СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие учебно-познавательной компетенции на уроках информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический опыт «Развитие учебно-познавательной компетенции на уроках информатики» реализуется в МОУ «СОШ № 135» города Снежинска Челябинской области учителем информатики Звездиной  Анной Александровной.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие учебно-познавательной компетенции на уроках информатики»

Опыт работы

учителя информатики


Тема опыта: «развитие учебно-познавательной компетенции на уроках информатики»

(на материале предмета информатика)


Сведения об авторе: Звездина Анна Александровна, учитель информатики МОУ «СОШ № 135» города Снежинска Челябинской области


никакая внешне предлагаемая информация не может быть перенесена внутрь его, если у школьника нет соответствующей мотивации и личностно значимых образовательных процессов.

А.В.Хуторской


1. ВВЕДЕНИЕ

1.1 Условия возникновения и становления опыта

Педагогический опыт «Развитие учебно-познавательной компетенции на уроках информатики» реализуется в МОУ «СОШ № 135» города Снежинска Челябинской области учителем информатики Звездиной Анной Александровной.

Учебные часы на информатику отведены согласно образовательному уровню государственного стандарта. Для получения полноценного образования эффективно используются условия дополнительного образования учащихся как в школе, так и в ближайших образовательных учреждениях: Дворце творчества детей и молодёжи им. В. М. Комарова, филиале Южно-Уральского государственного университета, Снежинской физико-технической академии.

В школе созданы все условия для получения и усвоения дополнительной информации по предмету информатика. Эффективно действует информационно-развивающий центр, стало традицией проведение интеллектуальных гостиных, ежегодно проводятся школьные научно-практические конференции «Первые шаги в науку», «Литвиновские чтения», где проходит защита исследовательских работ и проектов. Учащиеся имеют возможность участия в сетевых проектах, в городских, региональных и Всероссийских конкурсах.

Уроки информатики проходят в специализированном кабинете, соответствующем современным требованиям. Для подготовки уроков ведётся успешное сотрудничество с учителями дополнительного образования.


1.2 Актуальность и перспективность опыта

В Концепции модернизации российского образования год, являющейся одним из важнейших нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования, отмечается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».[20]

Под компетенцией, следуя В.В. Краевскому и А.В. Хуторскому, будем понимать «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.»[26]

А.В. Хуторским выделен следующий перечень ключевых образовательных компетенций как важнейших элементов общепредметного содержания образования: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования.

Одной из важнейшей компетентности учащихся является учебно-познавательная компетенция (УПК), которая представляет собой совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Степень сформированности УПК иногда в значительной степени определяет качество результата обучения учащегося.

Важную роль в этом процессе играет информатика как наука и учебный предмет, так как компетенции, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

Формирование культуры самоорганизации деятельности школьников на уроках информатики имеет некоторые преимущества в виду особенностей самого предмета:

  • выполнение различных видов деятельности (работа с информацией);

  • наличие персонального компьютера, которое позволяет выполнять работу индивидуально, самостоятельно;

  • наличие специфических содержательных линий: моделирование и формализация, алгоритмизация и программирование, которые формируют умения моделировать, проектировать, планировать.


В процессе анализа опыта педагогической деятельности выявились противоречия:

- между перегруженностью памяти школьников информацией и неспособностью целостно представлять картину мира изучаемого предмета;

- между освоением большого количества сведений, фактов, терминов и неспособностью решать нестандартные задачи, связанные с жизненными ситуациями;

- между желанием изучать информатику и непониманием того, что это наука об информации, а не о компьютере.

Для разрешения этих противоречий мы выделили основную цель своей методической работы:

помочь учащимся осознать диалектическую картину мира предмета «информатика», закономерности его развития, помочь определить свою роль в нем с помощью деятельностного подхода к процессу обучения.

Задачи:

- способствовать повышению качества обучения школьников с помощью деятельностного подхода ;

- разработать систему уроков, формирующих универсальные учебные действия, способствующих целостному представлению картины мира и закономерностей его развития;

- актуализировать содержание уроков информатики с целью развития потребности учащихся в практическом использовании полученных знаний, самореализации.

Таким образом, одной из основных целей, встающих перед нами, является повышение уровня учебно-познавательной компетенции учащихся, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.


