Реализация технологии нейростимуляции как средство развития речевой функциональной системы ребёнка в работе логопеда и дефектолога.
Автор: учитель — логопед, дефектолог МБОУ СОШ №44 Ганьжа Елена Вячеславовна г. Нижний Тагил Свердловской области.
I. Введение
В последние годы проблема нарушения развития речи у детей приобретает все более глобальный масштаб. Постоянно растет число детей, нуждающихся в логопедической и дефектологической помощи. При этом мы отмечаем тенденцию к усугублению тяжести различных патологий у детей. Потому мы сегодня говорим о высокой актуальности этой темы.
Во многом рост ранних патологий различного генеза обуславливается современными тенденциями развития медицины, такими как эко, выхаживание глубоко недоношенных детей, а также и различными социальными программами по стимулированию рождаемости в нашей стране, которые приводят к повышению рождаемости в неблагополучных во многих отношениях семьях. И мы в данном случае говорим о том, что количество, к сожалению, не означает качество.
Таким образом, не смотря на все положительные стороны многих современных программ по повышению рождаемости, мы как коррекционные педагоги, говорим об оборотой стороне этой медали. Приходько Оксана Георгиевна в своих трудах писала, «что сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, свыше 86% имеют перинатальную патологию центральной нервной системы»[8]. .
Важно отметить, что нейропсихологические исследования показывают, что более чем у 70% детей дизонтогенез происходит на подкорковых и стволовых отделах мозга, которые формируются внутриутробно или при рождении и закладывают основу для всего последующего онтогенеза. Проблема обозначается совершенно чётко: дисфункция или незрелость различных участков головного мозга приводят к расстройствам высших психических функций.
Речь – это высшая психическая функция, которая представляет собой сложную совокупность нервных процессов, осуществляемых при совместной деятельности различных участков головного мозга. В результате интеграции областей медицины и логопедии возникла новая коррекционная технология, основанная на нейростимуляция, которая позволяет осуществлять связь между центральным и периферическим отделом речевого аппарата.
Нейропсихологические приемы в работе педагога способствует функциональному и анатомическому дозреванию корковых отделов головного мозга, формированию новых нейронных связей и стимуляции мозжечка. Таким образом, особое значение в организации речевого процесса приобретают тактильно-кинестетический и двигательный анализатор, а также принцип синхронного межполушарного взаимодействия.
Вследствие правильно организованного нейропсихологического подхода в работе логопедов и дефектологов, по результатам практической деятельности можно с уверенностью говорить о эффективности данной технологии. Таким образом появляется возможность эффективной реализации общих планируемых результатов в соответствии ФГОС: достижение высоких личностных, метапредметных и предметных результатов. Среди них важнейшее значение имеют следующие:
1. Устранение дефектов звукопроизношения (развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, установление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Развитие и совершенствование грамматического строя речи.
5. Развитие связной речи обучающихся.
6. Формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
II. Содержание:
Мне бы хотелось представить вашему вниманию авторское методическое пособие «Логопедические нейрокарточки «Весёлые пуговки». Пособие состоит их 9 различных игр и может применяться для занятия с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель пособия: стимуляция речевой функциональной системы ребёнка. Задачи:
стимуляция артикуляционной моторики
развитие фонематического восприятия
формирование речевого дыхания
формирование правильного звукопроизношения
развитию общей и мелкой моторики
развитие координации движений
снятие мышечного напряжения
формирование эмоционального восприятия
развитие памяти, внимания, логического и пространственного мышления.
Список игр с описанием хода игры:
1. Прокати пуговки по ниточке (необходимо прокатить двумя руками пуговки по заданной траектории).
2. Собери узор (необходимо выложить пуговками одинаковый узор на двух полях одновременно двумя руками)
3. Подними нужный пальчик ( необходимо приподнять тот пальчик вверх одновременно на правой и левой руке, какой цвет выкладывает пуговками педагог)
4. Выложи ритм (необходимо выложить пуговками одновременно двумя руками заданный в образце ритм)
5. Прыгай пальчиками по пуговкам (необходимо перемещать пальчики по пуговкам в соответствии с их числом)
6. Ударь ладошкой по столу ( необходимо простучат по столу ладошками заданный с помощью пуговок ритм)
7. Собери бусы ( необходимо собрать бусы, соблюдая связь цвета и буквы)
8. Расставь пуговки парами( необходимо расставить пуговки парами, соблюдая связь цвета и цифры)
9. Обведи маркером только пуговки нужного цвета ( необходимо маркерами обвести только пуговки нужного цвета одновременно двумя руками)
III Результаты опробации практики
Практика успешно применяется в работе со школьниками младших классов и особенно востребовано в работе с детьми ОВЗ. В ходе занятий и по результатам мониторинга у детей существенно улучшаются все показатели речевого развития: происходит быстрая автоматизация звуков в речи, улучшается память и внимание, возрастает мотивация, обостряется фонетико-фонематический слух.
IV Перспективы использования данной практики
Успешное использование логопедических нейрокарточек «Весёлые пуговки» в работе как с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так и с ребятами, имеющими не столь серьёзные отклонения в развитии речи, очень эффективно и имеет большие перспективы. Важное значение имеет универсальность этих игр. Так каждая из представленных игр является исходным образцом для варьирования с сохранением основного принципа игры. При этом не требует длительной подготовки раздаточного материала, т. к. его можно за пару минут изготовить как вместе с детьми в качестве подготовительного задания, так и самостоятельно педагогу непосредственно перед занятием. В качестве речевого материала, который проговаривается детьми во время игры, могут выступать любые звуки, слоги, слова, фразы, чистоговорки и т. д. в зависимости от возраста ребёнка и логопедических задач.
I
Список использованных источников
Архипова Е.Ф., Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей, М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М.: В.Секачев, 2014. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
Гарева Т. А. Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 95-97
Глухов В.П. Основы психолингвистики: учебное пособие для студентов педвузов – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351 с.
Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. 3-е изд. - М.: Академический проект, 2000. - 512 с.
Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - 2012. - № 3. С. 28-35
Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Специальное образование, №2. – 2010
Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста . -- СПб.: КАРО, 2013. – 160 с.
Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии . -- Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 480 с.