Урок русской литературы
Класс: 6
Тема: Развитие взаимоотношений учительницы и мальчика в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Цель: предполагается, что к концу урока учащиеся смогут ответить на ключевой вопрос урока.
Задачи:
– проследить развитие взаимоотношений мальчика и учительницы французского; определить авторское отношение к героям рассказа; раскрыть суть конфликта в данном произведении;
– способствовать развитию читательской грамотности учащихся, а именно развивать умение находить явную и неявную информацию в тексте, делать выводы, аргументировать свою точку зрения; содействовать развитию языковой, литературоведческой компетенции;
– воспитывать уважение к профессии учителя; создать атмосферу, в которой ребёнок мог бы проникнуться душевной щедростью героев произведения.
Оборудование: иллюстрации В. Гальдяева, Ю. Тризны, Б. Алимова к произведению, карточки с вопросами по произведению для игры «Где ответ?», портрет В.Г. Распутина, Л.М. Молоковой, три красных яблока, эпизод из фильма Е. Ташкова по произведению (https://drive.google.com/file/d/1fXXko36AMmqd86UNOuWr28ffitp2Eq3-/view?usp=sharing), «Музыка моей любви» Вагнера, письмо, мультимедийная презентация https://drive.google.com/file/d/1z7rrqyhBwmzeY5rBldb_DoRNMQ0ECnPi/view?usp=sharing).
Тема для учащихся: Три красных яблока
Ключевой вопрос урока: Почему автор посвятил свой рассказ Анастасии Прокопьевне Копыловой?
Литература: Темушева, Е.А. Русская литература: 6-й класс: дидактические и диагностические материалы / Е.А. Темушева. – Минск: Сэр-Вит, 2019. – 68 с.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап (на перемене звучит музыка Вагнер «Музыка моей любви»).
- Тема нашего урока: Три красных яблока. Подумайте, о чем, о ком будем говорить?
Вывод: Яблоки – символ жизни, добра, символ любви учительницы к герою произведения. Автор отмечал, что ему «нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня». Речь пойдет сегодня о мальчике и об учительнице Лидии Михайловне.
Целевой этап.
- Рассказ имеет посвящающую надпись. Из толкового словаря Ожегова выберите то значение, которое, по вашему мнению, имеет глагол посвятить в данном случае. Итак, поднимите зеленые карточки те, кто за первое значение? Второе? Третье?
Посвятить – …
кого? (что?) во что? Осведомить о чем-нибудь тайном, не всем известном, сделать причастным к чему-нибудь.
что? кому? (чему?) Предназначить, отдать.
что? кому? (чему?) Сделать, создать что-нибудь в честь кого-нибудь или в память о ком-нибудь.
- Кому посвящено произведение? Наша главная задача сегодня ответить на вопрос: Почему автор посвящает свой рассказ Анастасии Прокопьевне Копыловой?
- Давайте вместе обсудим цели на урок. Выберите из предложенных те, которые считаете актуальными сегодня.
перечитать рассказ «Уроки французского» В.Г. Распутина;
проследить развитие взаимоотношений мальчика и учительницы в произведении;
узнать, что такое конфликт художественного произведения;
ознакомиться с биографией В.Г. Распутина;
выяснить, каков конфликт в рассказе «Уроки французского» В.Г. Распутина;
написать от имени мальчика письмо Вадику и Птахе.
Индивидуальная работа по карточкам (3-4 уч-ся).
Индивидуальная карточка для работы
над рассказом В.Г. Распутина «Уроки французского»
Выберите правильный ответ.
1. Кому посвящает свой рассказ Валентин Распутин? (1 балл)
А) Маме, б) жене, в) сестре, г) учительнице.
2. В каком году происходит действие рассказа? (1 балл)
А) 1890, б) 1930, в) 1948, г) 1963.
3. Сколько лет главному герою рассказа? (1 балл)
А) 8; б) 11, в) 13, в)18.