Актуальность избранной темы: УПК неразрывно связана с мотивацией учащегося, с тем, насколько ученик понимает зачем и почему он изучает тот или иной предмет.

Мотивом для изучения предмета «Информатика и ИКТ», конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Но с каждым днем для большинства учеников компьютер становится, фактически, бытовым прибором, а вместе с ним теряет и мотивационную силу. Появление очень большого количества программных продуктов снизило стремление учащихся к теоретической информатике. Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность ® Интерес ® Мотив), все усилия учитель должен направить, прежде всего, на развитие познавательных интересов учащихся. Что в свою очередь приведёт к формированию учебно-познавательной компетенции.

По мнению психологов, интерес к обучению - один из доминирующих мотивов учения. На современном этапе реформирования системы образования в педагогике вновь возникла потребность в пересмотре отношения учителей к познавательному интересу. Обращение общества к личности обуславливает более внимательное изучение индивидуальных особенностей интереса у каждого человека, заинтересованность в самореализации, в нахождении полного применения его склонностям, способностям и интересам. В связи с этим, одной из главных целей изучения предмета «Информатика и ИКТ» на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Но развитие познавательной активности не мыслимо без развития познавательного интереса.

Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом. Он необходим для творчества. Ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. Но развитие познавательной активности не мыслимо без развития познавательного интереса. Рассмотрим факторы, формирующие познавательную активность учащихся:









Познавательный интерес выступает перед нами и как средство обучения. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

В своей работе мы раскроем вопросы развития учебно–познавательной компетенции через призму развития интереса к предмету «Информатика и ИКТ».


Новизна опыта заключается в разработке системы уроков, формирующих ключевую учебно-познавательную компетенцию учащихся – представление о целостной картине мира учебного предмета и закономерностей его развития, способствующих развитию универсальных, продуктивных учебных действий и положительной учебной мотивации.








2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ


    1. Стандарты второго поколения


Каждый человек учится сам и обучает других. Такова его природа и сущность. Как это делать эффективнее? На каких основаниях необходимо строить обучение, на что опираться в многообразной педагогической действительности, чем руководствоваться в нестандартных ситуациях? Отвечая на эти вопросы, каждый педагог, таким образом, формирует свой собственный вектор профессиональной деятельности.

Сегодня на смену авторитарному обучению, главной задачей которого являлась деятельность учителя по передаче ученикам систематизированных знаний, приходит природосообразное обучение.[8] Его цель: развитие природной сущности ученика, освоение им естественных способов деятельности в изучаемых областях. Речь идет о развивающем образовании и стандартах второго поколения.

Стандарты первого поколения решали важные проблемы - сохранение единого образовательного пространства в постижении ЗУНов. Функции стандартов второго поколения изменились, их стало больше. Стандарт становится важнейшим средством выстраивания новой системы школьного образования, включая его цели, структуру и содержание, систему оценивания, образовательный процесс, условия и ресурсы (материальные, кадровые, учебно-методические и другие). Это значит, что создание нового стандарта потребует объединения усилий не только дидактов и методистов, как было раньше, но и психологов, физиологов, специалистов по экономике образования, образовательному праву и многим другим направлениям.

Разработка новых госстандартов второго поколения базируется на деятельностном, компетентностном подходе, разработанном в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В.В.Давыдова. Изменение теоретико-методологических основ построения образовательного процесса отражает изменение  целей образования. [4]

Если раньше цели определяли  только как усвоение знаний, умений и навыков, то сегодня  целью обучения становится  общекультурное,  личностное и  познавательное  развитие учащихся, формирование учебно-познавательных компетентностей. [2] Именно деятельностный подход наиболее адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс. В рамках деятельностного подхода признается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. [3] При этом знания, умения,  навыки рассматриваются как средство в постижении универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером универсальных действий. Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться. [2]



    1. Основные принципы и идеи.


Руководящей основой нашего опыта является обучение через «делание».

В основе опыта лежат основные дидактические принципы:

  • принцип личностного целеполагания ученика;

  • принцип метапредметных основ образовательного процесса;

  • принцип продуктивности обучения;

  • принцип ситуативности обучения;

  • принцип образовательной рефлексии. [8]


Ведущая идея

Поскольку в стандарте второго поколения речь идёт об образовательных компетенциях, то мы считаем необходимым создать условия учащимся для формирования «развивающей среды», формирования целостного представления о единой научной картине мира; использовать разнообразные приёмы и способы включения учащихся в разные виды деятельности, позволяющие наработать ключевые компетенции.

Таким образом, ведущими понятиями представленного опыта являются следующие: «деятельностный подход», «коммуникативная компетенция», «учебно-познавательная компетенция».


2.3 Теоретические основы.

Под учебно-познавательной компетенцией в информатике понимается:

  • Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием)

  • Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.)

  • Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.)

  • Умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.)

  • Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций)

  • Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.


Считаем, что развитие учебно-познавательной компетенции строится на развитии познавательного интереса, появлению и закреплению «правильных» мотивов к обучению.

Развитие познавательных интересов рассматривали многие психологи и педагоги. На каждом этапе развития человечества отношение к роли интереса в обучении формировалось под воздействием социальных, философских, религиозных и национальных воззрений и традиций. Как ценнейший мотив учебной деятельности интерес рассматривали психологи: Л.С. Благонадежина, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина и др. Многие из них опирались на труды С.Л. Рубинштейна, который называл познавательный интерес ценнейшим мотивом учения, черпающий «строительный материал» из внешнего мира. Различные аспекты проблемы формирования познавательного интереса в школе исследованы Ю. К. Бабанским, В.Б. Бондаревским, Ф. К. Савиной, Г. И. Щукиной и др.

Под познавательным интересом, мы будем понимать избирательную направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению.

Познавательный интерес – сложное, многозначное явление, которое можно рассматривать с двух сторон.

Во-первых, познавательный интерес выступает как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности.

Во-вторых, познавательный интерес является ценнейшим мотивом учебной деятельности школьника. Для образования мотивов недостаточно внешних воздействий, они должны опираться на потребности самой личности. Можно выделить внутреннее и внешнее проявления познавательного интереса. Следовательно, условия, влияющие на его формирование, могут делиться на внутренние и внешние. (Рисунок 2).









Рисунок 2


Мотив – это побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением определенных потребностей. Совокупность мотивов, побуждающих подростка к какой-либо деятельности, называется мотивацией. Мотивация учебной деятельности как свойство личности представляет систему ее целей, потребностей, побуждающих обучаемых к активному пополнению знаний, овладению умениями и навыками.

Мотивация учебной деятельности характеризуется:

  1. направленностью на учение (освоение содержания, способов, приемов учения);

  2. познавательной активностью;

  3. деятельностью.


3. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА.

Итак, чем принципиально урок информатики отличается от других учебных предметов?

Во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь – персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процесс оргтехники, мультимедийных устройств.

Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с соучениками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей.

В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.

Наконец, в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся.

Однако последние психологические исследования в области мотивационной сферы подростков показывают явную тенденцию к снижению познавательной мотивации в целом и несформированность учебных интересов.

В нашей школе мы работаем над разработкой новых педагогических методов и приемов по повышению познавательной мотивации учащихся. В своей практике для повышения познавательного интереса мы применяем творческие задания. На уроке информатики учащиеся выполняют задания как практического, так и теоретического характера. Проблема, с которой сталкивается любой педагог, заключается в том, что ни содержание стандартных школьных задач, ни процесс их решения обычно не вызывают у учащегося познавательного интереса и желания работать. Поэтому приходится самим разрабатывать такие задания. В своей работе мы выделяем следующую классификацию творческих заданий по информатике, которая представлена в следующей таблице (см. Таблица 1).

Таблица 1

Классификация творческих заданий по информатике

1. ПО СОДЕРЖАНИЮ

ПРИМЕРЫ

1.1

Занимательные задачи (задачи- рассказы, задачи- парадоксы и т.д.).

Приложение 1

1.2

Интегрированные задачи (требующие знаний по нескольким темам, предметам).

Приложение 2

1.3

Творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных знаний).

Приложение 3,

Приложение 4

1.4

Задачи, допускающие несколько способов решения.

Приложение 2,

Приложение 3,

Приложение 4



2. ПО ВЫПОЛНЯЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИМИСЯ


2.1

Составление задач учащимися.

Приложение 5

2.2

Конструирование обратных задач.

Приложение 6

2.3

Составление кроссвордов, ребусов по теме.

Приложение 7

2.4

Разгадывание кроссвордов, ребусов.


2.5

Написание рефератов, докладов.

Приложение 8

2.6

Разработка презентаций по теме.


2.7

Проектная деятельность

Приложение 9

2.8

Творческая практическая работа (сказки, сочинения, рисунки и др.)

Приложение 10


Н.Д. Левитов под творческой работой предлагает понимать такую деятельность, в результате которой приобретается нечто новое, оригинальное, выражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт ученика. «Творческая деятельность учащихся, — пишет Б.П. Есипов, — не ограничивается лишь приобретением нового, она включает создание нового» [4].

Творческий характер деятельности я определяю в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся со следующих позиций:

  • уровень развития внутренней мотивации деятельности учащегося [3];

  • оригинальность метода решения;

  • творческая фантазия;

  • оригинальность оформления;

  • уровень использования межпредметных связей;

  • умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов.

На уроке, в зависимости от его типа, можно использовать следующие творческие задания:





Таблица 2


Тип урока

творческого задания

(из Таблицы 1)

1. Комбинированный урок

1.1, 1.2, 1.4

2. Урок формирования знаний

1.1, 1.2, 1.4, 2.7

3. Урок закрепления и совершенствования знаний

1.1, 1.2, 1.4, 2.1, 2.2, 2.4,

4. Урок формирования умений и навыков

1.1, 1.2, 1.4, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4,

5. Урок применения знаний на практике

1.1, 1.2, 1.4, 2.1, 2.2, 2.4, 2.6, 2,8

6. Урок обобщения и систематизации знаний

1.3, 2.3, 2.4, 2.7, 2,8

7. Урок контроля знаний

2.3, 2.4, 2,8


Для домашнего задания можно использовать следующие творческие задания: 1.4, 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8.


По характеру проявления познавательного интереса в процессе изучения предмета выделяем уровни развития познавательного интереса:

  1. низкий уровень,

  2. средний уровень,

  3. высокий уровень.

У учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса активность на уроках ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдаётся задачам репродуктивного характера, со стереотипными действиями.

Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают также поисковый характер деятельности, но не всегда склоны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов.

Учащиеся с высоким уровнем развития интереса отличаются самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности более трудного характера.

Под формированием познавательного интереса мы понимаем поэтапное продвижение учащихся от низкого уровня познавательного интереса к среднему, от среднего – к высокому. Нужно учитывать, что процесс формирования познавательного интереса очень сложный и долговременный и зависит от возрастных особенностей. Большое внимание уделяется 5-6 классам, так как именно в этот период только начинает формироваться познавательный интерес к предмету.



4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОПЫТА.


Для оценки результативности внедрения опыта нами были выделены критерии результативности, исходя из задач:

  1. уровень обученности учащихся за два года;

  2. уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД);

  3. уровень самореализации школьников.


Результаты мониторинга за последние два года отражают положительную динамику качества знаний по русскому языку и литературе.


Динамика уровня обученности учащихся


47%

47,6%

42%

42,8%

37,2%

41,3%

Русский язык

65%

67,1%

62,7%

64,4%

72,7%

84,1%

Литература

В чём причина роста качества знаний? Прежде всего, главную роль играет тот факт, что учитель работает с детьми с 5 по 11 класс. В течение этого времени педагог изучает возможности детей, их интеллектуальные способности, выстраивает систему работы, а дети привыкают к требованиям педагога. При систематической и правильно организованной работе наблюдается стабильность и положительная динамика роста качества знаний.


По второму критерию – сформированность универсальных учебных действий – наблюдается улучшение в сторону развития следующих показателей:


Показатели сформированности универсальных учебных действий


Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Р У С С К И Й Я З Ы К

2008-2009

72,6

68, 2

32,4

2009-2010

81,6

69,4

43, 7

Л И Т Е Р А Т У Р А

2008-2009

73,6

62,7

29.4

2009-2010

81,1

67,5

53,2


Мониторинг проведён через использование универсального теста, разработанного психологами Санкт-Петербурга и Челябинска – Курганским Н. А., Батуриным Н. А.

Данные таблицы показывают, что за последние два года возрос уровень по всем видам универсальных учебных действий, в особенности коммуникативных.

По третьему критерию – уровень самореализации школьников – одним из показателей работы учителя являются результаты олимпиад, конкурсов, фестивалей.

За последние три года увеличилось количество учеников, занимающихся исследованиями: 2007-2008 учебный год – 3 человека, 2008-2009 – 5 человек, 2009-2010 – 9 человек.


Количество учеников, занимающихся исследованиями

Победители, призёры, лауреаты творческих конкурсов

п/п

Фамилия, имя учащегося

Год

Класс

Название конкурсной работы

Занятое место

Уровень конкурса

1.

Зиновьева Мария

2006-2007

«Стихи о моём городе»

1 место

Городской конкурс «Молодая поэзия Снежинска»

2.

Зиновьева Мария

2007-2008

Конкурс по лингвистике

Лауреат

Региональный интеллектуальный форум «Шаг в будущее» молодых исследователей городов ЗАТО

3.

Зиновьева Мария

2008-2009

Исследовательская работа «Диалектизмы в повести В. П. Астафьева «Последний поклон»

Диплом 1 степени

Российский конкурс «Первые шаги в науку»

г. Москва

4.

Владимиров Артём

2008-2009

Исследовательская работа «Имя существительное в русском и английском языках»

Диплом 2 степени

Российский конкурс «Первые шаги в науку»

г. Москва

5.

Лукина Виктория

2009-2010

10А

Исследовательская работа «Феномен Снегурочки в русском искусстве»

Диплом участника

Всероссийский юношеский конкурс исследовательских работ им. В. И. Вернад-

ского

г. Москва

6.

Солнцев Никита

2006-2007

Олимпиада

8 место

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»

7.

Заикина Алёна

2008-2009

Сочинение «С любовью к природе»

Диплом участника

Городской конкурс «Проба пера-2009»

8.

Боронин Виктор

2007-2008

Эссе «Спасение озера Синара»

4 место

Региональный конкурс литературного творчества



Распространение результатов опыта.


Опыт по внедрению метода моделирования признан как эффективный и успешный.

В течение последних двух лет (2008-2009, 2009-2010) Т. Н. Гильгенберг делилась опытом своей работы на различных уровнях:

  • выступления на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы (г. Снежинск);

  • участие в международной научно-практической конференции «Снежинск и наука – 2008», печатная публикация в сборнике научных статей;

  • участие в V международной конференции «Образование и регионах России», печатная публикация в сборнике научных статей

(г. Екатеринбург);

  • диплом 3 степени в конкурсе «Педагогические инновации – 2009»

(г. Москва);

  • финалист конкурса «Мой лучший урок - 2009» (г. Москва):

  • участие в 1 всероссийском заочном открытом конкурсе «Мастерская учителя» (г. Санкт-Петербург)


Таким образом, результаты опыта свидетельствуют об эффективном использовании метода моделирования в обучении. Опыт показал, что применение метода моделирования, как одного из развивающих методов, способствует формированию ключевых компетенций, а также универсальных учебных действий, необходимых для самореализации учащихся. Кроме того, введение в традиционный учебный процесс метода моделирования позволяет развивать личностно-мотивационную сферу ребёнка, пространственное мышление, умение видеть целостную картину мира.





















5. ЛИТЕРАТУРА.


1. Данилюк А. Я., Кондратов А. М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2009.

2. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании.- М.: Чистые пруды, 2007.

3. Козлов В. В., Кондаков А. М. Фундаментальное ядро содержания общего образования.- М.: Просвещение, 2009.

4. Кондаков А. М., Кузнецов А. А. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.- М.: Просвещение, 2008.

5. Лукьянова М. И., Разина Н. А. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика.- М.: Педагогический поиск, 2006.

6. Петрова Г. Б. Современные технологии в обучении литературе.- Магнитогорск, 2006.

7. Поташник М. М. Требования к современному уроку.- М.: Центр педагогического образования, 2008

8. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения.- Питер, 2004.

9. Штофор В. А. Моделирование и философия.- М., 1966.

10.Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.- М.: Смысл, 2001.













16


16


16


16