СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация программы здоровьесбережения в условиях работы базовой площадки ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся с ОВЗ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены особенности реализации прораммы здоровьесбережения в образовательном процессе специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения, работающего в условиях базовой площадки.

Просмотр содержимого документа
«Реализация программы здоровьесбережения в условиях работы базовой площадки ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся с ОВЗ».»

Реализация программы здоровьесбережения

в условиях работы базовой площадки

ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся с ОВЗ»


Баранова Галина Анатольевна

доцент кафедры дошкольного и начального общего образования

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области»,

кандидат педагогических наук, доцент, г. Тула


Губанова Елена Алексеевна,

директор ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья» г. Суворов


Чибисова Ольга Ивановна,

зам. директора по воспитательной работе

ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья» г. Суворов


Аннотация. В статье рассмотрены особенности реализации прораммы здоровьесбережения в образовательном процессе специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения, работающего в условиях базовой площадки.

Ключевые слова: базовая площадка; коррекционно-педагогическая работа; здоровьесберегающие технологии; системный, деятельностный, комплексный подходы; здоровьесберегающий характер образовательного процесса; здоровьесберегающие и здоровьесозидающие педагогические технологии.


Одной из важных форм повышения квалификации является организация образовательного процесса на базовой площадке. ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является базовой площадкой ГОУ ДПО ТО «Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области». Главным направление работы базовой площадки является разработка инновационных проектов, совершенствование научно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. С этой целью в школе разработана программа по здоровьесбережению «Будь здоров», которая определяет стратегию и основные направления деятельности  школы по оздоровлению всех участников образовательного процесса.

Задачи программы ориентированы на комплексное решение проблем сохранения и укрепления здоровья обучающихся:

  1. Создание реальных социально-гигиенических и социально-психологических условий в школе, способствующих укреплению здоровья.

  2. Увеличения объема двигательной нагрузки обучающихся на уроке и внеурочной деятельности.

  3. Создание каталога и приобретение методической и дидактической литературы, обеспечивающей образовательные и просветительские аспекты программы «Здоровье».

  4. Установление тесной взаимосвязи с медицинскими учреждениями по вопросам медицинского обследования, профилактики заболеваний.

  5. Формирование у школьников системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Основой разработки программы являются следующие подходы, обеспечивающие реализацию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе:

Системный подход. Человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать над формированием нравственных основ в развитии ребенка. Успешное решение задач воспитания здорового образа жизни возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.

Деятельностный подход. Культура в области здоровья и здорового образа жизни осваивается детьми в процессе совместной деятельности с педагогами. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути. Воспитывать не только в процессе бесед, а в практической деятельности, формируя нравственные качества личности.

Принцип «не навреди!» предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления, научно признанных и апробированных опытом человечества и официально признанных.

Принцип гуманизма. Признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания в области здорового образа жизни должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования. Способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру. В школе реализуется программа воспитания и социализации духовно-нравственной направленности.

Комплексный подход включает целый ряд необходимых компонентов:

- соблюдение санитарно-гигиенических требований к состоянию внутришкольной среды и организации учебного процесса;

- проведение физкультурно-оздоровительной работы;

- соблюдение рационального режима дня обучающихся;

- организация квалифицированной медицинской помощи обучающимся;

- мониторинг состояния здоровья обучающихся;

- организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающий характер образовательного процесса.

Программное обеспечение:

- адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанная на основе ФГОС НОО УО;

- адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью.

В соответствии с вышеуказанными программами разработаны и реализуются рабочие программы, специальные индивидуальные программы развития обучающихся на дому.

При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) требуется систематическая работа по сохранению и укреплению их здоровья. Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода в организации здоровьесберегающего пространства для обучающихся с ОВЗ. С этой целью в школе внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволит предотвратить или минимизировать имеющиеся у них нарушения.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни (далее – ЗОЖ), научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Профессиональная подготовленность педагогического коллектива в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся основывается на осознании ценности здоровья, здорового образа жизни как условия здоровьесозидания, активной позиции по формированию ЗОЖ.

Использование здоровьесберегающих и здоровьесозидающих педагогических технологий в образовательном процессе предусматривает комплексный подход: создание благоприятного психологического климата в урочной и внеурочной деятельности; охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, основой которых являются следующие положения:

- «Не навреди!»,

- принцип непрерывности (т.е. систематическая, последовательная работа),

- принцип индивидуальности (соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний).

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе способствует полноценному речевому, психическому, физическому и личностному развитию обучающихся.

Здоровьесберегающие технологии позволяют решать задачи совмещения высокой продуктивности учебного процесса и сохранения здоровья обучающихся (игровые технологии; технологии проектного обучения, ИКТ-технологии и др.).

Здоровьесберегающие технологии могут содержать элементы экологического воспитания и включать учащихся в процесс общения с природой (экскурсии, исследовательская работа и др.)  

Индивидуальное и дифференцированное обучение.

Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у отстающих в обучении школьников. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Некоторые учащиеся обучаются по индивидуальным программам, во время проведения контрольных работ они получают индивидуальное задание, соответствующее их возможностям, особенностям в развитии. В учебном процессе особое внимание уделяется групповой работе. Именно в группе отстающие в обучении учащиеся чувствуют себя более комфортно, чем во время фронтальной работы, учатся высказывать свое мнение. Они знают, что любой их ответ будет принят.

Рациональная организация урока, занятия:

- Соблюдение этапов занятия.

- Использование методов групповой работы.

- Применение интерактивных методов.

- Создание благоприятного психологического климата.

