Методическая разработка.
Осиповой А.А., учителя технологии.
«Развитие проектных навыков у обучающихся»
В соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере образования, во ФГОС основного общего образования одним из системообразующих понятий является основная образовательная программа. Это ведущий документ, определяющий цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса в 5-9 классах.
Основная образовательная программа включает программу развития универсальных учебных действий, программы отдельных учебных предметов, курсов, программу воспитания и социализации обучающихся, учебный план.
Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Коммуникативная компетентность - это «умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительное нормам и «техникой» общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию; учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения». Значит, в процессе учебно-исследовательской деятельности по предмету - у школьников необходимо развивать умение общаться; учить их ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства при обсуждении со сверстниками и учителем исследуемых предметных проблем.
Общими признаками учебно-исследовательской и проектной деятельности являются:
практически значимые цели и задачи в структуре деятельности включает компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку решаемых задач; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; выполнение проектных работ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов деятельности;
компетентность в выбранной сфере исследования творческую активность; собранность аккуратность, целеустремлённость, высокая мотивация.
Типологию проектов можно представить по следующим основаниям:
виды проектов:
информационный (поисковый), исследовательский, творческий,
социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);
количество участников:индивидуальный, парный;
малогрупповой (до 5 человек);
групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный;
городской, всероссийский, международный, сетевой (в том числе в Интернете).
продолжительность:от проекта-урока до многолетнего проекта;
образовательная цель:ознакомление учащихся со спецификой и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения; поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.
Этапы выполнения проекта:
Подготовительный этап - определение темы; постановка цели и задач, определение источников информации; выбор критериев оценки.
Основной этап - разработка проекта (сбор и уточнение информации)
Заключительный этап - защита проекта.
Результатом (продуктом) проектной деятельности могут быть:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
в) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Но нельзя не отметить и те трудности, с которыми приходится сталкиваться в реализации проекта. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на уроках: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации.