Муницыпальное бюджетное образовательное учреждение детский сад№2 г.Сычевка.
Конспект
занятия по физической культуре в средней группе
Тема:Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»
Подготовила воспитатель: Никонорова Галина Николаевна.
Развивающие игры стимулируют стремление дошкольника к знаниям, учат самостоятельно решать интеллектуальные задачи. Ребенку можно предлагать разнообразные интеллектуальные игровые задания. Облеченные в занимательную форму, они вызовут интерес, а также помогут увлекательно провести время.
Дети становятся более усидчивыми, способны достаточно долго фокусироваться на одной задаче. Чтобы стимулировать логическое мышление ребенка, а также расширять его словарный запас, родителям стоит предлагать развивающие игры.
Противоположности
Взрослый называет ребенку словосочетания, а тот должен заменить прилагательное противоположными по смыслу, например:
маленький подарок — большой подарок;
хорошее настроение — ...;
чистое полотенце — ...;
веселый клоун — ...;
теплый день — ...
Также ребенку будет интересно заменять глаголы на противоположные, например, «закрывает дверь — открывает дверь».
Найди лишнее
Малышу предлагаются карточки с четырьмя картинками, три из которых можно объединить по какому-либо признаку. Например, это изображения чашки, стакана, бокала и тарелки. Задача дошкольника — отыскать лишний предмет или явление. Начинать стоит с простых карточек (три животных и птица, три фрукта и овощ), а затем усложнять задания для детей (три буквы и цифра, три диких животных и одно домашнее).
Назови одним словом
Взрослый показывает ребенку карточки с изображением групп предметов, например:
яблоко, апельсин, ананас;
клубника, малина, черника;
пианино, барабан, гитара;
сапоги, кроссовки, туфли.
Дошкольник должен назвать каждую группу одним словом: «фрукты», «ягоды», «музыкальные инструменты», «обувь». Таким образом, в процессе этих развивающих заданий у малыша закрепляются родо-видовые понятия.
Назови ласково
Все слова, которые услышит дошкольник, он должен трансформировать в ласкательные. Чтобы игра стала для вашего ребенка еще интереснее, можно каждый предлагать ему определенную тематику, например, «зима»:
снег — снежок;
санки — саночки;
зима — зимушка;
гора — горочка;
зима — зимушка;
шуба — шубка;
шапка — шапочка;
шарф — шарфик.
Что из чего сделано?
Взрослый называет словосочетания такого типа: «стакан из стекла», «варенье из слив», «сок из яблок», «нож из стали», «ваза из хрусталя», «куртка из кожи», «сковорода из чугуна» и пр. Задача ребенка — преобразовать их в словосочетания прилагательного с существительным: «стеклянный стакан», «сливовое варенье», «яблочный сок», «стальной нож» и пр.
Разбуди кота
Игра направлена на то, чтобы активизировать в детской речи названия детенышей животных. Группа дошкольников образует круг. В центре находится ведущий — кот. Он закрывает глаза, как будто спит. Остальные дети возражают себя детенышами животных. Тот, на кого укажет воспитатель, имитирует звуки выбранного детеныша (котенка, лягушонка, тигренка и пр.). Кот должен угадать, какое животное его разбудило. Если он назовет его верно, то новый «зверек» занимает место кота и становится ведущим.
Какая бывает собака?
Воспитатель просит детей представить собаку и составить о ней максимально полный рассказ: какая у нее шерсть, какого она размера, какой формы хвост, уши, какой характер и пр. Ребята по очереди называют предложения. Далее можно выбрать другое животное или вообще поменять тему, например, «Что можно делать летом».
Он, она, оно
Занятие в игровой форме знакомит дошкольника с личными местоимениями и их изменением по родам — то, что нужно для подготовки к школе. Ведущий-взрослый бросает ребенку мяч и называет местоимение «он», «она» или «оно». Малыш должен назвать существительное такого же рода, например:
он — мальчик, чайник, пол;
она — мама, кукла, книга;
оно — солнце, небо, окно.
Отвечай быстро!
Взрослый называет три прилагательных, относящиеся к одному предмету или явление. Они могут обозначать его цвет, размер, вкус, запах и пр. Ребенок отгадывает то, что подходит под названные признаки. Вот некоторые примеры заданий:
рыжая, хитрая, пушистая (лиса);
кирпичный, высокий, многоэтажный (дом);
снежная, холодная, вьюжная (зима);
зеленая, колючая, нарядная (елка).
Назови три слова
Это интересное задание направлено на активизацию словаря. Дети стоят в шеренге. Каждому воспитатель по очереди задает вопрос. Ребенок отвечает и с каждым ответом делает шаг вперед (всего три шага). Примеры вопросов и ответов:
Что можно читать? (книгу, журнал, газету).
Что можно варить? (суп, кашу, компот).
Что может летать?
Чем можно рисовать?
В эту игру ребенок также может играть один дома со взрослым.
Узнай букву
Взрослый произносит или пишет три слова, а дошкольник должен найти в них общую букву. В первом случае тренируем фонематический слух, во втором — развиваем зрительное восприятие. Примеры слов: заяц — пазлы — зима (з), мыло — лимон — крем (м).
Кто с какими буквами дружит
Эта игра для детей не только помогает запоминать буквы и развивать речь, но и очень познавательная. Ребенок получает картинку с изображением животного, например, крокодила. У мамы и папы — другие животные. Взрослый начинает: «Мой слон дружит с буквой Х, потому что у него есть хобот», или «Мой жираф дружит с буквой Ш, потому что у него есть длинная шея», или «Моя белка дружит с буквой О, потому что она любит орехи». Ребенок должен точно так же составить рассказ о своем животном.
Скажи по-другому
Дошкольнику предлагается простое предложение, в котором есть прилагательные и наречия, например: «Дети быстро съели конфеты». Теперь нужно представить, что эти слова исчезли из языка и эту мысль нужно
как-то выразить. То есть необходимо эту же фразу сказать другими словами («Ребята проглотили сладости»).
Кто больше?
Воспитатель в детском саду ставит перед дошкольниками какой-либо предмет, например, яблоко. Ребята по очереди называют его признаки, например, большое, круглое, аппетитные, спелое, ароматное, твердое и пр.
Кто у кого?
Ребенку предлагаются предметные картинки с изображением животных и их детенышей. Вначале малыш составляет простые предложения типа «У кошки котенок». Затем задача усложняется — нужно составить сложносочиненное предложение : «У кошки котенок, а у лошади жеребенок».