:
показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Форма проведения: индивидуальное занятие.
Содержание программы
Развитие слухового восприятия и формирование устной речи у неслышащих детей тесно связано между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухозрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения учащихся.
Данная программа состоит из двух разделов:
1) развитие слухового восприятия в рамках устной коммуникации;
2) обучение произношению в рамках устной коммуникации.
Развитие слухового восприятия (РСВ)
Система работы по РСВ направлена на развитие нарушенной слуховой функции, формирование и совершенствование у учащихся навыков восприятия и воспроизведения устной речи, восприятия музыки, различных неречевых звучаний.
Речевой материал условно разбит на разделы:
- речевой материал обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности;
- речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;
- тексты.
Обучение произношению
Важным разделом обучения является формирование у учащихся интонационной стороны речи. Основное внимание уделяется работе над ритмической структурой слов и ритмико-мелодической структурой фраз. У детей формируется нормальный темп речи, умение правильно распределять паузы, воспроизводя слитно слова и словосочетания в синтагмах, выделять словесное и фразовое (синтагматическое и логическое) ударения.
Учитывая исключительно важную роль, которую играет устная речь как способ общения глухого с окружающими, следует считать, что главная задача обучения глухих произношению состоит в том, чтобы обеспечить достаточную внятность их устной речи.
Программа обучения произношению складывается из следующих разделов:
1. Речевое дыхание.
2. Голос.
3. Звуки и их сочетания.
4. Работа над словом.
5. Работа над фразой.
Требования к умениям учащихся:
1. Воспринимать устную речь в её коммуникативной функции.
2. Произносить отработанный речевой материал достаточно внятно, естественно, голосом нормальной высоты, силы, тембра (под контролем и самостоятельно), в темпе приближающемся к нормальному.
3. Произносить слова слитно, с ударением.
4. Реализовывать в самостоятельной речи сформированные произносительные умения (с помощью учителя).
5. Различать знакомый по звучанию речевой материал с учетом индивидуальных слуховых возможностей учащихся.
6. Передавать во внятной, достаточно естественной и выразительной речи различные эмоциональные оттенки высказывания.
7. Воспринимать речь, составлять ответы на вопросы в виде предложений, уметь переспрашивать при непонимании, выполнять активную роль в диалоге на заданную тему: задавать вопросы.
Тематический план
Вводная часть.
Основная часть.
Тематические блоки:
Тема «Родина».
Задачи:
Обогащение словаря по теме; развитие выразительной и эмоциональной речи, закрепление в речи элементов интонации; отработка труднопроизносимых слов, коррекция звукопроизношения.
Мой город.
Задачи: Обогащение словаря по теме.
Семья. Моя семья. Моя родословная.
Задачи: Расширение жизненного опыта учащихся; развитие выразительной и эмоциональной речи.
Социальные институты: «Почта», «Магазин», «На вокзале», «В кафе», «В театре», «В музее».
Задачи: Накапливание знаний об окружающем мире;
формирование словесной речи, словесно-логического мышления;
привитие учащимся норм речевого этикета; расширение круга общения учащихся, маршрута поездок.
Здоровый образ жизни: «Спорт», «Спортивные игры», «Увлечения».
Задачи: Углубление и систематизация знаний учащихся о видах спорта, о ведении здорового образа жизни; развитие умения пространственной ориентировки; закрепление навыков правильного воспроизведения звуков;
развитие описательно-повествовательной речи.
Знакомство: «Давайте познакомимся».
Задачи: Закрепление навыков правильного воспроизведения звуков; развитие диалогической речи; расширение круга общения подростка, знакомство с новыми людьми; стимулирование потребности в общении.
Целевые блоки:
Виды работ:
Словарная работа.
Запись слов по алфавиту (слова записаны на бумаге).
Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
Образование другой части речи (береза – березовая).
• Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
• Образовать новое слово при помощи суффикса.
• Заменить одним словом (человек, который управляет трактором – тракторист).
• Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
• От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.
Работа с текстом, развитие связной речи.
Виды работ:
нахождение ошибок в тексте;
работа с деформированным текстом;
задания, направленные на установку лексического значения слова;
подбор подходящих по смыслу слов из двух представленных вариантов;
выразить смысл одним словом;
“составь из букв одного слова как можно больше слов”;
“четвертый лишний”;
отгадывание загадок;
составление рассказа-описания.
3. Обучение произношению
I. Воспроизведение слов по подражанию.
II. Чтение.
Виды работ:
1) Чтение слов с разложением их на части.
2) Чтение слов (без их разложения), дополнение слогов до слова.
3) Составление предложений с данными словами, с опорой на картинку:
• сопоставление слов (на этапе дифференциации звуков);
• дополнение слогов до слова по картинке и без картинки (важно на этапе дифференциации звуков).
Ш. Подбор слов на заданный звук.
Виды работ:
• (по заданию, когда указана первая буква или начальный слог);
• Называние самостоятельно придуманных слов на заданный звук по определенной схеме (актуализация словаря);
• расположение картинок в две колонки и их называние.
2. Отработка звуков в словосочетаниях и предложениях.
IV. Самостоятельное составление словосочетаний и предложений.
Виды работ:
• Дополнение словосочетаний, предложений по картинке (пропущено слово с отрабатываемым звуком).
• Дополнение предложений по вопросу (без картинки).
• Дополнение предложений без опоры на вопрос и картинку.
• Распространение простого предложения с помощью словосочетаний.
• Расширение предложения по вопросам, по самостоятельно подобранным определениям.
• Анализ готового текста:
-выбор предложений на определенную тему;
-выписывание заданных слов и предложений.
• Составление схем предложений.
• Составление предложений по демонстрации действий.
• Восстановление деформированного текста предложения.
V. Работа по развитию языкового анализа в предложении.
Виды работ:
• Составление схемы по заданному предложению.
• Составление схемы по самостоятельно придуманному предложению.
• Составление предложений по заданной схеме на заданные звуки.
• Определение количества слов в предложении.
4. Работа над диалогом.
Виды работ:
• Продолжение диалога по его началу.
• Составление диалога из рассыпного текста.
• СМС – диалог.
• Построение диалога по аналогии с образцом.
• Дополнение диалога репликой.
• Подбор парных реплик из числа предложенных.
• Вставка в диалог пропущенной реплики (также из числа предложенных).
• Придумывание пропущенной реплики.
• Составление диалога по заданной ситуации (теме).
• Трансформация диалога по различным заданиям (например, изменить время или место действия).
• Диалоги по воображаемой ситуации, инсценировке или построенные в форме игр.
5. Развитие речевого слуха.
Виды работ:
• Различение речевого материала.
• Опознавание речевого материала.
• Распознавание речевого материала.
Таким образом, можно выделить условия формирования коммуникативных навыков неслышащих детей школьного возраста:
- обеспечение на уроках максимальной активности учащихся (речевой и познавательной);
- побуждение их к самостоятельным высказываниям;
- установление связей между усваиваемым языковым материалом и различными видами деятельности; впечатлениями, получаемыми от окружающей жизни;
- отбор материала, актуального, интересного и доступного для учащихся;
- использование разнообразных форм занятий и видов упражнений.
Дифференцированное обучение практически реализуется через содержание заданий. Эффективными условиями развития устной речи у неслышащих учащихся являются такие, при которых обеспечивается неразрывная связь слухового, слухозрительного восприятия с усвоением словаря, грамматическим строем речи, коррекцией произносительных навыков, развитием всей познавательной деятельности. Достаточный уровень владения устной речью позволяет подросткам принимать активное участие в общественной жизни школы: в конкурсах чтецов, праздниках, олимпиадах регионального, областного уровня, интернет-олимпиадах и занимать призовые места.
Достаточно свободное владение устной коммуникацией позволяет осуществлять выбор учебного заведения для профессионального обучения, включая вузы, способствует успешному трудоустройству, профессиональной карьере и социальной адаптации [1].
Литература
Власова, Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер – М.: Просвещение, 1973.- 319 с.
Зыков, С. А. Методика обучения глухих детей языку [ Текст]: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/– М.: Просвещение, 1977. – 200с.
Королева, И. В., Янн П. А. Дети с нарушениями слуха [Текст]: книга для родителей и педагогов/ И. В. Королева, П. А. Янн. – СПб.: КАРО, 2011. – 240 с.
Сурдопедагогика [Текст]: учебник для студ. высш. учеб.заведений/ Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М.: Просвещение, 2005. – 576 с.