Развитие двигательных способностей дошкольников посредством спортивных танцев.
Современные условия общества, его интенсивное развитие требует от человека высокого уровня здоровья и физической подготовки. На сегодняшний день наиболее острой и требующей кардинального решения является проблема детского спорта, слабой физической подготовки и физического развития детей дошкольного возраста. Реальный объем двигательной активности не обеспечивает полноценного и гармоничного физического развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. В связи с этим становится значимым решение этой проблемы в системе дополнительного образования. Дополнение образовательного процесса средствами определенного (избранного) вида двигательной деятельности, грамотно поставленная образовательная работа в соответствии с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями организма детей дошкольного возраста – основа для развития двигательных способностей дошкольников. Одним из таких средств является - «черлидинг»
Черлидинг может считаться не только одним из самых зрелищных самостоятельных видов спорта, но и как физкультурно-спортивное массовое движение , которое используется в целях всестороннего, гармонического физического развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций, осанки занимающихся. В процессе занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки (прикладные и спортивные), приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества. Черлидинг формирует умение соблюдать правила эстетического поведения, понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность.
Богатство, разнообразие и доступность черлидинга, эффективное воздействие на организм, зрелищность привлекают к занятиям различный контингент занимающихся, начиная со старшего дошкольного возраста на любой стадии физической подготовленности.
Черлидинг состоит из двух направлений – чир и данс. Чир в дошкольном детстве – это элементы спортивной гимнастики и акробатики, построение простейших пирамид, станты, перестроения и зажигательные кричалки. Данс – основы спортивного танца с элементами гимнастики, хореографии, включающие жесткие чир-руки, оптимальную растяжку и синхронность движений.
В процессе реализации программы с использованием спортивных танцев решаются такие задачи, как:
Образовательные задачи:
Развитие и совершенствование двигательных способностей (координация движений, быстрота, ловкость, сила) на основе спортивно-игровой деятельности с учетом индивидуальных возможностей детей;
Формирование потребности и умения самостоятельно заниматься физическими и ритмическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
Способствование развитию музыкальности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление)
Оздоровительные задачи:
способствование укреплению связочно-суставного аппарата детей;
укрепление дыхательной и сердечно - сосудистой системы;
способствование правильному формированию изгибов позвоночника, укреплению опорно-двигательного аппарата.
Наиболее эффективным являются формы образовательной деятельности: игрового, сюжетного, тренирующего характера.
Формами организации образовательного процесса являются: групповая (основная форма) и индивидуально-групповая (с целью определения уровня развития двигательных качеств детей, прикладных умений и технической подготовки). Образовательная деятельность по черлидингу характеризуется строгой регламентацией и точностью дозировки нагрузки.
Структура включает вводную, основную и заключительную части:
– вводная часть (3-4 мин) состоит из разных видов ходьбы и бега (подготовка к дальнейшим нагрузкам).
– основная часть (20-25 минут) включает в себя общеразвивающие упражнения, упражнения танцевального характера, силовые упражнения (ОФП), базовые элементы, подвижная игра.
– заключительная часть (2-3 мин) содержит упражнения для восстановления дыхания, расслабления мышц, растяжка.
В основу воспитательно-образовательного процесса положена технология личностно-ориентированного обучения, которая позволяет обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализации ее природных потенциалов.
Упражнения черлидинга включают в себя упражнения в прыжках, равновесии, вращения, махи, с помпонами и без них, с перемещением в пространстве, с изменение темпа и ритма, а также у опоры и способствуют укреплению мышц туловища, ног и рук, они развивают не только силу и подвижность в суставах, но и воспитывают тонкое мышечное ощущение, координацию движений, формируют правильную осанку, способствуют сохранению равновесия в сложных условиях. Характерной особенностью проведения упражнений черлидинга является использование элементов и соединений танцевального характера, акробатики, стантов, пирамид, прыжков и перестроений. Выполняя эти упражнения, занимающиеся учатся свободно владеть своим телом, легко передвигаться под счет и под музыку.
Чтобы научить, занимающихся правильно выполнять упражнения черлидинга, необходимо понять их специфику, то есть знать, чем они отличаются от других видов спорта. Основными их особенностями являются целостность и динамичность. Они способствуют оживлению кровообращения, улучшению обмена веществ, повышению функциональных возможностей двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и увеличению работоспособности.
Обучение упражнениям осуществляется в соответствии с принципами педагогики; сознательности и активности; систематичности и последовательности; наглядности, доступности, прочности. Чтобы создать предварительное представление о предполагаемом упражнении, педагог обязан его правильно назвать и показать, сначала в медленном темпе, по возможности разбивая упражнение на элементы, останавливая внимание на деталях техники. Если упражнение сложно следует выполнять подводящие упражнения.
Список литературы:
Алексеева Л. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики.- Д.: Феникс, 2005.-208с.
Андерсон Б. Растяжка для каждого.- Мн.: ООО Попурри, 2002.-224с.
Земцова Е.Ю. Черлидинг в детском саду дополнительная общеразвивающая программа по развитию двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами черлидинга.- Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2015. - с.