- Положительная мотивация. Осуществление личностно-ориентированного подхода к детям. Создание условий для проявления активности каждого участника образовательного процесса.

- Физкультурные минутки.

- Выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня.

- Дозирование объема учебной нагрузки.

- Эффективное использование средств здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз). Норма: на 15-20 минут урока, занятия по одной минуте из 3-х легких упражнений.

- Различные формы, приемы проведения физкультминуток. Каждый педагог выбирает в зависимости от содержания урока или занятия (много сидят – нейрогимнастика, т.е. растяжка, много пишут – упражнения для мышц рук, пальцев). Когнитивные упражнения (жизнерадостная гимнастика): пишем восьмерки в воздухе, показываем пальцами собачку и др. Глазодвигательные упражнения.

Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики обучающихся. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках и на разных этапах урока. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит не только развитию мелкой моторики, но и развитию речи, слухового восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций.

- Для сохранения работоспособности обучающихся во время урока, занятия нужно предусмотреть смену видов деятельности. Перемещение. Например, выполнили задание – подняли руки вверх, кто прочитал текст – встали, выполнил задание – подойди, помоги товарищу, сдайте тетради – подойдите по рядам.

- Привлечение наибольшего числа анализаторов, слуховых, осязательных.

- Работа в режиме ближнего и дальнего зрения.

- Включение в процесс познания эмоционально-чувственной сферы.

- Использование музыки.

- Логопедическая гимнастика.

- Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с ОВЗ является работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер. В коррекционных целях можно использовать элементы арт-терапии. На занятиях эта технология используется редко (в основном, в форме несложных инсценировок сказок, стихов).

Создание благоприятного психологического климата.

Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока (занятия). С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит к качественному усвоению знаний, и, как следствие, более высоким результатам.

Стиль педагогического общения учителя с обучающимися характеризуется доброжелательностью, равноправным партнерством, взаимным уважением, конструктивной позицией. Ежегодно проводятся опросы, показывающие удовлетворенность детей и родителей стилем общения в школе. От 75 % (2015) до 87% (2018) родителей отметили, что к ним доброжелательны педагоги; 93% - что к ним доброжелательна администрация школы.

В школе используются следующие методы снятия нервно- психического напряжения:

Метод самоприказа выражается в сознательном побуждении себя к выполнению очень трудных и сложных действий, в создании внутреннего состояния уверенности в том, что эти действия будут выполнены.

Релаксация – занятия по снятию психоэмоционального напряжения и обучению приемам саморегуляции. Цель релаксационных упражнений: мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения. Эти упражнения позволяют детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Игротерапия – это психотерапевтический метод, основанный на использовании ролевой игры как средства воздействия на развитие личности. Суть игротерапии состоит в том, что педагог использует терапевтическое, лечебное воздействие игры, помогающей ребёнку в преодолении психологических и социальных трудностей, препятствующих личностному и эмоциональному развитию.

Внеурочная деятельность – одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности. В школе внеурочная деятельность не заполняется чем-то случайным, всегда присутствует разумная цель и определенные стремления. Стараемся снизить психофизическое переутомление, сенсорное перенасыщение и, наоборот, способствовать психическому, физическому и эмоциональному развитию обучающихся. Это занятия по дополнительному образованию и занятия в рамках внеурочной деятельности по направлениям: духовно-нравственное, социальное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, коррекционно-развивающее.

Отсутствие учебных перегрузок обучающихся, воспитанников достигается путем обоснованного построения расписания. Для предупреждения переутомления в течение недели обучающиеся имеют облегченный учебный день в среду или четверг.

Продолжительность учебной нагрузки на уроке не превышает 40 минут, за исключением первого класса. Продолжительность перемен между уроками – 10 минут, больших перемен (после второго и третьего уроков) – 20 минут каждая.

Обучение в первом классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут, в ноябре, декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый);

- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

- организуются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

- для обучающихся 1 класса – 4 урока и 1 день 5 уроков за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков;

- для обучающихся 5-6 классов – не более 6 уроков;

- для обучающихся 7-9 классов – не более 7 уроков.

Особое внимание уделяется организационно-педагогическим условиям проведения урока: оптимальная занятость учебной деятельностью (60-80%), количество видов учебной деятельности на уроке - от 4 до 7, продолжительность видов деятельности не более 10 минут, (первой ступени - 5 минут), наличие физической или эмоциональной разрядки (минимум 2 минуты).

В образовательном процессе учитываются гигиенические факторы, влияющие на формирование здоровья - длительность применения аудиовизуальных средств (начальная школа - не более 15-20 минут, средняя - 20-25 минут).  

Для реализации двигательной активности учащихся используются рекреации. Организована игровая деятельность в соответствии с расписанием на 2 и 3 переменах. Цель игровых занятий – снять чувство усталости, способствовать «разрядке» напряжения после урока, повысить работоспособность к последующим урокам. В рекреациях проводятся подвижные игры, игры по ПДД, музыкальные перемены. 

Контроль за весом ежедневных учебных комплектов в течение учебной недели осуществляется классными руководителями совместно с родителями. На родительских собраниях в начальной школе даются рекомендации по обеспечению учащихся легкими, удобными ранцами и формах контроля за их содержимым и весом. Наличие отдельных комплектов учебников в начальных классах освобождает от необходимости приносить их из дома.  

Контроль за соответствием сменной обуви требованиям профилактической детской обуви осуществляется ежедневно дежурными учителями и администратором. В начале учебного года классные руководители доводят до сведения родителей требования к сменной обуви: недопустимость использования резиновой обуви, обуви без каблука или на высоком каблуке, необходимость отдельной обуви для занятий физической культурой и др.