4. Соотнесите вопросы и ответы: (2 балла)
Вопрос | Ответ |
А) Какие продукты передавали мальчику из деревни? | 1) Горох, редька |
Б) Что было в первой посылке Лидии Михайловны? | 2) Картошка, хлеб, творог |
В) Что было во второй посылке? | 3) Макароны, яблоки |
Г) Как отвечает мальчик на вопрос учительницы о том, что из еды обычно бывает в деревне? | 4) Макароны, сахар, гематоген |
Дайте полный ответ на вопрос.
5. Для чего мальчик играл на деньги? (2 балла)
Максимальный балл за карточку – 7, итоговую отметку можно повысить за активную работу на уроке.
Проверка д/з. Пересказ эпизода к иллюстрациям по произведению.
Вопросы к иллюстрации Ю. Тризны по рассказу (с.99-100 выборочно):
- Дайте название иллюстрации. («Взрослая жизнь»)
- Назовите качества, которые проявляются у героя, что сталкивается с трудностями (голод, одиночество, тоска по дому)? (Ответственность, доброта, смелость, упорство.)
- Оцените ответ одноклассника. (Владение текстом, умение анализировать действия героев, отсутствие речевые ошибок, выразительная речь)
2. Вопросы к иллюстрации В. Гальдяева по рассказу (с.109-110 выборочно):
- Подберите заголовок к иллюстрации из текста. («Это правда, что ты играешь на деньги?»)
- Назовите качества, которыми, на ваш взгляд, обладает учительница. (Чувство юмора, внимательность, справедливость, отзывчивость, доброта.)
3. Вопросы к иллюстрации Б. Алимова по рассказу (с.118-119 выборочно):
- Подберите заголовок к иллюстрации из текста. («Ничего хитрого в этих «замеряшках» не было».)
- Как мальчик проявляет себя в отношениях с учителем? (чувствует грань в отношениях между учителем и учеником, поэтому удивлен, смущение)
Вопрос к классу: Каким общим настроением проникнуты данные иллюстрации?
Работа по выявлению явной и неявной информации в тексте.
- Перед вами вопросы по тексту произведения. Сначала определите, можно ли ответ на вопрос найти в тексте или цитата из текста будет только подтверждать ваши размышления, но явного ответа в тексте мы не найдем.
Где ответ?
1 – ответ в тексте в одном предложении
2 – ответ в тексте в нескольких его частях (ответ надо формулировать)
3 – ответ в голове читателя, ответ формулируется по той информации, которую автор дает между строк
4 – ответ находится за пределами текста, читатель ищет его в своих знаниях.
№ | Вопрос | Где ответ ? |
1 | Как далеко находился райцентр, куда главный герой рассказа поехал учиться? | 1 |
2 | Что в ящичке от Лидии Михайловны явно указало на отправителя? | 1 |
3 | Как пыталась помочь мальчику учительница? | 2 |
4 | Сколько денег во второй раз «спустил» главный герой, играя в «чику»? | 1 |
5 | Предвидела учительница, чем ей грозит игра в «замеряшки» с учеником? | 3 |
6 | Мог ли директор школы поступить иначе? Почему? | 4 |
- Найдите подтверждение в тексте.
- Согласны ли вы со словами директора, который охарактеризовал поведение учительницы так: «Это преступление. Растление. Совращение»?
Выводы: Заинтересованность Лидии Михайловны в судьбе мальчика помогла ему выжить. Да, необычным способом, но ее душевная щедрость заслуживает уважения. Она ни в чем не винит мальчика и желает ему счастья. Эти отношения дали очень многое герою. Яблоки только символ (Лидия Михайловна – пример доброты и самоотверженности, дружбы на расстоянии.)
Релаксационная пауза под музыку Вагнера «Музыка моей любви»
- Ребята, закройте глаза и представьте. Мы с вами выходим из школы и попадаем на оживленную улицу. Там вдыхаем морозный свежий воздух и оглядываемся вокруг. Заснеженный город, люди кутаются в теплые одежды, ускоряя шаг, спешат домой. Спешит и Дуняша. Ее шубка, «закиданная комьями грязного снега» полурастегнута. Вся запыхавшаяся, она успевает перекинуться парой слов с маленькой фигуркой в желтом башлыке, что идет рядом. Хруст снега наполняет особым, праздничным настроением. Такое же счастье наполняет душу летом, когда выгоняют лошадей в ночное. «Без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках» здорово мчаться «с веселым гиканьем и криком, болтая руками и ногами». Вдыхаем морозный чистый воздух. Тело наполняется радостью, надо спешить в тепло. Греем руки, открываем глаза. Оказываемся в учительском доме. В комнате «много книг, на тумбочке у окна стоит большой красивый радиоприемник, с проигрывателем – редкое по тем временам чудо».
