СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация технологии нейростимуляции как средство развития речевой функциональной системы ребёнка в работе логопеда и дефектолога.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о нейростимуляции речевой функциональной системы ребёнка  через игровую деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Реализация технологии нейростимуляции как средство развития речевой функциональной системы ребёнка в работе логопеда и дефектолога.»

Реализация технологии нейростимуляции как средство развития речевой функциональной системы ребёнка в работе логопеда и дефектолога.

Автор: учитель — логопед, дефектолог МБОУ СОШ №44 Ганьжа Елена Вячеславовна г. Нижний Тагил Свердловской области.



I. Введение

В последние годы проблема нарушения развития речи у детей приобретает все более глобальный масштаб. Постоянно растет число детей, нуждающихся в логопедической и дефектологической помощи. При этом мы отмечаем тенденцию к усугублению тяжести различных патологий у детей. Потому мы сегодня говорим о высокой актуальности этой темы.

Во многом рост ранних патологий различного генеза обуславливается современными тенденциями развития медицины, такими как эко, выхаживание глубоко недоношенных детей, а также и различными социальными программами по стимулированию рождаемости в нашей стране, которые приводят к повышению рождаемости в неблагополучных во многих отношениях семьях. И мы в данном случае говорим о том, что количество, к сожалению, не означает качество.

Таким образом, не смотря на все положительные стороны многих современных программ по повышению рождаемости, мы как коррекционные педагоги, говорим об оборотой стороне этой медали. Приходько Оксана Георгиевна в своих трудах писала, «что сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, свыше 86% имеют перинатальную патологию центральной нервной системы»[8]. .

Важно отметить, что нейропсихологические исследования показывают, что более чем у 70% детей дизонтогенез происходит на подкорковых и стволовых отделах мозга, которые формируются внутриутробно или при рождении и закладывают основу для всего последующего онтогенеза. Проблема обозначается совершенно чётко: дисфункция или незрелость различных участков головного мозга приводят к расстройствам высших психических функций.

Речь – это высшая психическая функция, которая представляет собой сложную совокупность нервных процессов, осуществляемых при совместной деятельности различных участков головного мозга. В результате интеграции областей медицины и логопедии возникла новая коррекционная технология, основанная на нейростимуляция, которая позволяет осуществлять связь между центральным и периферическим отделом речевого аппарата.

Нейропсихологические приемы в работе педагога способствует функциональному и анатомическому дозреванию корковых отделов головного мозга, формированию новых нейронных связей и стимуляции мозжечка.  Таким образом, особое значение в организации речевого процесса приобретают тактильно-кинестетический и двигательный анализатор, а также принцип синхронного межполушарного взаимодействия.

Вследствие правильно организованного нейропсихологического подхода в работе логопедов и дефектологов, по результатам практической деятельности можно с уверенностью говорить о эффективности данной технологии. Таким образом появляется возможность эффективной реализации общих планируемых результатов в соответствии ФГОС: достижение высоких личностных, метапредметных и предметных результатов. Среди них важнейшее значение имеют следующие:

1. Устранение дефектов звукопроизношения (развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, установление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

    2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

    3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня.

    4. Развитие и совершенствование грамматического строя речи.

    5. Развитие связной речи обучающихся.

6. Формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.





II. Содержание:

Мне бы хотелось представить вашему вниманию авторское методическое пособие «Логопедические нейрокарточки «Весёлые пуговки». Пособие состоит их 9 различных игр и может применяться для занятия с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель пособия: стимуляция речевой функциональной системы ребёнка. Задачи:

  • стимуляция артикуляционной моторики

  • развитие фонематического восприятия

  •  формирование речевого дыхания

  • формирование правильного звукопроизношения

  • развитию общей и мелкой моторики

  • развитие координации движений

  • снятие мышечного напряжения

  • формирование эмоционального восприятия

  • развитие памяти, внимания, логического и пространственного мышления.

        Все игры проводятся с использованием декоративных разноцветных пуговок разного цвета и карточек с заданиями. Задания выполняются одновременно двумя руками.

Список игр с описанием хода игры:

1. Прокати пуговки по ниточке (необходимо прокатить двумя руками пуговки по заданной траектории).

2. Собери узор (необходимо выложить пуговками одинаковый узор на двух полях одновременно двумя руками)

3. Подними нужный пальчик ( необходимо приподнять тот пальчик вверх одновременно на правой и левой руке, какой цвет выкладывает пуговками педагог)

4. Выложи ритм (необходимо выложить пуговками одновременно двумя руками заданный в образце ритм)

5. Прыгай пальчиками по пуговкам (необходимо перемещать пальчики по пуговкам в соответствии с их числом)

6. Ударь ладошкой по столу ( необходимо простучат по столу ладошками заданный с помощью пуговок ритм)

7. Собери бусы ( необходимо собрать бусы, соблюдая связь цвета и буквы)

8. Расставь пуговки парами( необходимо расставить пуговки парами, соблюдая связь цвета и цифры)

9. Обведи маркером только пуговки нужного цвета ( необходимо маркерами обвести только пуговки нужного цвета одновременно двумя руками)

III Результаты опробации практики

Практика успешно применяется в работе со школьниками младших классов и особенно востребовано в работе с детьми ОВЗ. В ходе занятий и по результатам мониторинга у детей существенно улучшаются все показатели речевого развития: происходит быстрая автоматизация звуков в речи, улучшается память и внимание, возрастает мотивация, обостряется фонетико-фонематический слух.

IV Перспективы использования данной практики

Успешное использование логопедических нейрокарточек «Весёлые пуговки» в работе как с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так и с ребятами, имеющими не столь серьёзные отклонения в развитии речи, очень эффективно и имеет большие перспективы. Важное значение имеет универсальность этих игр. Так каждая из представленных игр является исходным образцом для варьирования с сохранением основного принципа игры. При этом не требует длительной подготовки раздаточного материала, т. к. его можно за пару минут изготовить как вместе с детьми в качестве подготовительного задания, так и самостоятельно педагогу непосредственно перед занятием. В качестве речевого материала, который проговаривается детьми во время игры, могут выступать любые звуки, слоги, слова, фразы, чистоговорки и т. д. в зависимости от возраста ребёнка и логопедических задач.



I









Список использованных источников

  1. Архипова Е.Ф., Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей, М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254

  2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М.: В.Секачев, 2014. – 264 с., цветная вклейка 12 с.

  3. Гарева Т. А. Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 95-97

  4. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учебное пособие для студентов педвузов – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351 с.

  5. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. 3-е изд. - М.: Академический проект, 2000. - 512 с.

  6. Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - 2012. - № 3. С. 28-35

  7. Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Специальное образование, №2. – 2010

  8. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста . -- СПб.: КАРО, 2013. – 160 с.

  9. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии . -- Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 480 с.