- Где оказались к концу свей прогулки? (в комнате Лидии Михайловны)
- Какие уже прочитанные произведения напомнили вам мои описания? («Тапёр» А.И. Куприна (Дуняша и Юрий Азагаров), «Бежин луг» И.С. Тургенева)
- Что объединяет эти рассказы? (Это все истории детства)
Работа над литературоведческими терминами.
1. Прототип
- Об «Уроках французского» сам Распутин однажды сказал так: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все это происходило со мной. О ком идет речь? (Лидии Михайловне Молоковой), демонстрация портрета.
- Как в литературе называют реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании литературного героя? (Прототип, прообраз) Прототип учительницы французского – Лидия Михайловна Молокова.
2. Рассказ автобиографичен
- Прочитайте информацию о школьной жизни В.Г. Распутина и укажите, какие факты из жизни писателя совпадают с тем, что происходит в рассказе.
В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – все было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились. Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость. Плохо тогда жилось, как и везде в послевоенное время, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах. В интервью газете Молокова Л.М. Рассказала, что Валя Распутин был одним из многих ее учеников, которым жилось трудно, но в «чику» и «замеряшки» она с ним не играла.
- Как называется произведение, в котором отражаются некоторые факты биографии писателя? (Автобиографичное)
Вывод: рассказ автобиографичен, но не стоит преувеличивать; нужно понимать, что в нем есть место художественному вымыслу. Автор с годами еще больше начинает ценить душевную щедрость и доброту своего учителя – Лидии Михайловны Молоковой.
3. Конфликт
- Обратимся к учебному пособию. Что значит данный термин? Ключевое слово? (Столкновение)
- Какой элемент сюжета соответствует началу конфликта? (Завязка)
- Продолжите. Самый напряженный момент в развитии конфликта совпадает с… (Кульминацией)
- Если конфликт разрешен, то наступила … (развязка)
- Различают конфликт внешний (это прямое столкновение героев) и внутренний (противоборство в душе героя). С кем из героев рассказа мальчик вступает в прямое столкновение? (Владик и Птаха)
- Посмотрите эпизод из киноповести Евгения Ташкова по произведению. Подумайте, какие чувства испытывает мальчик? В каких эпизодах герой испытывает тревогу? Неспокойно на душе, его мучает червь сомнения? Как называется такой конфликт?
- Какие расхождения между авторским текстом и сценарием вы заметили?
Итоги урока.
- Только ли хорошему произношению и грамматике научили мальчика уроки французского? Чему?
- Почему автор посвятил свой рассказ Анастасии Прокопьевне Копыловой?
Выводы: Будучи взрослым, автор с уважением относится к профессии учителя. Поэтому и рождается произведение –благодарность, произведение с посвящением Анастасии Прокопьевне Копыловой – учителю, всю свою жизнь отдавшему своей профессии.
(Печать рассказ в журнале помогла Распутину найти своего учителя и возобновить с ним переписку.)
Мотивационный этап по выполнению д\з.
- Я держу старое письмо. От времени строчки стерлись, и многое из написанного уже не разобрать. Только край письма с приветствием «Здравствуйте, Лидия Михайловна» на удивление можно прочесть. Почерк ровный, красивый, наверное, детский. Письмо, видно, не раз перечитывали, но все же хранили, оберегая дорогие сердцу воспоминания. О чем могло быть это письмо? Кто и когда его написал? А может, это и не ребенок вовсе, а повзрослевший и уже образованный человек пишет Лидии Михайловне о себе? Подумайте об этом и напишите … письмо.
Написать письмо от лица мальчика своей учительнице.
* Найти расхождения между текстом рассказа В.Г. Распутина и событиями в фильме Е. Ташкова «Уроки французского».
Рефлексия
- Легко ли быть учителем? Почему?
- Так сложилось в моей жизни, что только через годы я поняла, какое значение сыграл для меня мой первый учитель. Ему я безгранична благодарна. Ему и всем учителям я посвятила маленькое стихотворение, написанное в юности.
- Мы много знаем, но откуда?
Не все же школа нам дала,
А просто маленькое чудо:
Судьба наставника нашла.
Он проверяет наши знания
И учит Родину любить.
Впервые постигаем тайну,
Как много смысла в слове «жить».
Пусть даже, может, и не первый,
Но главное, уже родной.
Он будет в жизни нам примером
И путеводною звездой.
-Три яблока… Три фразы, которые предлагаю дополнить:
Урок дал мне понять…
Я по-другому …
Желаю, чтобы …
ПРИЛОЖЕНИЕ
Индивидуальная карточка для работы
над рассказом В.Г. Распутина «Уроки французского»
Выберите правильный ответ.
1. Кому посвящает свой рассказ Валентин Распутин? (1 балл)
А) Маме, б) жене, в) сестре, г) учительнице.
2. В каком году происходит действие рассказа? (1 балл)
А) 1890, б) 1930, в) 1948, г) 1963.
3. Сколько лет главному герою рассказа? (1 балл)
А) 8; б) 11, в) 13, в)18.
4. Соотнесите вопросы и ответы: (2 балла)
Вопрос | Ответ |
А) Какие продукты передавали мальчику из деревни? | 1) Горох, редька |
Б) Что было в первой посылке Лидии Михайловны? | 2) Картошка, хлеб, творог |
В) Что было во второй посылке? | 3) Макароны, яблоки |
Г) Как отвечает мальчик на вопрос учительницы о том, что из еды обычно бывает в деревне? | 4) Макароны, сахар, гематоген |
А) Б) В) Г) |
Дайте полный ответ на вопрос.
5. Для чего мальчик играл на деньги? (2 балла)
_____________________________________________________________
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
____________________________________________________________
Материалы для работы
над рассказом «Уроки французского» В.Г. Распутина
Где ответ?
Поставьте в пустую графу таблицы соответствующую цифру и ответьте на вопросы:
1 – ответ в тексте в одном предложении,
2 – ответ в тексте в нескольких его частях (ответ надо формулировать),
3 – ответ в голове читателя, ответ формулируется по той информации, которую автор дает между строк,
4 – ответ находится за пределами текста, читатель ищет его в своих знаниях.
№ | Вопрос | Где ответ |
1 | Как далеко находился райцентр, куда главный герой рассказа поехал учиться? | |
2 | Что в ящичке от Лидии Михайловны явно указало на отправителя? | |
3 | Как пыталась помочь мальчику учительница? | |
4 | Сколько денег во второй раз «спустил» главный герой, играя в «чику»? | |
5 | Предвидела учительница, чем ей грозит игра в «замеряшки» с учеником? | |
6 | Мог ли директор школы поступить иначе? Почему? | |
Материалы для работы
над рассказом «Уроки французского» В.Г. Распутина
Прочитайте информацию о школьной жизни В.Г. Распутина и укажите, какие факты из жизни писателя совпадают с тем, что происходит в рассказе.
В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду.
Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – все было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились.
Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость.
Плохо тогда жилось, как и везде в послевоенное время, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах.
В интервью газете Молокова Л.М. рассказала, что Валя Распутин был одним из многих ее учеников, которым жилось трудно, но в «чику» и «замеряшки» она с ним не играла.
Как называется произведение, в котором отражаются некоторые факты биографии писателя?
Д/З: Написать письмо (от лица мальчика, или читателя, или уже взрослого героя рассказа, или другое) Лидии Михайловне Молоковой.
Составные элементы письма:
Приветствие.
Вступление (вопросы, которые отражают интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания).
Основная часть (изложение информации, которая интересует адресата).
Заключение (выражение уважения, любви, преданности).
Подпись. Дата.
* Найти расхождения между текстом рассказа В.Г. Распутина и событиями в фильме Е. Ташкова «Уроки французского».